Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"
методическая разработка на тему

Светлолобова Светлана Львовна

Мастер-класс о важности проведения артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное образование

«ДСОВ № 135»

Мастер-класс

Артикуляционная гимнастика

                                         Воспитатели: Светлолобова С. Л.

                                                       

г. Братск – 2013-2014г.

         Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

         Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

         Работая в этом направлении, мы убедились, что это одно из актуальных видов работы с дошкольниками. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность детей. Способствуя развитию речевой и мыслительной деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. Практического материала по речевой деятельности очень много, но тема является мало изученной. В своей работе мы наметили интересные формы логопедического воздействия на ребёнка с использованием игры, эмоциональной стимуляции. Роль педагога остаётся значительной на протяжении всего педагогического процесса, эффективность которого зависит от его профессионализма. Воспитатель должен помогать детям, а не заставлять выполнять их беспрекословно его задания, так как не все дети одинаково быстро усваивают условия.

В толковом словаре Ожегова даётся объяснение слова «артикуляция» - это работа органов речи при произнесении звука.

С дошкольниками для овладения ими норм звукопроизношения родного языка нужно проводить работу, сочетающую упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхание, а так же на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Артикуляционная гимнастика это не только чёткая выработка позиций губ и языка. Мы хотим предложить вам комплекс упражнений, которые используем в работе и они  позволяют решить ряд задач – а именно:

  • Улучшить координацию движений пальцев рук
  • Выработать правильное речевое дыхание
  • Развить интонационную выразительность голоса
  • Научить выражать свои чувства и эмоции
  • Совершенствовать пластику движений

Очень часто дефекты и затруднения в речи не только от возрастных особенностей, и не от физиологических патологий гортани, языка, губ, но и от психологического состояния (у детей возникает неуверенность в себе, тревожность, раздражительность и даже агрессивность…) помочь избавиться от этого комплекса помогут психогимнастика и пластические этюды.

Хорошо помогает снять напряжение и расслабиться массаж и упражнения для мышц шеи и головы.

В работе по артикуляционной гимнастике мы разучиваем с детьми стихи, потешки для развития мелкой моторики и координации движений в сочетании с речью (пальцы наделены большим количеством рецепторов посылающих импульсы в центральную нервную систему)

 Также способствует развитию голосового аппарата мимические упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, упражнения, направленные на развитие переключаемости мышц органов артикуляции, речевая зарядка.

В своей работе по артикуляционной гимнастике применяем комплексные упражнения куда входят поэтапно: развитие мелкой моторики или координация движений в сочетании с речью, мимические упражнения, упражнения для мышц шеи или самомассаж, для жевательно-артикуляционных мышц, для губ и щёк, для языка, развитие силы голоса или переключаемости органов артикуляционного аппарата, психогимнастика или пластические этюды. Детьми материал осваивается лучше если все упражнения связаны одной тематикой («Животные», «Транспорт», «Времена года» и т. д.) составляя комплексы мы учитываем возрастные возможности детей. При отборе материала соблюдается определённая последовательность. Сначала мы даём самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованность органов артикуляционного аппарата (губ, языка).

Проводить комплекс упражнений можно не только как часть занятия по развитию речи, но и в любой момент пед. процесса. В нашей группе мы включаем их в утреннюю гимнастику, при выполнении режимных моментов, как организационную игру пред занятием, на прогулке, вовремя игр…

Что нужно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились и становились более прочными.
  • Упражнения должны занимать не менее 5 минут
  • Взрослый должен быть правильным образцом для чёткого показа детям
  • Не подгонять, а ждать и терпеливо отрабатывать движение
  • Не указывать на неудачу (иногда неудача ведёт к отказу от дальнейшей работы) нужно подбодрить его и вернуться к более простому, уже отработанному материалу
  • Наберитесь терпения и выдержки, это трудная работа запомните, похвала и поощрения придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстро овладеть тем или иным действием, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

         

Комплекс упражнений «Времена года»

«Зима»

  1. Развитие мелкой моторики

Выполнять движение пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения:

Мы во двор пошли гулять

1,2,3,4,5 ( загибать пальцы по одному)

 Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепить

(имитация лепки снежков)

Птичек крошками кормила

(тереть пальчик о пальчик)

С горки мы потом катались

(провести указат. Пальцем одной руки по ладони другой)

А ещё в снегу валялись

(поворачивать ладонь вверх-вниз)

Все в снегу домой пришли

(отряхивать ладошка об ладошку)

Съели суп (имитация еды ложкой)

И спать легли (руки под щёку)

2. Мимические упражнения

Выразить своё состояние и настроение в разное время зимы: радуемся первому снегу, ёжимся от ветра, нас пробивает дрожь от мороза, любуемся зимним небом…

Передать грозную имитацию деда Мороза

Дед Мороз проспал в постели,

Встал сосульками звеня:

-Где вы вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия зимы. Вот Зима – волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. А вот Зима – старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

3.Упражнение для щёк и губ.

Снеговики радуются снегу и морозу ( надуть щёки – весёлое выражение глаз)

Солнце светит ярко – Снеговику грустно (опустить уголки губ вниз – глаза печальные)

4.Упражнение для языка.

Сосулька: высунуть «острый» язык или можно дальше изо рта и удержать его в таком положении

Санки – ледянки: сделать язык «чашечкой»

Горка: открыть рот, опустить язык на нижнюю губу, выгнуть спинку языка «горочкой»

Саночки: рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам. Движения вперёд-назад. Сделать чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ветер: язык трубочкой – вытягивать изо рта и убирать обратно

5.Развитие речевого дыхания и голоса.

«Вьюга»: старая седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з».(с усилением звука) застонал лес от вьюги: «М-м-м-м» (тихо) тяжело стонут кедры «м-м-м» (низким голосом) стонут берёзы «м-м-м-м» (нежно) шумят ели «Ш-ш-ш-ш»

Вьюга тише «С-с-с-с-с» (от громкого звука к тихому)

6. Речевая зарядка.

Мороз колдует:

Разыграйтесь-ка, метели

Гнитесь ниже сосны, ели.

Всё что есть в моём лесу,

я засыплю занесу!

7.Пластические этюды. Психогимнастика.

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить деда Мороза, Снегурочку, ёлку, зверей, которые спешат на праздник.

Пластический этюд. Изобразить зимние забавы: бросание снежков, катание на коньках, лыжах, лепить снежную бабу, катаете кукол на санках…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...