Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
учебно-методический материал на тему

Василькова Анна

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Современные подходы к организации работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой»

ЦЕЛЬ: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: круглый стол.

УЧАСТНИКИ: педагоги ДОУ.

План проведения семинара — практикума:

 1. «Ребёнок и книга».

2. Обсуждение высказываний русских учёных — педагогов о роли книги в речевом развитии ребёнка.

3. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.

 4. Деловая игра «Эрудит».

5. Обсуждение результатов анкетирования родителей.

Ход семинара — практикума:

1. «Ребёнок и книга». (Вступительное слово старшего воспитателя Буяковой В.Н.)

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа — последующий этап формирования читателя. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка.

Дети дошкольного возраста — слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

2. Обсуждение высказываний русских учёных — педагогов о роли книги в речевом развитии ребёнка. (Обсуждение проводит воспитатель — логопед Соловьева Н.В.)

Наши педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей, в том числе и на речевое развитие.

Вам необходимо было подготовить высказывания учёных — педагогов. Теперь предлагаю вам зачитать их и обсудить.

1) «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» (В.А.Сухомлинский)

2) «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д.Дидро)

3) «То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нём глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознательным руководителем жизни» (К.Д.Ушинский)

4) «Детская книга при всей её внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослого доступны её вершины. Удивительное искусство — детская книжка!» (Л.Токмаков)

3. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста. (Выступление воспитателя Васильковой А.Ю.)

 Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как даёт представление не только об общих закономерностях развития ребёнка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно речь способствует развитию социальных отношений у детей.

Посредством речи один дошкольник привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формирование которых у дошкольников, с одной стороны, обусловлено процессом освоения речи как деятельности, заключающимися в использовании языка для коммуникации.

Дошкольный возраст — возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В.Г.Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеев, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев и др.).

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений — миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку — учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому — то недосягаемо облегчающему методу».

Е.И. Тихеева пришла к убеждению о ведущей роли социального фактора в развитии речи ребёнка. Она пишет: «Язык — продукт и орудие общественности. Он возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребёнка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка».

Литературное произведение выступает совершенным образцом связной контекстной речи. На это в своё время обращал внимание К.Д. Ушинский. Он подчёркивал, что в литературном произведении ребёнок встречается с лучшими формами родного языка, выработанными народом и литературой, где каждое выражение есть результат мыслей и чувств многих поколений. Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются народные сказки, произведения писателей — классиков, лучшие произведения современной отечественной и зарубежной литературы для детей.

О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен.

По мнению В.В. Гербовой, велико значение художественной литературы для усвоения грамматики родного языка, так как средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексики.

В ряду задач, стоящих перед дошкольной организацией, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Словарь — один из компонентов речевого развития ребёнка. Овладение словарём является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывает ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.

В результате общения с книгой к 6 — 7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребёнка в результате приобретения ребёнком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

4. Деловая игра «Эрудит». (Проводит старший воспитатель Буякова В.Н.)

  • «Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой»

Педагоги разбиваются на 3 группы, каждая группа выбирает свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приёмы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приёмы можно использовать в работе с детьми.

Словесный метод. Приемы: чтение произведений; вопросы к детям по содержанию произведений; пересказ произведения; заучивание наизусть; выразительное чтение; беседа по произведению; прослушивание грамзаписи.

Практический метод. Приемы: элементы инсценировки; игры — драматизации; дидактические игры; театрализованные игры; использование разных видов театра; игровая деятельность.

Наглядный метод. Приемы: показ иллюстраций, картинок, игрушек; элементы инсценировки; движения пальцами, руками; схемы; алгоритмы; просмотр видеофильмов, диафильмов; оформление выставки.

  • Игра «Как дальше?»

Педагоги должны знать пословицы и поговорки, уметь объяснять детям их смысл. Зачитываются начальные фразы пословиц, участникам необходимо дать свой вариант продолжения, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного.

Для 1 команды: Спрос не грех, отказ … (не беда).

Говорить, не думая, что … (стрелять не целясь).

Красно поле пшеном, а беседа … (умом).

Для 2 команды: Поменьше говори, побольше … (услышишь).

На шутку не сердись, а в обиду … (не вдавайся).

В добрый час молвить, а в дурной … (промолчать).

Для 3 команды: На ласковое слово не сдавайся, на противное ...(не обижайся). Много крику, мало ...(толку).

Звон не молитва, крик не ...(беседа).

  • Игра «Цепочка»

Представители первой команды выстраиваются в шеренгу и, поочерёдно высказываясь, раскрывают тему «Как организовать книжный уголок в группе». Аналогично выполняет задание вторая команда, раскрывая тему «Как рассказать детям биографию автора», третья команда - «Как научить ребёнка читать стихотворение с выражением».

  • Конкурс на лучшее прочтение детских стихов
  • Подведение итогов.

5. Обсуждение результатов анкетирования родителей (Выступление воспитателей каждой возрастной группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Презентация семинара-практикума для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"...

Семинар-практикум для воспитателей «Организация работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»....

Семинар - практикум «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Этот материал поможет провести семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему  «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Семинар-практикум для педагогов  «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Семинар-практикум для педагогов ДОО: "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...