Экологизация педагогической среды в средней группе для детей с ТНР
статья (средняя группа) на тему

Блинова Ольга Александровна

опыт работы по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologizatsiya_pedgogicheskoy_sredy.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Тополёк»

 Представление опыта работы

«Экологизация педагогической среды в средней группе

для детей с тяжелыми  нарушениями речи»

                                                                                 

                                                                                     Воспитатель: Блинова О.А.

г. Волгодонск

2016

     Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и   экологизация развивающей предметной среды. С точки зрения экологического образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать познавательному развитию ребенка, эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств ребенка, формированию эстетически грамотного поведения в экологизации различных видов детской деятельности.

     Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать её в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

        Эффективными формами экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста  являются:

– циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада                    (аквариумными рыбками, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл  включает 4-6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном  контакте;

- ежемесячные  (по одной недели) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;

- совместная деятельность нескольких  детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

- подкормка птиц  и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам;

- «огород на окне», выращивание луковиц в стеклянных сосудах ( в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность   детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

-  чтение на  протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятий в конце года, посвященного этому автору. Многократное возвращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы;

- чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующие включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой  леса, со всеми её обитателями, а с помощью доктора Айболита – приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

- еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые;

- проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Начиная со средней группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми воспитатели применяют  чтение произведений и рассматривание иллюстраций Е.Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться   к другим авторам,-  книгам Чарушина  просто отдаётся предпочтение, так как они  содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы.  

        Для реализации задач программы в дошкольном учреждении формируется предметно-развивающая среда, целью которой является пробуждение интереса ребенка к окружающему миру, желание его познать и принять участие в его формировании.

      Экологический центр «МЫ познаем мир»  должен включать в себя:

-  комнатные растения, их паспорта с графическим изображением способов ухода, частотой полива, способом размножения, светолюбивостью;

 --инструменты для рыхления почвы, пересадки, опрыскивания и полива растений. Для работы дошкольников приобретаются фартуки с расчетом, что в группе будет как минимум 2-3 ребенка. В процессе работы в уголке природы  дети ведут наблюдение за ростом цветов, делают простейшие выводы и заключения по поводу процесса формирования растения, определяют решающие факторы в изменении высоты, формы, цвета листьев;

- дневник наблюдений, муляжи овощей и фруктов, иллюстрации с изображением природы, животных, насекомых, картины времен года;

- природный материал: ракушки, шишки, желуди, каштаны, камешки

       Рядом можно расположить мини-огород с посадками лука, петрушки, укропа, салата.  Наблюдая за развитием и ростом посадок, дошкольники знакомятся с их полезными свойствами, способом употребления и набором витаминов.

      Познавательно-практический центр в группе предполагает элементы исследовательской деятельности в понятии «экологическое воспитание», это мини-лаборатория для игр и работы с детьми по разработке собственных проектов,  открытий.

        Оснастить такой центр можно  зеркалами, колбами, жидкостями для смешения, линзами. Изучая под увеличительным стеклом листочек, зернышко, пушинку, ребята знакомятся со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой. Это хороший способ, используя возможности игры, воспитывать усидчивость, наблюдательность, развивать аналитические способности дошкольников.  Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма, камней.  Пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т. е. материалы для изучения свойств воды; (виды бумаги, виды ткани, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы и др); технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).

     Одним из элементов экологического центра является игротека. Экологические игры бывают: дидактические, ролевые игры, соревновательные.

      Дети средней группы «отдаются» игре, она их захватывает.

     Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

     Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.)

      Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

       ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром  видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

       Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, фильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.

      Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много – это, прежде всего народные и авторские сказки:  «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др.  С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи,  ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

        Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

       Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

     Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

          Большой популярностью у детей пользуется мини-библиотека. Она содержит подборку книг  природоведческого характера,  помогающие  расширить экологические знания и кругозор дошкольника.

     В настоящее время заметно возрастает роль семьи в экологическом развитии детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка.

     Наиболее эффективными методами являются игровое взаимодействие родителей и детей. Хорошо зарекомендовали себя природоохранные  акции  выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы»,  Всемирный день здоровья (7 апреля), День Земли (22 апреля)   Участие  родителей  в оформлении уголка природы, познавательно-практического центра, мини - библиотеки.

       Актуализация экологического образования и воспитания дошкольников является важнейшей государственной задачей, которая служит не только укреплению национальной безопасности страны, но и обеспечивает решение долгосрочных общественных и государственных проблем. Чтобы ответственное отношение к окружающей среде превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование предметно-развивающей среды в средней группе по Программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Материал представляет собой проект предметно-развивающей среды в средней группе детского сада и может быть полезен педагогам ДОУ и студентам....

Проект для детей средней группы "Права детей среди людей"

Cемья является традиционно главным институтом воспитания. Важно осозновать, что каждый человек имеет право на семью. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей пос...

Основы организации предметно-развивающей среды в средней группе (для детей 4-5 лет)

Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно ес...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Создание предметно-развивающей среды в средней группе».

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...