Проект "Зимушка-хрустальная"
проект (средняя группа) на тему

Chuklanova Lyudmila Vladimirovna

Проект "Зимушка-хрустальная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-hrustalnaya.docx680.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимушка-хрустальная»

Вид проекта: позновательно-творческий.

Участники проекта:  дети средней группы «Акварельки», родители, воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель английского языка, преподаватель бурятского языка.

Продолжительность проекта: с 1- 29 декабря.

Проблема: Проект направлен приобщить детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению подарков, а дают уже все готовое.А как же детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике. Чем отличается встреча нового года в англоязычных странах?

Актуальность проекта:

Посредствам реализации данного проекта дети познакомятся с традициями празднования Нового года в нашей стране, регионе и в Англии. Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.

Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов»:

Что знаем?

Что хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

Нужно украшать ёлочку.

На новый год в гости к нам приходит Дедушка Мороз и Снегурочка.

В этот день принято дарить подарки.

Есть ли новый год в других странах?

Как называют Дедушку Мороза в других странах.

Через просмотр мультимедийных презентаций, картинок про Новый год.

Через посещения и просмотры различных спектаклей внутри сада.

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам  художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, потешки.

Цель проекта:

Развитие творческого потенциала детей. Привлечение детей и родителей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению.

Задачи проекта:

  • Дать представление о праздновании Нового года в России и  Англии, об их традициях и обычаях.
  • Разобрать понятие праздник - Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
  • Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление подарков и  поделок).
  • Расширять и углублять знания и представления  детей о зимнем времени года.
  • Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)
  • Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  •  Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
  • Расширять представления детей о зимних играх и забавах.

Предполагаемые результаты:

  • Обогащение знаний детей о Новогоднем празднике.
  • Сформируются знания детей, о  разных народностях населяющих нашу землю; дети узнают обычаи и традиции нашей  и другой страны.
  • Расширятся  знания детей о зимней природе. 
  • Осознание детьми доброго, заботливого отношения и настроения людей друг к другу во время праздника.
  • Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный

Подбор и изучение методической литературы, пособий, сказок.

Сбор материалов, мультимедийных  презентаций

II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.

Работа по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Дидактические игры:

-«Укрась елку»,

-«Узнай что изменилось»,

-«Когда это бывает?» (When  did it happen?,

-«Рассортируй елочные украшения».

- «Волшебный сундучок» («Шэдитэ ханза»)

Образовательные события:

- ФЭМП «Елочка из геометрических фигур»

Экспериментирование: «Свойства снега», «Цветные льдинки»

-«Yбэлэй наадан» (зимние забавы)

- Убэлэй буряад хубсаhан (Зимняя бурятская  одежда)

Беседы:

-«Какое время года сейчас наступило?»,

 -«Что мы знаем о зиме?»

-«Здравствуй зимушка-зима»

«Зима-хрустальная»

«Для кого зима бывает грустным временем года?» - «Готовимся к Новому году»

-«Что в мешке у Деда Мороза?»

- «Как встречают Новый год в Англии»

 «Каково лесным жителям зимой?»,  «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются», «О снеге», «Что за праздник Новый год», «Без чего не может быть Нового года?» «Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?», «How English people decorate the Christmas tree?» Что можно лепить из снега?», «Беседа о поведении на Новогоднем утреннике», «Какая зима в Бурятии?»

Изобразительная деятельность:

Лепка:

-«Новогодние подарки»;

«Снеговик»

«Угощение для Санты»

Рисование:

-«Снежинка»;

-«Нарядная елочка»;

«Весёлый снеговик»

Аппликация: «Ёлочка гори» (изготовление пригласительной открытки);

-«Рождественский чулок»,

-«бээлэй»

Подвижные народные игры:

- «Заморожу»,

-«Передай рукавицу»,

-«Два мороза»Funny Santa,

-«Волк и овцы» («Шоно ба ямаад»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья встречает Новый год»,

- «Салон красоты», - «Магазин»,

-«Шоферы».

Рассматривание предметов:

Чтение художественной литературы:

-Что такое Новый год».

-«Как елку наряжали».

Конструктивно-модельная деятельность:

-«Гирлянда»

-«Шапочка для гномиков»

Спортивные развлечения:

Игры – драматизации:

«Зимовьё зверей»

Чтение русских народных сказок:

«Снегурочка», «Снегурушка и лиса», «Зимовье зверей». «Заюшкина избушка», «Морозко» 

Сказка: «The little red  elf. Merry Christmas Mr Mouse»

Ручной труд (природный, подручный  материал):

Символ Нового года (Шэнэ жэлэй hулдэ тэмдэг)

«Рождественский венок»

ОБЖ:

-«Одежда и здоровье».

-«Зимние дороги»

-«Зимой на горке»

- «Правила пожарной безопасности во время праздника».

Чтение стихотворений:

Чтение стихотворений:

-С.Есенина «Поет зима,

аукает…»

-И.Сурикова «Зима»,

-Д.Чуяко

«Снеговик»

-В.Фетисова

«Зимние краски»

- Стихи про Новый год на английском и  бурятском языках.

Музыкальная деятельность:

Разучивание новогодних песен, разучивание танцев к утреннику.

- «Танец бурятских медведей»

-«Танец снежинок»

-«Танец английских гномов»

- песня «Дуужэн-даажан»

Рассматривание иллюстраций:  

Про Новый год.

Убэлэй наадан.

Advent calendar

Хороводные игры:

«Хоровод»,

«Маленькой ёлочке»

« Run freeze»

Составление творческих рассказов:

- «Как я встречу Новый год»,

«Какой подарок мне принесет Дед Мороз»

Отгадывание загадок:

Про Новый год и о зиме на трёх языках.

Составление рассказа по сюжетным картинкам: из разных сказок,  про Новый год.

Взаимодействие с родителями:

- Консультация: «Правила пожарной безопасности в доме перед Новым Годом».

-Подготовка новогодних костюмов

-Смотр-конкурс «Самая оригинальная новогодняя стенгазета на русском, бурятском или английском языке»

-«Снегурочка» из любого материала

-Оформление группы к новому году

III этап – Заключительный

Проведение новогоднего утренника

- Раскрепощение детей.

- Развитие элементов актёрского мастерства.

- Выразительность речи.

- Сплочённость детского коллектива.

- Вовлечение в проектную деятельность родителей.

- Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.

- Деятельность по осуществлению проекта.

Итоговый результат:

Новогодний праздник «Сказочное путешествие»

Выставки продуктивных видов деятельности детей

Беседы:

Тема: «Зимние дороги»

Цель: Расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время.Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть  на дороге.

Ход:

1.  Рассматривание сюжетных картин  с изображением зимних дорог, улиц.

     2.  Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях:

 * в гололедицу (На дорогах скользко. Вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину (автобус). В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, так как водитель, если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое - то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.);  

*в снегопад (Стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор).

3.  Объяснение слов:

«Снегопад»,

«Гололед» ( Слой плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующийся на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате намерзания  частиц осадков (переохлаждённой мороси, переохлаждённого дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру. Продолжается обычно несколько часов, а иногда при мороси и тумане - несколько суток.)

«Гололедица» (Слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

 Объяснить, чем они отличаются (В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках.Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы),

 чем опасны  для водителя и пешехода.

    4.  Воспитатель: -Поднимите руки те, кто любит зиму. В какие игры вы любите  играть зимой? (Ответы детей)

-А хотите послушать, как мишка играл зимой?

Чтение стихотворения:

Скрылись под снегом газоны с травой.

Скользко машинам на мостовой,

Льдом затянуло русло реки,

Плюшевый мишка встал на коньки.

-Только катается не на катке…

Вышел на улицу с клюшкой в руке.

Долго ли, дети, здесь до беды?

Есть для хоккея катки и пруды.

Только ботинки с коньками надень,

Лед будет петь под коньками весь день.

-А мостовая- опасный каток.

Нужно во двор возвращаться, дружок.

-Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей)

5.  Повторение  правил поведения на зимних дорогах.

Беседа: «Зимушка-хрустальная»

Цель. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениями. Воспитывать любовь к природе.

Материал. Мишка, зайчик (игрушки, зимние картинки.

Ход беседы:

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли зайчик и мишка. Подумайте и скажите: что делает медведь зимой?

Дети. Медведь зимой спит.

Воспитатель. A зайцы спят зимой.

Дети. Нет, зайцы зимой не спят.

Воспитатель. Мишка проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил зайчика рассказать ему об этом. Но зайчик еще не научился хорошо рассказывать, и мишка ничего не понял. Давайте поможем зайчику вспомнить, а мишке узнать, что происходит зимой в природе. Как сказать про зиму:

Какая она? (Снежная, морозная, холодная.)

Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.)

А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.)

Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.)

Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.)

Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.)

Как выглядят зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.)

Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель.)

Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.)

Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.)

Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый мешочек держит зайчик. Давайте попросим зайчика показать, что лежит в его мешочке.

Дети обращаются к зайчику с просьбой, воспитатель вынимает из мешочка картинки и раскладывает их перед детьми.

Воспитатель. В мешочке лежат не просто картинки, а отгадки. Сейчас я буду загадывать зимние загадки, а вы будете искать нужные картинки.

Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают их и находят соответствующие картинки. Ответы на загадки можно показать с помощью движений (как вы катаетесь на тяжах, коньках, надеваете шарф, варежки).

