Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе
методическая разработка на тему

Евдокимова Жанна Владимировна

Эти рекомендации по созданию уголков в группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию развивающей среды

в дошкольном учреждении.

Автор: Евдокимова Жанна  Владимировна

Тамбов 2017

План

1 Условие развития развивающей среды.

1 Особенности проектирования «зоны ближайшего развития»

3 Психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса дошкольного учреждения.

4 Дизайн и эргономика современной среды дошкольного учреждения.

5 Создание здоровьесберегающего пространства.

                                      Информационные ресурсы

Используемая литература

Н.В. Нищева «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду» «ДЕТСТВО ПРЕСС» Санкт-Петербург 2006 год

Научно-методический журнал «Методист ДОУ» выпуск №2 2008 год страницы 32,36

Современный детский сад-это место, где ребёнок получает опыт эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных сферах развития и жизни.

Главным условием становится правильная организация развивающей предметной среды.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Предметную среду следует проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в дошкольном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) т.е. на завтрашние возможности детей.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у ребёнка чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества  .

Чуткие и опытные педагоги насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребёнка.  

     Организуя предметную среду в групповой комнате, спальной, раздевалке, воспитатели стараются учесть закономерности психического развития детей данного возраста, показатели их здоровья, индивидуальные особенности, уровень общего и речевого развития, способностей и интересов. Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: "сегодня", "вчера", "завтра".

Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды.                                     Поэтому воспитатели стараются оформить и преподнести детям методический материал забавно, интересно выразительно, давая ребёнку возможность вырезать, строить, составлять, изображать. Это пробуждает в ребёнке любопытство и легко запоминается.            

  Создавая в группе условия для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, чувствуют и переживают. Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребёнку вещей снимает стрессообразующий фактор. Помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. В групповой комнате необходимо создать уголок уединения - то место, в котором можно побыть одному. Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребёнка, не стоит забывать и об эстетической составляющей организации пространства.

Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные произведения профессионалов. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие дошкольников.

 добиться желаемого оттенка стен позволяют экологически чистые вододисперсионные интерьерные краски. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры следует отдавать предпочтение светло-голубому, светло-зелёному, светло-жёлтому тонам. Лучше не использовать серые, слишком тёмные или насыщенные тона. Краски группы должны поднимать настроение. В группе ни в коем случае не должно быть сумрачно. Замечательно, если освещён каждый уголок. Мебель, оборудование, пособия, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарные модули прочно крепятся к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм. Итак, исходя из вышесказанного, опираясь на создание здоровьесберегающего пространства, психологических основ конструктивного взаимодействия а так же дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения можно создать следующие центры для детей от 5 до 6 лет.

«Центр грамотности»

Старший дошкольный возраст - это период оформления социально-

стандартизованной речи, когда дети осваивают навыки общения и поведения.

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стульчики для занятий у зеркала.

3. Полка для пособия.

4. Игрушки и пособия для развития дыхания («мыльные пузыри»,

надувные игрушки).

5. Картотека предметных и сюжетных картинок.

6. Серии сюжетных картинок.

7. Дидактические игры для автоматизации и дифференциации

поставленных звуков.

8. Дидактические игры для формирования грамматического строя речи

(«Найди маму», «Найди домик»).

9. Лото и домино по изученным лексическим темам.

10.Магнитная азбука.

11.Диапроектор.

Центр «Математическая игротека»

Работу в старшей группе строят таким образом, чтобы не только обеспечить

прочное усвоение детьми знаний, но и развивать произвольное внимание, память, интерес к приобретению знаний, воспитать нравственно-волевые качества, необходимые им как будущим школьникам.

1. Раздаточный счётный материал (игрушки, мелкие предметы).

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур,

счётного материала.

3. «Волшебные часы».

4. Счёты, счётный палочки.

«Центр приролы»

Знакомить детей с центром природы, животными. Учит

любить и защищать окружающую среду.

1. Календарь природы.

2. Аквариум с рыбками.

3. Живая черепаха.

4. Клетка с птичкой.

5. Глобус.

6. Оборудование по уходу за комнатными растениями:

лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы,

тряпочки, грабельки.

