Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры
статья (младшая группа) на тему

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребёнка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. «Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. 

    Сюжетно-ролевая игра, самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

 В настоящее время учёные обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада.

    Наблюдения показывают, что ролевые игры, весьма однообразные и ограниченные в основном семейной тематикой. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты». Между тем именно эти игры в наибольшей степени способствуют вхождению ребёнка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом. То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может свидетельствовать, что игра перестаёт быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники всё более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев (зачастую негативных).

    Бедность и примитивность игр пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение в основном происходит в совместной игре. Именно совместная игра (её правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

    Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников и её влияние на коммуникативные способности и умения являются крайне актуальной задачей.

    Следует отметить, что исследования, в основном затрагивают возрастной период, начиная с 6 – 7 лет. Однако потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников уже к 4 годам и, следовательно, появляется потребность в организации эффективного взаимодействия. Применительно к данному возрастному периоду, можно констатировать, что в психолого-педагогической литературе недостаточно раскрыты содержание коммуникативных способностей и умений, критерии и показатели их сформированности у детей 4 лет, не определены условия формирования коммуникативных способностей и умений у детей данного возраста.

Задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение.

Чтобы правильно построить свою игру с ребёнком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.

Для развития коммуникативных способностей и умений, мною разработаны проекты сюжетно – ролевых игр для младших дошкольников.

Цель: Помощь младшим дошкольникам в организации сюжетно – ролевой игры.

Задачи:

1.Обучать детей простейшим формам ролевого взаимодействия, демонстрировать образцы содержательных ролевых диалогов.

2.Формировать умение словесно обозначать игровую роль и принятие роли партнёра по игре.

3. Развивать речевую активность детей, отображающую их ролевое поведение.

4. Закрепить ранее полученные знания о труде взрослых.

5. Воспитывать у ребёнка желание играть со сверстниками.

Перед знакомством с новой игрой проводится  предварительная  работа:

- чтение художественной литературы;

- показ наглядного материала;

- изготовление атрибутов к игре;

 - дидактические игры;

 - игровые упражнения.

При организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение имеет индивидуальный подход к каждому ребёнку, в зависимости от его интересов и способностей.

Важным в подготовке и организации сюжетно – ролевых игр с дошкольниками имеет взаимодействие с семьями воспитанников, их непосредственное участие.

Взаимодействие с родителями:

-консультации;

- беседы;

- наглядная информация;

 -изготовление атрибутов;

- пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

Организуя, планомерно и целенаправленно сюжетно – ролевую игру, к концу учебного года, большинство детей проявляют интерес, самостоятельность в игре: воплощают свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывают. Дети придумывают новые варианты использования предметов. Игра сопровождается развёрнутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. Младшие дошкольники могут самостоятельно брать на себя несложные роли, отступать от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывать собственный.

 

Литература:

 

1.Доронова Т.Н., Кабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002г.

2.Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.

3.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. М.: Академический проект, 2001.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребёнка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. «Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. 

    Сюжетно-ролевая игра, самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

 В настоящее время учёные обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада.

    Наблюдения показывают, что ролевые игры, весьма однообразные и ограниченные в основном семейной тематикой. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты». Между тем именно эти игры в наибольшей степени способствуют вхождению ребёнка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом. То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может свидетельствовать, что игра перестаёт быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники всё более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев (зачастую негативных).

    Бедность и примитивность игр пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение в основном происходит в совместной игре. Именно совместная игра (её правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

    Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников и её влияние на коммуникативные способности и умения являются крайне актуальной задачей.

    Следует отметить, что исследования, в основном затрагивают возрастной период, начиная с 6 – 7 лет. Однако потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников уже к 4 годам и, следовательно, появляется потребность в организации эффективного взаимодействия. Применительно к данному возрастному периоду, можно констатировать, что в психолого-педагогической литературе недостаточно раскрыты содержание коммуникативных способностей и умений, критерии и показатели их сформированности у детей 4 лет, не определены условия формирования коммуникативных способностей и умений у детей данного возраста.

Задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение.

Чтобы правильно построить свою игру с ребёнком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.

Для развития коммуникативных способностей и умений, мною разработаны проекты сюжетно – ролевых игр для младших дошкольников.

Цель: Помощь младшим дошкольникам в организации сюжетно – ролевой игры.

Задачи:

1.Обучать детей простейшим формам ролевого взаимодействия, демонстрировать образцы содержательных ролевых диалогов.

2.Формировать умение словесно обозначать игровую роль и принятие роли партнёра по игре.

3. Развивать речевую активность детей, отображающую их ролевое поведение.

4. Закрепить ранее полученные знания о труде взрослых.

5. Воспитывать у ребёнка желание играть со сверстниками.

Перед знакомством с новой игрой проводится  предварительная  работа:

- чтение художественной литературы;

- показ наглядного материала;

- изготовление атрибутов к игре;

 - дидактические игры;

 - игровые упражнения.

При организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение имеет индивидуальный подход к каждому ребёнку, в зависимости от его интересов и способностей.

Важным в подготовке и организации сюжетно – ролевых игр с дошкольниками имеет взаимодействие с семьями воспитанников, их непосредственное участие.

Взаимодействие с родителями:

-консультации;

- беседы;

- наглядная информация;

 -изготовление атрибутов;

- пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

Организуя, планомерно и целенаправленно сюжетно – ролевую игру, к концу учебного года, большинство детей проявляют интерес, самостоятельность в игре: воплощают свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывают. Дети придумывают новые варианты использования предметов. Игра сопровождается развёрнутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. Младшие дошкольники могут самостоятельно брать на себя несложные роли, отступать от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывать собственный.


Литература:

1.Доронова Т.Н., Кабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002г.

2.Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.

3.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. М.: Академический проект, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Статья на тему: " ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ"...

Обеспечение результативности в формировании коммуникативных навыков младших дошкольников через сюжетно-ролевые игры

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Создание игровой среды....

Консультация для воспитателей «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.Во-первых, современное общество требует...

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»...

Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Игра  является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы, сообразительно...

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....

ПРОЕКТ «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно - ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводя...