Обзор существующих в системе дошкольного образования методов и инструментов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей
статья на тему

Краткий обзор существующих методик педагогической диагностики, определение оптимальных методов, инструментов, а также способов фиксации результатов  педагогической диагностики для  определения уровня индивидуального развития по пяти основным сферам инициативы детей дошкольного возраста с использованием учебников, пособий, иных открытых источников (сайты ДОО, отчеты о самообследовании, научные труды и публикации в СМИ).

Анализ используемых методов и инструментов педагогической диагностики, полученных от  100 ДОО путем заполнения специально разработанной анкеты. Выявление наиболее эффективных методов и инструментов педагогической диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор существующих в системе дошкольного образования методов и инструментов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей

Яловецкий В.И.  к.т.н., Мамедова Ж.С. к.психол.н., Панченко С.С.  к.пед.н.,

Богданова О.В.,  Нарушев Е.С. к.т.н., Бежанян М.В.

Данное обследование проведено в рамках выполнения Государственного контракта от 20 октября 2017 г. № 08.022.11.0046  «Разработка методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации», заключенного Министерством образования и науки Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-Технический Центр «Прогресс-Инфотех».  

Целью данного обзора является исследование существующих методик и инструментов педагогической диагностики для создания  диагностического материала (карты развития) оценки уровня индивидуального развития детей в дошкольных образовательных  учреждениях Российской Федерации.

Педагогическая диагностика основывается на специальных алгоритмах, разрабатываемых медиками, психологами, учителями. В настоящее время в российском образовании наблюдается постепенный переход от классической системы обучения к формированию гармонически развитой личности ребенка. Эти преобразования отечественной педагогики предполагают применение новых инструментов для анализа учебных, внеурочных результатов, сопоставления полученных фактов, поиска способов решения выявленных проблем [23].

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики, а та, в свою очередь, взяла на вооружение многие методы и модели медицины.

К. Ингенкамп считал приемлемым следующее определение педагогической диагностики: «Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения» [1].

Основными разработчиками в области диагностики, в т.ч. педагогической,  были Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия [2]; Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В. Ф. Мачихина [3]; С.Я. Рубинштейн [4]; А.А. Венгер, Г.Л. Выгодский, Э.И. Леонгард [5] и др.

Многие положения названных источников не потеряли своей актуальности и сегодня.

Особое место занимали и занимают работы С. Д. Забрамной (1971, 1985, 1993, 1995, 1999 гг.), ставшие классическими учебными пособиями для многих поколений студентов-дефектологов. Особая веха связана с фактом перевода на русский язык книги американского психолога Анны Анастази «Психологическое тестирование» в 1982 году под редакцией К.М. Гуревича [6].

Теоретические основы педагогической диагностики как самостоятельной научно-практической отрасли педагогики были заложены следующими разработчиками:
А.С.Белкин, Б.П. Битинас, Ю.З. Гильбух, Н.К. Голубев, К. Ингенкамп, Г.А. Карпова
и др.

Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной, нежели сформировавшейся научной дисциплиной.

И если психодиагностика стремится описать личность и ее отдельные стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности ребенка, на поиск причин этих результатов и характеристику целостности педагогического процесса, т.е. это изучение личности ребенка, включенного в педагогический процесс.

Следует учитывать, что для воспитателя (педагога)  диагностика – это не просто оценка каких-либо личностных признаков ребенка, а анализ совместного с воспитанником движения от одной цели к другой, так как в педагогическом процессе и ребенок, и воспитатель (педагог) подвержены изменениям.

Для проведения педагогической диагностики необходимо знать:

  • − теоретико-методологические основы диагностического процесса;
  • − современные подходы к организации, методическому обеспечению и проведению изучения развития детей;
  • − основные психодиагностические методики и анализ результатов исследований.

Необходимо проводить:

  • психолого-педагогическое изучение развития детей;
  • обрабатывать и анализировать результаты диагностики;
  • на основании полученных результатов определять пути коррекционно-развивающей работы.

Методическим обеспечением при проведении  педагогической диагностики должны стать оценка методов психофизиологических (оценка свойств нервной системы и др.), физиологических (оценка вегетативного индекса и др.), психологических (методики самооценки личностных качеств и состояния). Задача состоит в том, чтобы:

1) из большого числа показателей получить интегральную оценку;

2) выбрать оптимальное число методик и показателей, необходимых для диагностики;

3) выбранные методики должны удовлетворять основному требованию массовых обследований – комфортности: респонденты не должны испытывать неприятных ощущений в процессе исследования.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная педагогическая диагностика. Она является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь, позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его особенностям.