Загадки:

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые.снежинки.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег.)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед.)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

ОH узоры на окне.

Это клен, а это ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! (Мороз.)

Чтоб не замерзнуть, пять ребят

В печке вязанной сидят. (Варежки)

Деревянные кони

По снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Лыжи)

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на гору всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За веревку вожу. (Санки)

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнет перинки -

Над миром снежинки. (Зима.)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! (Коньки.)

В них упрячешь две ноги -

И в мороз гулять беги. (Валенка.)

Свернулся на шее,

Пушистый, как кошка.

Вот только бывает

Колючий Немножко. (Шарф.)

Воспитатель. Молодцы! Все загадки отгадали! Вы знаете песни о зиме. Спойте свою любимую, пожалуйста, для мишки и зайчика. (Дети исполняют песню.)

Вы сегодня очень помогли зайчику, ведь он так хотел рассказать медвежонку о зиме. Медвежонок, тебе понравилось? Ты все понял?

(Медвежонок и зайчик благодарят детей.Воспитатель читает стихотворение.)

Зимний сон медвежонка.

Мимо мишкиной берлоги Говорит зайчонку он:

Шел зайчонок по дороге «Видел я чудесный сон.

И подумал: «Как-нибудь Зиму целую дремал

Надо к мишке заглянуть: И по лесу не гулял.

Я давно его не видел, Спал в берлоге под сосной,

Может, кто его обидел? Все медведи спят зимой.

Может быть, он заболел? А теперь весна пришла

Или было много дел?». И совсем мне не до сна

Зайчик в двери постучал Тороплюсь я поскорей

И тихонечко позвал: Повидать своих друзей».

«Мишка, мишка, что с тобой? Медвежонок и зайчишка

Ты простужен? Ты больной?». Побежали в лес вприпрыжку.

Медвежонок вышел сонный Закричали: «Чудеса!

И немного удивленный. К нам пришла весна- красна!».

Тема: «Зимой на горке»

Цель: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;

            Развивать выдержку и терпение- умение дожидаться своей очереди;

            выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Ход:

 1)Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2)Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине  или 

Игра (словесная) «Хорошо- плохо». Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.

3) Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.

4)Подведя выводы, с детьми сформировать правила:

-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

-Подниматься на горку только по ступенькам;

-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

-Не кататься стоя, а только сидя;

-Не толкать, не цепляться за товарищей;

- Соблюдать очередность;

-Не спрыгивать с горки;

-Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;

-Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;

-Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой

  и может сбить тебя;

-Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;

-Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;

-Не сбегай по скату;

-Не кидайся снегом в сторону горки.

 

Беседа «Здравствуй, Зимушка – Зима»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном времени года. Догадайтесь, о каком?
Загадка
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила»
Воспитатель: О каком времени года идет речь
Дети: О зиме
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что вы видите?

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_57b2d2663fdca4a96e1901b12219c1dd.jpg


Дети: Снег идет, деревья «голые», на земле сугробы и т.д.
Воспитатель: Как можно охарактеризовать зиму? Какая она?
Дети: Снежная, морозная, холодная, белая, долгая и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Подойдите к столу, на столе лежат карточки с зимними явлениями. Каждый из вас должен взять карточку и пояснить что происходит зимой.
Дети берут карточки и полным предложением говорят о том, что там нам нарисовано.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_d206369c85697c95be437781b10539b8.jpg


Зимой медведь, суслик и еж впадают в спячку.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_a74dc8258757fd6152620f19560bb820.jpg


Зимой дети могут лепить снеговика.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_0e2f0a662fe424f2c6189dd2faa8d23c.jpg


Зимой звери меняют шубку.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_6cf3091c0c50d428ac5943f8e593ae61.jpg


Зимой вода в реке замерзает.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_e5dd4b50ca5c9c9c213edaa95a5406b5.jpg


Зимой бывает снегопад.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_6b4c6e656831710f4a5579a5fec6fca4.jpg


Зимой мороз рисует на окнах узоры.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_0b9a0b9ce7f063ff9a507f261065a5eb.jpg


Зимой бывает метель.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_019fc093486a04166d6517fde75579ba.jpg


Зимой люди одевают теплую зимнюю одежду.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_23c866809f8894949629aff58218e5ad.jpg


Зимой день короче, чем ночь.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_34d9d9cdde77e00e075b670b0f1851ad.jpg


Зимой можно кататься на санках, коньках и лыжах.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7839_22f791f4003cd383286fead74da318ee.jpg


Зимой наступает новый год.
Воспитатель: Молодцы! Зима, как и другие времена года включает в себя три месяца. Назовите три зимних месяца.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: О зиме написано много красивых стихотворений, послушайте одно из них. Его написал

Стихи

И. З. Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен -
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Воспитатель: Домашнее задание: Нарисуйте «Зимушку», а завтра на занятии каждый из вас расскажет о своем рисунке.