7. Корм для рыбок.

8. Литература:

- «Стихи и загадки о временах года, «Животный мир

России», «Животный мир Земли»;

9. Наборы открыток:

- «Пёстрый мир аквариума»;

- «Бабочки»;

- Комнатные растения»;

- «У моря».

10. Поделки из природного материала.

Центр «Наша библиотека»

Здесь прививается интерес к художественной литературе.

1. Стеллаж для книг.

2. Детские книги по программе и любимые книги детей; 2"3 постоянно

сменяемых детских журнала, энциклопедии, справочная литература.

3. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки,

потешки.

4. Магнитофон.

Центр «Учимся строить»

Строительные игры предоставляют большие возможности для

всестороннего развития личности дошкольника.

1. Строительный конструктор с блоками среднего размера.

2. Тематический строительный набор «Кремль».

3. Небольшие игрушки для обыгрывания построек.

4. Транспорт (мелкий, средний, крупный).

5. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, специальный

транспорт)

6. Игра «Логический кубик»

Центр «Искусства»

Дети стремятся передать в рисунке, лепке, аппликации сходство с

реальными предметами или явлениями, желание отразить свои жизненные

впечатления, эмоциональное отношение к изображаемому, Т.е. повторное

переживание в процессе создания образа тех ярких эмоций, которые возникали у

него ранее.

1. Цветной мел.

2. Гуашевые, акварельные краски.

3. Фломастеры, цветные карандаши.

4. Пластилин, солёное тесто.

5. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, ленты,

самоклеящаяся плёнка, старые открытки, природные материалы (сухие

листья, семена различных растений).

6. Кисти, палочки, стеки, ножницы.

7. Клейстер.

8. Доска для рисования мелом.

9. Книжки-раскраски.

10. Книги «Русская матрёшка», «Росписи Хохломы», «Филимоновские

свистульки», «Богородская игрушка».

11. Скульптуры малых форм.

Центр экпериментирования

Один из самых любимых детьми центров - настоящая лаборатория!

1. Шкаф для пособий и оборудования.

2. Резиновый коврик.

3. Передники.

4. Салфетки бумажные.

5. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, различные

семена и плоды, мох, листья, перья и Т.п.

6. Сыпучие продукты: жёлуди, фасоль, горох, манка, мука, соль.

7. Ёмкости разной вместимости, ложки, палочки, воронка.

8. Лупы.

9. Весы.

10.Технические материалы (гайки, болты, гвозди).

11.Вспомогательные материалы (пинцеты, вата, шприцы без игл).

Физкультурный центр

в старшей группе усложняется и приобретает большее значение связь

физического воспитания с умственным и особенно нравственным: дети

учатся справедливо распределять роли в игре, достойно вести себя в играх-

соревнованиях, приобретают организаторские навыки, приучаются

действовать согласованно

1. Мячи разных размеров и цветов.

2. Мячи малые разных цветов.

3. Обручи.

4. Флажки.

5. Гимнастические палки.

6. Кегли.

7. «Дорожки движения» с моделями выполнения заданий.

8. Скакалки.

9. Нетрадиционное спортивное оборудование.

10.Массажные и ребристые коврики.

11.Надувной бассейн с мячиками.

Музыкальный центр

Музыка - один из видов искусства, который обращён непосредственно к

человеческому чувству. Язык музыкальных звуков позволяет выразить то,

что труднее всего полноценно передать с помощью речи: человеческие

эмоции и настроения.

1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, гусли, бубен).

2. Шумовые музыкальные инструменты.

3. Балалайка.

4. Гармонь.

5. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для

детей, голосов природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды...

Методические рекомендации проектирования предметно-развивающей среды в группе детского сада

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в ДОУ

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в ДОУ...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды ДОУ, при изучении ПДД.

Осознанное отношение ребенка к своему здоровью и жизни активно формируется в период его социализации, следовательно роль ДОУ  в формировании у детей безопасного образа жизни трудно переоценить.Пр...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды совместно с родителями воспитанников.

Данные методические рекомендации предназначены педагогам организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. Чтобы достичь качественного показателя содержательно-насыщен...