При выборе методов и инструментов для проведения диагностики необходимо учитывать:

  • -  возрастную периодизацию детей;
  • - направления диагностики: деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми;
  • - основные сферы диагностики инициативы ребенка (творческой; инициативы целеполагания; познавательной; коммуникативной и двигательной инициатив, проявляемых в различных видах детальности).

В связи с вышеуказанным, полагаем ввести и использовать следующее определение понятия «педагогическая диагностика» - выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности  личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной развивающей или коррекционно-развивающей работы с ним, при применении специальных методов и инструментов [22].

Ниже  рассмотрим т проанализируем существующие в системе дошкольного образования методы и инструменты педагогической диагностики

Методы педагогической диагностики:

Существует множество классификаций методов применительно к педагогической диагностике, например, традиционная классификация, классификация методов по назначению, по типу деятельности и др. (классификация, предложенная Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, В.Ф. Харламовым, Н.М. Верзилиным, Е.И. Перовским,
Е.Я. Голантом, Д.О. Лордкипанидзе, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, М.И. Махмутовым и др.).

Ниже рассмотрим четыре основные группы  методов психологии:

a) неэкспериментальные психологические методы;

б) диагностические методы;

в) экспериментальные методы;

г) формирующие методы.

Объективность и достоверность психологических исследований достигается при помощи математических методов обработки полученных результатов.

Методы педагогической диагностики объединяются в две группы:

методы, применяемые на предварительном этапе диагностики;

методы, с помощью которых осуществляется ход диагностического исследования на основном этапе и оформление его итогов.

Отличие диагностических и экспериментальных методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, — от исследования степени овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутригрупповых отношений.

К диагностическим исследовательским методам относятся: шкалирование, тестирование, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приёмы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

Современная диагностика включает в себя различные конкретные методики (инструменты) в виде тестов и стандартизированных опросников (миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросники Айзенка, Кеттела, Лири, Роттера и др.).

Применительно к оценке уровня индивидуального развития ребенка личность должна изучаться комплексно, следовательно, важно как исследование её мотивационной и эмоциональной сфер, так и интеллектуальной. Для этого используются методики, диагностирующие познавательные процессы и способности, различные личностные свойства и отношения, как сознательные, так и бессознательные. Важную роль в исследовании бессознательного играют проективные методы, такие как тесты, фрустрационные картинки Розенцвейга, пятна Роршаха, тест руки Вагнера, неоконченные предложения и многие другие.

Тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения [6]. Метод тестов является одним из основных в современной диагностике, а по уровню популярности в образовательной и профессиональной диагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.

Тест — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами. В этом случае экспериментатор зависим даже в вопросах интерпретации тестовых результатов, так как не волен изменять готовые интерпретации и игнорировать установленные статистические нормы, обычно входящие в состав ключей тестов.

Использование определённых и конкретных тестов в психологии наиболее отчётливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования.

В отечественной диагностике различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня (констатации) развития этих психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом эксперименте, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотноситься с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения.

Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер. Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение на широкое использование диагностических методов в большинстве прикладных областей психологической и педагогической науки. В силу этого ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя специальной (психологической) подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных.

Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда — стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методов требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Метод проективной техники – это группа методик, предназначенных для диагностики личности (Л. Франк).

Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие её к активности.

Следует различать следующие группы проективных методик (инструментов):

1. Конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (например, тест Роршаха).

2. Конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (например, тест Мира).

3. Интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации (например, Тематической Апперцепции тест – ТАТ).

4. Катартические – осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (например, психодрама).

5. Экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (например, рисуночные проективные тесты).

6. Импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (например, тест Люшера).

7. Аддитивные – завершение предложения, рассказа, истории (например, «предложения завершения методики»).