«Снеговик (Д. Чуяко)»

Среди нашего двора 
Снеговик стоял вчера. 
Мы его слепили сами, 
Был он с пышными усами.

А сегодня за окном 
Потекли ручьи кругом. 
Ночью снеговик исчез. 
Может быть, ушел он в лес?

Очень просим вас, ребята, 
Если снеговик усатый 
Повстречается в пути, 
Помогите нам найти.

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

                 Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

                 Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

                 Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

                 И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

                 И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

                У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

                Красавица весна.

Зимние пальчиковые игры

Раз, два, три,четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

***
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

***
Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).

***
Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок (над головой из ладошек делаем крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»

***
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).

Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто щекочет — пух!

***
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).

Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Спят в лесу деревья,     поднимаем рукии разводим пальчикив стороны)

А на ветках почки.(массируем кончики пальцев)

И внутри у почек –

Зеленые листочки     (ладошки соединяеми немного округляем)

Вот проснутся почки(раскрываем ладошки)

Будет им веселье –(вращаем ладошки–«фонарики»)

Солнышко согреет    (основания ладоней соединяем, пальчикиразводим так, чтобы

Их теплом весенним.получилосьсолнышко, качаем ладошки вправо-влево)

Снежок

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)

 Мы с тобой снежок слепили (лепить,меняя положение ладоней)

Круглый,крепкий,очень гладкий. (показывают круг,гладят ладони друг о друга)

 Раз –подбросим,  («подбросить»,посмотреть вверх)

Два –поймаем.  («ловят», приседают)

Три –уроним   (встают, «роняют»)

И… сломаем! (топают)

Елка

Зелененькая елочка Ладони расположены под углом друг к другу, пальцы переплетены и выпрямлены.

Колючие иголочки. Руки перед собой, пошевелить пальчиками

Ветки распушила Руки опустить и потрясти ими

Снежком припорошила Погладить себя обеими руками

Строитель

Копаю, копаю лопаткой снежок, Имитируем движения

Построю из снега домок-теремок. Над головой из ладошек делаем крышу

И окна, и двери я вырублю в нем, Ребром ладоней «вырубаем»

Почищу дорожки, посыплю песком. Имитируем движения

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! Одной рукой изображаем зайчика

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» Пожимаем свои руки

Падал снег на порог

Падал снег на порог, Руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз

Кот лепил себе пирог. Ладони приставляем к голове, изображая уши

А пока лепил и пек, Лепим пирог

Ручейком пирог утек. Ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы навстречу друг другу, пока тыльные стороны ладоней не соприкоснуться

Снежный ком

Взяли дети белый ком, Изображаем ком

Будем строить снежный дом Движения, изображающие лепку снежков

Мы польем его водой, Имитируем движения

Домик будет ледяной «поливаем водой»

Ком за комом мы кладем, Ставим кулачок на кулачок

Вот и вылепили дом Рисуем в воздухе ладонями домик

Дедушка Мороз

Закрывайте окна,

Закрывайте двери Соединяем ладошки вместе

Закрывайте уши, Закрываем ушки

Закрывайте нос. Закрываем нос

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз! Ходим указательным и средним пальцами

Щиплет уши, щиплет нос, Щипаем названные части тела

Щиплет щёчки дед Мороз

«Лыжи, санки и коньки»

Лыжи,(Скользитьпо столу ладонями вперед-назад)

Санки(Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)

И коньки(Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)

Мчатся наперегонки.

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пятьЗагибаем пальчики по одному

    Мы во двор пришли гулять.    «Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,    «Лепим» комочек двумя ладонями

   Птичек крошками кормили,      Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,   Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.     Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

И снежками мы кидалисьимитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.      Отряхиваем ладошки

  Съели суп и спать легли.       Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Зимой

Снег пушистый лег на ветки.  Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.  Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,   Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.    Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Пришла зима

Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони

Реки покрылись льдом. Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны

Пошел снег. Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз

Он падал белыми пушистыми хлопьямина землю, Изобразить сугробы

На дома, Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»

На деревья, Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей. Положить руки себе на голову

Новогодняя елочка

Елочка, елочка!  (Ладони установите под углом друг к другу, пальцы переплетите и   выпрямите)

Колкая иголочка,

Протянула ветки,(протянуть руки вперед)

А на них –конфетки,   (Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук)

Звездочки,(растопырить пальцы рук)

Фонарики,   (пальцы каждой руки собрать щепотью)

Золотые шарики.     (Изобразить шарик)

Новый год

Новый год, Новый год!     (Развести руки в стороны)

Он стучится у ворот.      (Постучать по столу костяшками пальцев)

С санками,(положить на стол ладони вплотную друг к другу)

Коньками,(ладони поставить на ребро)

Со снеговиками.      (Изобразить снеговика)