Из опыта работы
статья по теме
Из опыта работы кружковой деятельности «Умный дошкольник».
Программа дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие», за счет развития логического мышления детей дошкольного возраста. Предполагает использование интерактивной доски, интерактивного стола, компьютерных программ. Работа кружка является логичным дополнением к комплексно-тематическому планированию образовательной программы МАДОУ.
Цель программы: Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи программы:
Развивающие: Развитие познавательного интереса. Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание, систематизация. Развитие интеллектуальных способностей.
Воспитывающие: Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
Обучающие: овладение детьми приемами работы с интерактивной доской и интерактивным столом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из опыта работы»
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним. Уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.
Мною разработана программа для работы с детьми 5-6 лет, которая обеспечивает достижение целевых ориентиров дошкольного образования через развитие логического мышления у детей. Программа предполагает решение задач, актуальных для работы с детьми данного возраста: развитие познавательного интереса, конструктивного и логического мышления. Выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155). Выбор содержания программы в части, формируемой участниками образовательных отношений был обусловлен запросом родителей – 72%, желающих углубленно развивать интеллектуальные способности каждого ребенка, гарантирующие их поступление в образовательные учреждения повышенного уровня развития.
Образовательная программа «Умный дошколенок» дополнила и расширила задачи образовательной области «Познавательное развитие», за счет развития логического мышления детей дошкольного возраста. Предполагает использование интерактивной доски, интерактивного стола, компьютерных программ. Работа кружка является логичным дополнением к комплексно-тематическому планированию образовательной программы МАДОУ. Цель программы: Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи программы:
Развивающие: Развитие познавательного интереса. Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание, систематизация. Развитие интеллектуальных способностей.
Воспитывающие: Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
Обучающие: овладение детьми приемами работы с интерактивной доской и интерактивным столом.
Мышление ребенка осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Развитие словесно-логического мышления у детей порождает как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и правила логики рассуждений. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и, при необходимости, одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Программа «Умный дошколенок» предполагает систематическую, разноплановую работу по развитию логического мышления, использование творческих, инновационных форм и методов обучения и воспитания детей.
В процессе реализации программы построение образовательной деятельности строилось на основе педагогических технологий активизации деятельности дошкольников путем создания проблемных ситуаций, использования дидактических игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Игры и упражнения на развитие логического мышления явились средством достижения заявленной цели программы. Чтобы приучить ребенка к умственному труду возникла необходимость сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигалась разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекал быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Роль игры состояла в том, чтобы научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками. В работе использовались предметные игры: дидактические; развивающие (имеющие несколько уровней сложности); игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом); игры со счетными палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша, которые развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете, размере; словесные игры: загадки; логические задачи; пальчиковые игры и игры-шнуровки, которые активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Использование интерактивной доски, интерактивного стола как средства развития логического мышления, помогало нам в достижении поставленных целей, через использование развивающих компьютерных игр.
В результате моей работы у детей сформированы представления о здоровом образе жизни при работе с информационными технологиями; они проявляют интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств, и качеств; умеют выполнять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства.
У большинства воспитанников развито умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. Дети научились планировать свои действия, направленные на достижение конкретных целей. Развиты такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети самостоятельно сравнивают предметы, выделяя признаки отличия и сходства по 3-5 качествам, группируют предметы по разным основаниям, умеют работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции при работе с компьютерными технологиями; дети имеют представления о современных информационных компьютерных технологиях, способах работы с ИКТ, владеют приемами работы с интерактивной доской, интерактивным столом; владеют умениями конструировать, сравнивать, упорядочивать и классифицировать объекты на основе выделения их существенных свойств.
Ольховецкая Евгения Михайловна
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Д/с №16»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65520.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-219482-1369680469.jpg)
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353029-1385282865.jpg)
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1222845-1583084924.jpg)
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1463404-1678722054.jpg)
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-1062607-1538054305.jpg)
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....
- Мне нравится (7)