На основе проведенного анализа существующих в системе дошкольного образования методов и инструментов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей  была разработана и направлена в адрес 100 дошкольных образовательных организаций  анкета,  содержащая  9 разделов:

  •  Творческая инициатива, инициатива как целеполагание,
  •  Познавательная инициатива,
  •  Коммуникативная и двигательная инициатива, проявляемые в различных видах деятельности,
  •  Деятельностные умения ребенка,
  •  Интересы, предпочтения, склонности ребенка,
  •  Личностные особенности ребенка,
  •  Поведенческие проявления ребенка
  •  Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками
  •  Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми,

каждый из которых включал методы и инструменты по пяти основным сферам инициативы ребенка:

- творческой;

- инициативы целеполагания;

- познавательной;

- коммуникативной;

- двигательной

  и 3 вопроса организационно-методического характера.

В рамках выполнения государственного контракта были проведены обработка и анализ данных, собранных в результате кабинетных исследований (27 учебников и пособий, 20 сайтов дошкольных организаций, 25 наименований открытых источников (отчеты о самообследовании, СМИ)).

Осуществлено обобщение материалов эмпирических исследований: собранных результатов анкет (100 анкет),  расшифровки анкетных данных и результатов их анализа.

Анализ сайтов дошкольных организаций показал, что в настоящее время стандартная форма ведения сайта организации не включает в себя эмпирические данные по педагогической диагностике, а именно: методы и инструменты диагностики, которые применяются в дошкольной организации. Раздел «советы для родителей» на сайте также не включает информацию о проведении анализа развития ребенка в домашних условиях, интерпретацию педагогической диагностики или иные материалы для проведения педагогической диагностики. Возможно в дошкольной организации «в уголке родителей» размещается такая информация, однако, широко и доступно она не размещается на сайте.

Дошкольные образовательные организации с целью соблюдения конфиденциальности получаемых результатов диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста не размещают такую информацию в открытом доступе, соблюдают строгую регламентацию доступа к полученной информации о детях. Педагогам и родителям результаты предоставляются в виде психолого-педагогической характеристики и рекомендаций, разработанных на основе анализа данных.

Анализ отчетов о самообследовании, размещаемых на сайтах дошкольных образовательных организаций показал, что в него включается обобщенная информация о динамике развития детей дошкольного возраста.

Статистический анализ был произведен по 100 анкетам, среди отмеченных ответов по каждой анкете и внутри анкеты по каждому разделу.

Генеральная совокупность – 100 анкет.

По 100 анкетам было обработано 9 разделов, включающих методы и инструменты по пяти основным сферам инициативы ребенка и 3 вопроса.

Было выявлено, что мало кто из опрошенных предложил свои методы и инструментарии.

В результате статистического анализа было обнаружено, что наиболее часто встречающиеся ответы:

по методам:

  • группа методов предварительного этапа диагностики;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • опрос;
  • изучение продуктов деятельности ребенка.

Указанные методы относятся ко всем разделам анкеты.

по инструментам:

  • журнал диагностики,
  • карта-схема,
  • методика «доска Сегена»,
  • «Педагогическое наблюдение, как метод мониторинга в дошкольном образовании», под ред. Л.С. Вакуленко,
  • рисуночные методики,
  • методики Т.Д. Марцинковской.

По заполненным анкетам было проведено обобщение, выборка и статистический анализ данных для описания существующих и используемых в системе дошкольного образования методов и инструментов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей.

На Рис.1 и Рис. 2 показаны диаграммы полученных результатов по использованию методов и инструментов  в  ДОО.


Методы

Частота использования

группа методов предварительного этапа диагностики (изучение личности ребенка)

74

изучение социальной среды ребенка

наблюдение

80

эксперимент (в том числе в специально организованных условиях)

беседа

80

опрос

75

анкетирование

тест

изучение продуктов деятельности ребенка (рисунки, поделки)

78

социометрия

шкалирование

другое

Рисунок 1.  Частота использования методов педагогической диагностики в ДОО

Инструменты

Частота использования

журнал диагностики

87

карта-схема психолого-педагогической характеристики, наблюдения

60

методика «доска Сегена»

50

«Педагогическое наблюдение, как метод мониторинга в дошкольном образовании», под ред. Л.С. Вакуленко

50

рисуночные методики

70

методики Т.Д. Марцинковской

60

другое

Рисунок  2.  Частота использования инструментов педагогической диагностики в ДОО


Методики и инструменты диагностики не имели частого совпадения, что может свидетельствовать о том, что они применяются и выбираются специалистами самостоятельно в зависимости от вида дошкольной образовательной организации (общеразвивающие, компенсирующие, комбинированные, оздоровительные) и основной общеобразовательной программы дошкольной организации.

