Крнсультативный материал для воспитателей "Русские народные игры-забавы в образовательном процессе"
консультация на тему

Кулыгина Юлия Николаевна

Консультативный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений,для использования в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов» Русские народные игры-забавы в образовательном процессе»

Подготовила: воспитатель ГБДОУ 88 Калининского района г.Санкт-Петербурга КУЛЫГИНА Ю.Н

С приходом ребенка в детский сад жизнь его меняется, что не всегда приносит ребенку радость, зачастую ставя новые задачи перед ним. Чтобы детям облегчить привыкание к новым условиям и незнакомым людям, прежде всего, необходимо их отвлечь от того, что заставляет ребенка переживать, привлекая к тому, что так радует его - игре.

В предлагаемых играх-забавах все движения детям знакомы из повседневного опыта (ходьба, бег, прыжки и пр.). Важным условием их проведения, конечно, является добровольное участие. Играть можно начинать только с желающими детьми, постепенно привлекая тех, кто наблюдает со стороны, не решаясь включиться в игру. Ходя и наблюдение за сверстниками, весело играющими, тоже полезное и интересное занятие.

«Ум ребенка находится в кончиках пальцев» - известный афоризм, который мы вспоминаем тогда, когда говорим о тренировке пальцев ребенка в процессе продуктивной, конструктивной деятельности. Иными словами, мы говорим о развитии координации движений рук, развитой мелкой моторики. Дошкольный возраст – это возраст, когда необходимо как можно больше уделять внимание использованию в повседневной жизни ребенка разнообразных пальчиковых игр.

Особенностью данных игр является их синкретизм, т. е. одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка. В пальчиковой игре кроме тренировки пальцев и кистей рук осуществляется социализация ребенка: он общается с детьми и взрослыми. Активно развивается речь, так как игра сопровождается проговариванием или пропеванием текста.

В общении с одним ребенком можно использовать пальчиковую игру «Банька». Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит пальцами между ладоней взрослого, приговаривая: «Пусти в баньку». На что взрослый отвечает: «Водички нет, мыльца нет, не топлено, жару нет». Затем взрослый сжимает ладонями палец ребенка и удерживает его, приговаривая: «Жарко, жарко, жарко!».

Со всей группой, можно поиграть в пальчиковую игру «Аи, туки-туки-туки.», проговаривая текст:

Аи, туки-туки-туки,

Застучали молотки.

Тук-ток, тук-ток,

Мы скуем себе замок.

Словесные игры, а также народные игры малой подвижности можно использовать в режимных моментах, как динамическую паузу между деятельностью или в ходе занятия.

Игра «Кукомоя» направлена на формирование у детей культурно-гигиенических навыков, положительного отношения к здоровому образу жизни.

Как у нас на лавке

Все сидят ребятки.

Чисто умылись,

Славно нарядились.

Одна кукомоя -

Ваня неумоя.

Ванечка, умойся!

Взрослый «поливает» из лейки, а ребенок выполняет имитирующие движения.

Игра «Башмачки» направлена на развитие таких качеств, как аккуратность. В ходе игры дети учатся правильно обуваться.

Дети снимают обувь и ставят ее вперемешку, чтобы не очень легко было отыскать пару.

Вот сидят малыши -

До чего хороши!

До чего хороши -

Ну а ножки-то босы!

Раз, два, три,

К башмачкам беги!

Игра заканчивается тогда, когда дети правильно наденут свою обувь.

Народные игры можно использовать для закрепления имеющихся знаний. Так в игре «Краски» происходит закрепление представлений о цвете.

Перед игрой необходимо выбрать ведущих - «монаха» и «продавца». Остальные игроки (втайне от «монаха») загадывают, какими красками они будут, причем цвета не должны повторяться.

Монах: Я, монах,

В синих штанах.

Пришел к вам за краской.

Продавец: За какой?

Монах называет любой цвет, например голубой. Если такой краски нет, продавец говорит:

Иди по голубой дорожке,

Найдешь голубые сапожки,

Поноси, да назад принеси!

Игра повторяется. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от монаха, а тот его догоняет. Если догнал - монах и краска меняются ролями, если нет - игра продолжается.

В дошкольном возрасте дети знакомятся и оценивают такие свойства, как величина. Знакомство с величиной осуществляется в процессе НОД. В режимных моментах целесообразно организовать игры, направленные на закрепление освоенного материала: «Маленькие ножки», «Жито растет». Так при знакомстве с числом педагог может использовать потешки с числительными, например «Ерши».

Ершей, ершей!

По пяти грошей -

Один ершок -

Ухи горшок!

Содержание народных игр наполнено юмором, элементами соревнования, жеребьевками, считалками, потешками, неожиданными веселыми моментами. Быстро организовать игру, выбрать ведущего, правильно выполнять правила игры помогает зачин.

Зачин:

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем,

За уши поднимем.

Уши будут красные,

До того прекрасные.

Считалка:

Шел коток по лавочке,

Всем дарил булавочки.

Кому две, кому три,

А водить будешь ты!

Жеребьевки также создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.

Лебедь белый,

Или ястреб смелый?

Здесь в лесах

Или птица в облаках?

Привлечь внимание детей, организовать их перед занятиями помогут также игры-молчанки, например, под такой текст:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - молчок!

Основная идея народных игр - обучение через игру. Так в песнях и обрядах исполняются движения, имитирующие трудовые операции. В народных играх «Мак маковистый», «Уж я сеяла, я сеяла ленок» дети водят хоровод и движениями туловища и рук имитируют трудовые действия.

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, является основой для формирования личности ребенка. В игре происходит формирование художественно-образного мышления, развивается самостоятельность и творческая активность детей. Народные игры являются своеобразной школой освоения жизненного опыта, приобщения к традициям и обычаям национальной культуры. А главное – доставляют радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция математического и природоведческого материала с детьми младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ

Использования метода интеграции математического и природоведческого материала с детьми младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ГДОУ...

народные игры-забавы для детей

народные игры для детей...

Практический материал для работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса в ДОУ

Методический материал предназначен для практической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в ДОУ....

Материал из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Планирование совместной образовательной деятельности...

Консультация для родителей "Народные игры забавы".

Неоценимым народным богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация дающая представления о повседневной жжизни наших...

"Традиционные приёмы игры в мяч в народных играх-забавах"

Это рекомендации в виде буклета как для родителей, так и для педагогов....