Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
консультация на тему

Иванова Ольга Владимировна

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

1. Экологическое воспитание дошкольников.

2. Формирование начал экологической культуры.

3. Роль изобразительной деятельности в экологическом

воспитании дошкольников.

1. Экологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения.

Самые маленькие жители Земли – дети, они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей и т. д.), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей – нового направления дошкольной педагогики. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности человека. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Дети  среднего дошкольного возраста сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой деятельности. В дошкольном возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. У детей 4-5 лет еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, мы помогаем детям обрести реалистические представления об окружающем мире.

2. Формирование начал экологической культуры

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний экологической культуры ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания.

Наиболее характерные для дошкольников элементы

экологического сознания:

1. Потребность в общении с природой.

2. Эстетические и этические чувства.

Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей. Исходя из своего опыта работы по экологическому воспитанию, я выработала несколько правил для себя:

  • это медленная и выразительная речь, многократное повторение одного и того же, подкрепление слова образом предмета, действием;
  • частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приемов, вызывающих положительные эмоции детей;
  • частые похвалы в адрес ребенка.

3. Роль изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Ребенок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы – одухотворение природных явлений.

На каждом занятии по изобразительной деятельности

решаются следующие задачи:

1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

Осуществляя эту воспитательную задачу, необходимо развивать и формировать в детях:

  • Умение одухотворять «живую» и «неживую» природу;
  • Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения (вставать на место другого, быть в чьей-то роли);
  • Готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т. п, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам растений и животных;
  • Стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
  • Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
  • Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
  • Готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.

Мы знаем, что для осуществления творческого процесса ребенок использует различные виды художественной деятельности:

  • Изобразительной (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, палочкой, фломастерами и др.);
  •  Конструктивной (работа с пластилином, глиной, соленым тестом, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);
  • Декоративной (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов).

Заключение

Итак, из вышесказанного становится понятным, что лейтмотивом экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование отношений к окружающей среде. Ведь природа – это самое удивительное из того, что нас окружает. Шаг за шагом нам с детьми предстоит открывать это удивительное.

Продолжая работу по экологическому воспитанию необходимо решать  следующие задачи:

1. Закреплять полученные навыки по формированию у ребенка позиции созидателя, исследователя, помощника, друга представителя животного и растительного мира.

2. Создать в группе, в детском саду условия для жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира позволило стать Человеком.

3. Усилить работу с родителями по экологическому воспитанию.

За время работы в детском саде я убедилась, что через разные виды деятельности можно закладывать основы экологического воспитания.    

Развивая детское творчество средствами отражения детьми объектов и явлений природы в изобразительной деятельности, дети получают не только знания о мире природе, живых существах, населяющих мир и растениях, но и начинают смотреть на этот мир другими глазами и это вызывает у них любовь к природе и желание беречь ту красоту, которую они видят и могут создавать своими силами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности

Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающе...

Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ.

Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ....

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора»

Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэт...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают де...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

создание мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы...