Картотека дидактического материала на тему "Осень" для воспитателей старшей и подготовительной групп ДОУ
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Шумакова Ольга Олеговна

В картотеку дидактического материала на тему "Осень" вошли:

- пальчиковые игры;

- динамические паузы и дыхательные гимнастики;

- речевые и дидактические игры;

- работа со стихами;

- подборка стихов;

- беседы;

- составление рассказов;

- подвижные игры;

- загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_osen.docx62.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с пальчиками тема «Осень»

                                          «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,          
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.                
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы,                          
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём
.         («Шагают» по столу средним и указательным пальцем.)

                                                     «Осень»
Ветер по лесу летал,              
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,                          
(Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки            
(Спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.

                                «Осень, осень к нам пришла...»
Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.        
(Дети стучат пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,  
Дождь и ветер принесла.
         (Дети стучат пальцем правой руки по ладони левой)

Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят.                  
(Трут ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны.        
(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.

Пальчиковая игра «Листья посчитаем»

                                    (движения по тексту)

Вышли пальчики гулять, стали листья собирать,

Красный листик, жёлтый листик,

А потом давай считать 1, 2, 3, 4, 5!

Сколько листиков собрали – 5!

                                                            «По грибы»

(движения по тексту, поочередно загибаем каждый пальчик)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал

 Этот пальчик всё – всё съел,

От того и потолстел!

«В осеннем лесу»

Утром солнышко встает,                 потягиваются

Радуются звери:

«Просыпайтесь!» -                           «Ножницы» руками над головой

Всех зовет –

«Открывайте двери!»                        разводят руки перед грудью

В лес пойдем сегодня мы                 ходьба на месте

Собирать бруснику.                           наклоны вниз,

Землянику и грибы.                           Руками достают до пола.

Сладкую чернику.

Птичье гнездышко найдем,              Поворот корпуса вправо – влево,

Поглядим украдкой.                          рука возле глаз.

И с красавцем глухарем                    Приседают.

Поиграем в прятки.

«Дождик»

Дождик, дождик – поливай       Пальцами обеих рук стучат по столу                                             изображая  дождь

Будет хлеба каравай                   Указательным пальцем правой пуки загнуть большой   палец на левой руке

Будут булки                        Загнуть указательный палец на левой руке

Будут сушки                       Загнуть средний палец на левой руке

Будут пряники                   Загнуть безымянный палец на левой  руке

Ватрушки                           Загнуть мизинец на левой руке

        

Динамические паузы (физ. минутки) тема «Осень»

Подвижная игра: «Дождик»

(движения по тексту)

К нам на длинной, тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке

В лужицах- смотри, смотри, он пускает пузыри!

Стали мокрыми кусты, стали мокрыми цветы

Серый мокрый воробей, чистит пёрышки скорей!

«Ходит осень»

Ходит осень по дорожке                (шаги на месте)
Промочила в лужках ножки.
         (подняться на носки)
Ходит осень, бродит осень,        
  (повороты на право-на лево)
Ветер с клена листья сбросил      
(движения кистями рук вверх-вниз)

Дружно по лесу гуляем                (шаги на месте) 
И листочки собираем                  
(наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад!          
(прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

«Осень пришла»

Стояла корзинка на полке без дела         (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она              
(наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела,  
(встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай.              
(потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна                                (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась                                        
(развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось!
(подняться на носочки, показать руками большой круг)

«Листья собираем»

Мы дорожки подметаем           (имитация движений)
Листья в кучи собираем            
(наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души!                
(подскоки на месте)
Ох, устали                                  
(«обтереть пот со лба»)
Отдохнем                                    
(присесть)
И домой скорей пойдем            
(шаги на месте)

"Мы – листики осенние"

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

«Осень»

Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (
Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья?
(Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! 
(Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой)
В небе жаворонок пел.
(Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет,
(Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год. (Дети стоя весело хлопают в ладоши)

«Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи,       (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть      
(Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.        
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Пальчиковая гимнастика "Дождик"

Дождик, дождик              (Стучат пальчиками поочерёдно)
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,                          
(Сжимают и разжимают кулачки)
Вся земля
От воды размокла...

«Осень»

По утрам морозы.                      (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки         вверх)
В рощах желтый листопад.      
(Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы                
(Медленно приседают)
Золотым ковром лежат.            
(Делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий.  
(Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней.        
(Поднимаются на носочки, руки вверх)

«Сапожки»

Нарядили ножки в новые сапожки,                   (Выставляют носочки поочерёдно)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.            
(Ходьба на месте)
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,  
(Топот на месте) 
В грязь не заходите, сапожки не рвите.              
(Прыжки на месте)

«Дождик»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Капля раз,                                
(Прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два.                                
(Прыжок)
Очень медленно сперва.      (4 прыжка)
А потом, потом, потом        
(8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,  
(Руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли.        
(Руки полукругом над головой)

        

Речевые и дидактические игры тема «Осень»

Дидактическая игра «Кто как к зиме готовится»

        Картинки с изображением животных разложены по кругу изображениями вниз. На обратной стороне картинки, повернутой к детям, изображены домики: гнездо, дупло, нора, берлога, логово.

        После слов «Раз, два, три, картинку возьми» дети берут по одной картинке т по очереди рассказывают, что они знают об этом животном. Они начинают свой рассказ словами: «Это лиса, еж и т.д.) если дети затрудняются воспитатель помогает им вопросами.

Игра «Да - нет»

        Слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.

Воспитатель: Вспоминайте приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет»

Осенью растут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Жаркий ветер прилетает? (Нет)

Туманы осенью плывут? (Нет)

Ну, а птицы гнезда вьют? (Нет)

К нам букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай люди собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто – часто идут дожди? (Да)

Достаем мы сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну, а что же надо делать – шорты, шляпки надевать? (Нет)

Или лучше в теплой куртке погулять по переулку? (Да

Осень, осень подожди, ты от нас не уходи.

Ведь холодная зима нам пока что не нужна. ДА? ДА!

«Украсим словами»

Подбирать слова-признаки к именам существительным.

Какая  осень? (яркая, разноцветная, щедрая и т.д.)

Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая)

Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).

«Скажи наоборот»

Подобрать к определенному слову противоположное значение.

Погода холодная – погода (теплая) .

Осень ранняя – осень (поздняя)

Птицы прилетают – птицы (улетают)

Одежда летняя – одежда (зимняя)

Земля сухая – земля (мокрая)

Солнце высоко – солнце (низко)

Дождь начался – дождь (закончился)

Листья на деревьях – листья (на земле)

«Приметы осени»

Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года, магнитная доска, магниты.

Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (желтые и красные листья, идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу, валенки и резиновые сапоги и т.д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления, называет их и прикрепляет на магнитную доску.

Речевая игра «Листик»

Воспитатель: «- Ребята, а как шелестит листва?»

Дети:  «Ш-ш-ш», или «шу-шу-шу»

Выбирается один ребенок, который изображает листик (ему одевается маска), остальные встают вокруг него.

Дети:

Листик, листик пошурши,

Нам про осень прошурши.

«Шу-шу-шу, ши–ши-ши

Пошурши и прошурши.

Ребенок (листик):

Я тихонько, пошуршу

Вам про осень прошуршу.

«Ши-ши-ши», «шу-шу-шу»,

Вам про осень прошуршу.

Дети:

Листик, листик пошурши,

Нам про ветер прошурши.

«Шу-шу-шу, ши–ши-ши

Пошурши и прошурши.

Ребенок (листик):

Я тихонько, пошуршу

Вам про ветер прошуршу.

«Ши-ши-ши», «шу-шу-шу»,

Вам про ветер прошуршу.

Дети:

Листик, листик пошурши,

Нам про солнце прошурши.

«Шу-шу-шу, ши–ши-ши

Пошурши и прошурши.

Ребенок (листик):

Я тихонько, пошуршу

Вам про солнце прошуршу.

«Ши-ши-ши», «шу-шу-шу»,

Вам про солнце прошуршу.

«Это правда или нет?»

Находить неточности в тексте стихотворения.

Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить чего на свете не бывает, если дети согласны – хлопают, если не согласны - топают.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га – га – га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

«Подбери словечко»

Подбирать слова – родственники к предложенным словам

Лес (лесок, лесной, лесничий, луковичек)

Осень (осенний)

Гриб (грибок, грибной)

Лист (листок, листопад, лиственный)

Дождь (дождик, дождливый)

«Какой сок? Какое варенье?»

Задачи:  совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: Корзина, картинки фруктов.

Ход игры: Ребенок берет овощ или фрукт из корзинки, называет его и говорит, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта или овоща. Например: «Это яблоко. Из него получается яблочный сок», «Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.

Игра «С какого дерева лист? »

Задачи: Совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев и осенние листья этих деревьев (берёзы, тополя, дуба, клёна, осины, рябины)

Ход игры: Листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Ребенок должен разложить листья на своё дерево.

Игра «Какой лист? »

Задачи: Совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: В корзине листья различных деревьев. Ребенок достает листок, говорит, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: «Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист».

Игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а ребенок добавляет слова.

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста) .

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку) .

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла) .

Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку) .

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку) .

Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок) .

А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград) .

Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши) .

Для начинки в пироги набираем … (яблоки) .

«Правильно — неправильно»

 (понимание причинно-следственных связей)

  • Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.
  • Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.
  • Осень наступила потому, что птицы улетели на юг и др.

«К нам пришла осень» 

(отработка падежных окончаний)

  • Мы ждали … (осень)
  • Долго не было … (осени)
  • Мы рады… (осени)
  • Мы одеваемся тепло … (осенью)
  • Мы поем песни об … (осени)
  • Мы любим … (осень)

Беседы, составление рассказов об осени

«Составление рассказа по предложенному плану»

  • вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;
  • обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;
  • сравнить природу ранней и поздней осенью;
  • рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;
  • вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;
  • во время прогулки обратить внимание ребенка на оставшиеся цветы и на то, как осенью распространяются семена растений;
  • объяснить, почему облетают листья с деревьев; почему утром есть ледок, а днем он тает;
  • перечислить как можно больше признаков осени;
  • рассказать о труде колхозников на полях осенью.

Беседа «Как вы понимаете выражение…»

Попросить детей объяснить, как они понимают следующие словосочетания: «моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень» (в случае затруднений воспитатель объясняет сам).

Беседа по наводящим вопросам по теме «Осень».

  • Какая погода осенью?
  • Какой идет дождик осенью?
  • Какой дует ветер?
  • Листья падают откуда?
  • Какими становятся деревья, кусты?
  • Какие птицы улетели? Куда?
  • Что собрали колхозники?

Беседа и составление рассказа по картине В.Поленова «Золотая осень»

Воспитатель: «Ребята, а вы любите получать подарки?»

Дети: «Да!»

Воспитатель: «Так вот художница осень прислала нам посылку, посмотрим, что в ней»

Разворачивают посылку

Воспитатель: «Что это?»

Дети: «Картина!»

Воспитатель: - «Какое время года изображено на этой картине?»

Дети: - «На картине изображена осень».

Воспитатель: - «По каким приметам вы определили, что это осень?»

Дети: - «Желтые листья на деревьях, кое-где пожелтела трава, на небе появляются серые тучки».

Воспитатель: - «Многие художники изображают осенние пейзажи. Какой период осени изобразил этот художник?»

Дети: - «Этот художник изобразил начало осени».

Воспитатель: - «Как вы догадались?»

Дети: - «Еще кое-где встречаются зеленые листья, трава тоже еще не совсем пожелтела, на небе хоть и есть тучки, но оно все еще голубое».

Воспитатель: - «Внимательно посмотрите на картину, кто-нибудь знает её название? Если нет, то попробуйте придумать его сами.

- Дети предлагают свои варианты

Воспитатель: «Эта картина называется «Золотая осень. А вы знаете, кто автор этой картины?»

Дети: - «В. Поленов» (если дети не знают, педагог сам их знакомит с автором картины).

Воспитатель: «Но тут еще есть и задание. Осень просит нас сочинить к картине красивый рассказ, но прежде приступить к работе, нам надо подготовиться: придумать начало рассказа, его окончание и план по которому мы будем рассказывать».

Воспитатель: - «Как бы вы начали свой рассказ?

Дети: - «Наступила золотая осень…»

Воспитатель: - «Хорошо, а  что вам бросилось в глаза в первую очередь?

Дети: - «Лес. Осенью он раскрасился яркими красками. Лиственные деревья надели разноцветный наряд. Березы стоят в желтых платьях, рябины надели красные сарафаны. Осенний ветер срывает с них листья, и они медленно падают на землю. В лесу поспели ягоды и грибы».

Воспитатель: «Интересно, а о чем дальше будет рассказ?»

Дети: - «О реке. Она широкая, большая, течет издалека. Осенью вода в ней становится очень холодной и прозрачной».

Воспитатель: «А дальше? Что мы видим в дали?»

Дети: «Небо. Оно хоть еще голубое, но на нем уже собралось много туч, из которых может пойти дождь. Солнце светит еще ярко, но не так сильно греет.

Воспитатель: «А как можно закончит рассказ?»

 Дети: - «Осень чудесная пора, красивая, волшебная. Я люблю осень…»

                                                   Беседа о первом месяце осени

Ход беседы

Воспитатель напоминает, что сентябрь – первый месяц осени.

"Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, – сообщает педагог. – Что такое коллективный рассказ? А содержательный рассказ?

Прежде всего обозначим план рассказа. Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках".

Педагог выслушивает ответы детей, следит за их речью, исправляет ошибки, предлагает подумать, как можно иначе (точнее) сказать о том или ином событии (явлении). Затем обобщает сказанное в коротком емком рассказе.

"Теперь припомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки", – продолжает разговор воспитатель и выслушивает всех желающих. Хвалит детей, сумевших интересно рассказать о том или ином явлении.

Воспитатель просит ребенка обобщить услышанное и подсказывает начало рассказа, например: "Ранняя осень – красивое время года". Затем интересуется, нет ли желающих рассказать о красоте осени подробнее.

"Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем о том, что делают люди, как они одеты", – предлагает педагог. Выслушивает ответы детей, просит кого-нибудь обобщить услышанное и составить рассказ.

Педагог интересуется у ребят, получился ли, по их мнению, коллективный рассказ о ранней осени, и чему они учились на сегодняшнем занятии.

Завершая занятие, воспитатель читает детям любое стихотворение об осени, а позже, вне занятий (в помещении, на участке) – другие поэтические произведения

Воспитатель:     Зазвенели ручьи,

                          Прилетели грачи.

                          В дом свой-  улей пчела

                          Первый мед принесла.

                          Кто скажет, кто знает

                          Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?

Дети: Потому что зазвенели ручьи, грачи прилетели. А это бывает только весной.

Воспитатель: Ребята, а какие еще изменения происходят в природе весной?

Дети: Тает снег, набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, небо становится голубым.

Воспитатель: Ребята, весна красивое время года. С давних времен люди складывали стихи, песни о весне, сочиняли загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах весны.

Щедра весна на тепло, да скупа на время.

С Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрельские ручьи землю будят.

Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

Составить рассказ об осени по следующему плану:

  • Когда наступает осень?
  • Назови осенние месяцы.
  • Приметы ранней осени в природе.
  • Красота золотой осени.
  • Какие стихи об осени ты знаешь?
  • Приметы поздней осени.
  • Труд человека в осенний период.

Объяснить детям пословицы об осени.

  • Лето — со снопами, осень — с пирогами.
  • В ноябре зима с осенью борется.
  • Холоден сентябрь, да сыт.

Беседа по сюжетной картине «Весна»

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Вы помните нашего друга Старичка-Лесовичка? Так вот, он прислал нам эту картину. (Показ картины)

Воспитатель: Ребята, что нарисовал на картине наш друг?

Дети: Деревья, небо, воду.

Воспитатель: Наш друг нарисовал свой лес весной и прислал нам картину, чтобы мы полюбовались ею. Посмотрите, какая она красивая!

Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и тона преобладают в ней.

Дети:  Голубые, свело - коричневые.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

 Дети: Весна.

Воспитатель: А как вы догадались, что это весна?

Дети: По яркому голубому небу, по пробивающейся зелени, по набухшим почкам на деревьях.

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, ведь некоторые деревья стоят в воде. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что это половодье.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать художник?

Дети: Художник хотел нам рассказать о том, что пришла весна. Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

Воспитатель: Какими словами можно описать небо.

Дети: Небо высокое,  по - весеннему голубое, с белыми пушистыми облаками.

Воспитатель: Расскажите о деревьях, которые изображены на переднем плане.

Дети: На переднем плане изображена береза. Она стоит в воде, листьев на ней еще нет, но по набухшим почкам видно, что береза уже проснулась. Недалеко от нее находятся деревья с молодыми зелеными листочками. Деревья тоже стоят в воде.

Воспитатель: Правильно, ребята. Какие еще деревья есть на этой картине?

Дети: Ели.

Воспитатель: Какого цвета у них хвоя?

Дети: Темно – зеленого цвета.

Воспитатель: Что вы видите вдалеке?

Дети: Вдалеке виднеется лес.

Воспитатель: Что вы можете сказать о воде?

Дети: Вода темного цвета, а на солнце светлая, в ней отражается небо.

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на воду. На ней видны тени от деревьев, они расплылись, значит,  дует небольшой ветерок. Ребята, а как можно эту картину?

Дети: Весна.

Воспитатель: А теперь послушайте, как я опишу ее.

Эта картина называется «Весна». В ней художник рассказал о весне. Он показал пробуждение природы, возвращение ее к жизни. Об этом говорят березы с набухшими почками, деревья, на которых начинают пробиваться первые листочки. На земле то тут, то там виднеется нежная зелень травы. На картине изображена ранняя весна, так как мы видим половодье. Вдалеке виднеется лес, над которым высокое голубое небо с белыми пушистыми облаками. Художник запечатлел солнечный день. Это можно увидеть по теням деревьев на земле и воде. Нежные веточки березы наклонены, поэтому можно сказать, что дует легкий ветерок. Хороша весна.

Работа со стихами

Рекомендации по работе со стихами

Прочитать стихотворения, обсудить, одно из них выучить по выбору. Спросить у ребенка, какие чувства вызывают у него эти стихи.

«Осень»

Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится. Целый день сегодня все летят, летят... Видно тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

«Осень»

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, лужи у крыльца. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? Еще просит сердце света и тепла.

          (А. Плещеев)

Заучивание стихотворения И. Белоусова "Осень"

Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова "Осень" (в сокращении).

Ход занятия

"Помните, когда мы с вами искали приметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана Алексеевича Белоусова "Осень"", – начинает занятие педагог.

Напоминает первое четверостишие:

Садик мой веселый,

Где ж твои цветы?

Под дождем осенним

Изменился ты!

Педагог уточняет: "Садик был… (веселый) . Почему садик был веселый? (Цвели цветы.) Кто изменил веселый садик?" (Осенний дождь.)

Повторяет четверостишие и просит 2–3 детей прочитать его. Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему, читая последние две строчки, он делает акцент на слове изменился . (Совсем другой садик увидел поэт и удивился.)

Педагог повторяет четверостишие, присоединяя к нему два последующих:

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди – весна вернется,

Зацветешь опять!

Воспитатель уточняет: "Ветер какой? (Ветер злой, холодный.) Листья (оборвал) , по дорожкам… (грязным) все их… (разбросал) ".

Педагог повторяет второе четверостишие. Дети очень тихо проговаривают стихотворные строчки вместе с воспитателем. Затем 2–3 ребенка самостоятельно читают четверостишие.

Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье. Просит двух-трех детей проговорить первые две строчки, сохраняя вопросительную интонацию. Воспитатель оценивает декламацию, отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точнее). Просит ребенка повторить вопрос автора, обращенный к садику.

"А вот последние строчки стихотворения – утвердительные, – говорит педагог. – Все закончится хорошо. Весна вернется и садик зацветет опять".

Воспитатель рассказывает о том, что одно и то же слово в стихотворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе. Произносит слово жди сначала громче обычного и с утвердительной интонацией ("Жди"), потом – нараспев с утешительной интонацией. ("Жди-и-и".)

Дети упражняются в выразительном чтении последнего четверостишия.

Педагог сообщает автора и название стихотворения, делает паузу и читает произведение еще раз.

Воспитатель повторяет стихотворение. Дети без голоса читают вместе с ним (упражнение на запоминание и артикуляцию). В последующие дни педагог повторяет стихотворение, оживляя его в памяти детей.

Стихи тема «Осень»

Осень.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

Е. Трутнева

***

Осень. Обсыпается

Весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые

По ветру летят;

Лишь вдали красуются,

Там на дне долин,

Кисти ярко-красные

Вянущих рябин…

А.К Толстой

***

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

А. Ерикеев

***

Все деревья облетели.

Зеленеют только ели.

Днём и ночью дождик льёт,

Грязь и лужи у ворот.

В. Мирович.

Падают листья.

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Жёлтые, красные листья

По ветру льются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уже последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен.

Осень.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит;

Ветер в поле воет;

Дождик моросит.

Воды зажурчали

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

А. Плещеев

Зайчик.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капустку сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

А. Блок.

Осень капельки роняет,

Ветер капли подгоняет.

Я под дождь не выхожу,

Я на дождь в окно гляжу.

Листья мокрые дрожат,

Лужи грязные бурлят.

А на узеньком карнизе

Воробьи рядком сидят.

В. Руденко

Осень.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый – кленовый.

Е. Авдиенко

Осень.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

И. Плакида.

Леса опустели,

Умолкли сады,

И листья от инея

Стали седы.

По тёмным тропинкам

Ползут на поляны

Из голых оврагов

Сырые туманы.

Но слишком капризны

Осенние дни:

Лишь ветер подул,

И пропали они…

В. Шуграева

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень,

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты не беса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

А.С. Пушкин.

Осень.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят…

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

М.Ю. Лермонтов

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдёт –

И туман и непогоды

Осень поздняя несёт;

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальние страны,

В тёплый край, за сине море

Улетает до весны.

А.С. Пушкин

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей рябой и пёстрый,

За листком летит листок,

И струёй, сухой и острой,

Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон…

Н. А. Некрасов

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

А. Фет

Всё нет зимы.

Ночью снятся нам сугробы,

Ночью с гор несёмся мы…

Покатайся тут попробуй –

До сих пор всё нет зимы!

Я чинить умею сани,

Снега сделать не могу,

А у нас по расписанию

Завтра игры на снегу.

Всё готово для пробега,

Не хватает только… снега!

А. Барто.

Подвижные игры тема «Осень»

«Осень в гости к нам пришла и с собою принесла»
Цель: развивать внимание, память, учить ориентированию в пространстве, учить применять новые знания на практике, развивать творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.

Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении, так и на игровой площадке на участке. Перед игрой детям объяснить правила игры. Дети свободно двигаются по пространству (группе, участку) и слушают команды. По команде выполняют движения. Перед игрой педагог демонстрирует движения на каждую команду. Можно отрабатывать две команды в начале игры и постепенно вводить другие команды, усложняя игру.

Команды:
«Листочки» - присесть на корточки, имитировать падение листьев руками и опустить ладошки на пол (землю).
«Ветер» - не быстро бегают по комнате или участку в свободном направлении.
«Деревья» - стоя прямо, вытянуть руки вверх, наклоны влево и вправо
«Солнышко» - стоя прямо руки и ноги на ширине плеч (изобразить лучики солнца), как вариант могут быть прыжки с движениями рук и ног.
«Грибок» - дети присаживаются на корточки и делают руками «шляпку гриба» над головой.
«Дождик» - имитация капель дождя пальцем по ладошке (если игра в помещении), педагог изображает «зонтик», все бегут к педагогу и обнимаются (если игра на площадке).

Подвижная игра «Огород» для детей 4-7 лет.

Цель: закреплять и обобщать знания детей об овощах, учить отгадывать загадки по описанию предмета, развивать коммуникативные качества, творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.

        Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении, так и на игровой площадке на участке. Все играющие становятся в круг и берутся за руки, двигаясь в одну сторону, произносят слова: 
«Вот и осень наступила, ты смотри, да не зевай.
Не зевай, да убирай в огороде урожай.
Много овощей на грядке, назовем их по порядку».
       После этих слов игроки останавливаются, и педагог спрашивает одного из детей «Что растет у нас на грядке»? Ребенок называет овощ. Вот какой

……..(название овоща) у нас вырос (показывают форму овоща или размер руками). Игра продолжается.

Вариант 2: Можно использовать загадки про овощи. После того как все остановились педагог загадывает загадку про овощ - дети отгадывают.
Игра продолжается пока каждый участник не назовет овощ.

«Филин и птицы»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: дети выбирают себе имена тех птиц, голос которых они могут воспроизвести, например, ворон, уток, журавлей. В двух противоположных концах комнаты обозначаются места для гнезда «филина» и дома «птиц».

По считалке выбирается «филин». Он уходит в свое гнездо и сидит там.

В это время дети бегают по центру комнаты, изображая выбранных ими птиц с помощью движений и звуков.

Ведущий кричит: «Филин!» Все дети-«птицы» стараются быстрее занять место в своем доме, а «филин» пытается поймать одну или несколько «птиц» и верно определить, что это за «птица».

Особые замечания: если «филин» угадывает, пойманный становится «филином», и игра продолжается.

«Гуси и волк»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: все играющие делятся на деревенских ребятишек и «гусят». Выбирается «волк».

На площадке чертят круг, в середине которого сидит «волк». Дети, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит «волк», и хороводом детей образуют свой круг «гусята».

Дети идут по кругу и спрашивают «гусят», которые тоже ходят по кругу и отвечают на вопросы:

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Вы белые гуси?

— Га-га-га!

— Где, гуси, гуляли?

— Га-га-га!

— Кого, гуси, видали?

— Га-га-га!

В этот момент «волк» выбегает и старается поймать одного из «гусят». Все «гусята» разбегаются и прячутся за детьми. Пойманного «гусенка» «волк» ведет в свое логово. «Гуси» опять встают в круг и говорят:

Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего,

Самого большого.

Дети в хороводе говорят:

Гуси, гуси, щиплите волка,

Выручайте гусенка!

«Гусята» машут руками, изображая потревоженных птиц, бегают вокруг «волка» и гогочут.

Пойманный «гусенок» пытается улететь из логова, но «волк» его не пускает.

Особые замечания: игра повторяется, дети и «гуси» могут поменяться ролями, а пойманный «гусенок» становится «волком».

«Дровосек в лесу»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.

Атрибуты: картонный топорик или обычная веревка, повязка на глаза.

Ход игры: из игроков выбирается «дровосек», остальные игроки — «сосны». «Дровосеку» завязывают глаза и дают в руки картонный топорик или веревку. В 5—6 м от «дровосека» становится игрок — «сосна». «Дровосек» крутится на месте 3 раза и спрашивает:

— Кто ты?

— Сосна.

— Я тебя буду рубить!

— А попробуй!

По этим ответам «дровосек» может сориентироваться, в какой стороне от него находится «сосна». Он делает к ней несколько шагов и «рубит» ее топориком или веревкой. Если он «срубил» «сосну», игрок выходит из игры. Если нет, то сам «дровосек» выходит из игры.

Особые замечания: если «дровосек» попал в «сосну», он, не снимая повязки, продолжает «рубить» другие «сосны». Сходить с места, садиться на корточки после последнего ответа «дровосеку» нельзя.

Загадки тема «Осень»

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)

Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин
(Осень)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
(Осень)

Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)


Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ...
(Осень)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ...
(Осень)

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(дождь)

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.
(дождь)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад )

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ...
(Иней)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактического материала на тему "Весна" для воспитателей старшей и подготовительной групп ДОУ

В картотеку дидактического материала на тему "Весна" вошли:- пальчиковые игры;- динамические паузы;- комплексы дыхательной гимнастики;- речевые и дидактические игры;- работа с стихами;- подо...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека дидактических игр по развитию речи старшая и подготовительная группа

Картотека дидактических игр по развитию речи старшая и подготовительная группа...

Картотека дидактических игр по развитию речи Старшая и подготовительная группа.

Используемый материал на занятиях и в совместной игровой деятельности....

Картотека дидактического материала на тему "Весна" для воспитателей старшей и подготовительной групп ДОУ

В картотеку дидактического материала на тему "Весна" вошли:- пальчиковые игры;- динамические паузы;- комплексы дыхательной гимнастики;- речевые и дидактические игры;- работа с стихами;- подо...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей и подготовительной группах

Картотека поможет закрепить навыки счета и сравнения чисел в пределах 10...