Анализ литературы по педагогической диагностике подтвердил, что перечисленные методы и инструменты наиболее эффективны (часто используемы), как в практике, так и теории проведения таких исследований. Выбор и эффективность данных методов и инструментов подтверждены исследованиями психологов и педагогов, начиная с 1970-х годов.

Выбранные методы и инструменты позволяют выявить этапность развития ребенка и  изучить параметры, характеризующие процесс становления личности ребенка.

Выбранный инструментарий отвечает требованиям не только к диагностике, но и носит развивающий характер, уже в процессе использования данного инструментария происходят позитивные изменения в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулирование речевых, поведенческих, эмоциональных реакций.

Выбранные методы и инструменты могут быть применены, как специалистами, так и родителями (законными представителями), не имеющими специального образования, так как  имеют четкую интерпретацию, не допускают переутомления ребенка, исключают режим внушения, позволяют ребенку раскрепоститься и свободно выразить свое отношение к миру, создают ребенку знакомую ситуацию (социальную, образовательную), хотя и специально моделируемую для проведения диагностики.

Список литературы:

  1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика, пер. с нем. / К. Ингенкамп. - М.: Педагогика, 1991. - 240с.
  2. Дульнев, Г. М. «Принципы отбора детей во вспомогательные школы». / Г. М. Дульнев, А. Р. Лурия. – М.,1973.
  3. Власова, Т. А.«Отбор детей во вспомогательную школу». / Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. - М. Просвещение, 1983 - , 176 с. ил.
  4. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С. Я. Рубинштейн. — М.:  ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с.
  5. Венгер, А. А. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». / А. А.  Венгер, Г. Л. Выгодский, Э. И. Леонгард. -- М.: Просвещение, 1972 - 143с.
  6. Анастази, А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / А. Анастази ; пер с англ. ; под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М. , 1982.
  7. Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 1997.
  8. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства/ Л. С. Выготский //Собр. соч.: В 6 т.  — М., 1984. - Т. 5. — С. 257 — 321.
  9. Гуревич, К. М. Об индивидуально-психологических особенностях школьников./ К. М. Гуревич. - М., 1998.
  10. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С. Д. Забрамная.— М., 1995. — Гл. П.
  11. Земский, X. С. История олигофренопедагогики. / Х. С. Земский. — М., 1980. — Ч. III, IV.
  12. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. / В. И. Лубовский.— М., 1989. — Гл. 1.
  13. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1981. — Гл. 1,3.
  14. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Д.Б. Эльконин. — М., 1981.
  15. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию./ Г. С. Абрамова. – М. , 1994.
  16. Братусь, Б. С. Аномалии личности. [Текст] / Б. С. Братусь. – М. , 1988.
  17. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Киев , 1989.
  18. Карпова, Г. А. Методы педагогической диагностики. / Г. А. Карпова. – Екатеринбург , 2001.
  19. Немов, Р. С. Психология. [Текст] : В 3 кн. / Р. С. Немов. – М., 1995. Кн. 3 : Психодиагностика. – 1995.
  20. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Д. Я. Райгородский. – Самара , 2000.
  21. Слободчиков, В. И. Психология развития человека/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. , 2000.
  22. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю.Левченко, С. Д.Забрамная, Т. А.Добровольская и др.; Под ред. И. Ю.Левченко, С. Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 320 с.
  23. http://fb.ru/article/307308/funktsii-i-osnovnyie-vidyi-pedagogicheskoy-diagnostiki

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика определения уровня речевого развития детей группы коррекционной направленности

Диагностика является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда.Мной разработана диагностическая карта, а также критерии оценки при определении уровня речевого развития....

Диагностическое пособие для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

      Описание хода проведения диагностики, методов и инструментов, формы для ведения диагностического журнала, инструкции для обработки и  интерпретации полученных данных и...

Определение уровня речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Безруковой, О.Н. Каленковой)

Многие учителя-логопеды используют  методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста авт. О.А.Безруковой, О.Н.Каленковой.  Для того, чтобы было удобно подсчитывать ре...

Тестовые задания для определения уровня физического развития детей дошкольного возраста

Тестовые задания для определения уровня физического развития детей дошкольного возраста...

Определение уровня речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Материал по Определение уровня речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста...