Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Гассельбах Светлана Анатольевна

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

 «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в части развития связной речи дошкольников через составление рифмованных текстов, метафор,  загадок.

Задачи:

  • расширить и обобщить  теоретические знания педагогов технологии развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко (развития связной речи дошкольников через составление рифмованных текстов, метафор,  загадок);
  • предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию связной речи дошкольников.

Ход семинар - практикума:

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема семинара-практикума ««Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко). Сейчас  Вам будут  представлены теоретические основы по теме семинара.

Теоретическая часть.

Средства выразительности речи

Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации.

Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.

К вербальным средствам выразительности относятся:

  1. звуковая выразительность, подразумевающая
  • четкую артикуляцию звуков;
  • звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);

интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции (различение коммуникативных типов высказывания, дифференциацию частей высказывания соответственно их смысловой важности; выражение конкретной эмоции, вскрытие подтекста высказывания,  характеристика говорящего и ситуации общения);

  1. лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, образности, стилистической оправданности среди которых:
  • эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании синонимии, антитезы, фразеологизмов и т. д.
  • изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.);
  • функционально-стилистические возможности, основанные на дифференцированном использовании лексики в зависимости от целей и условий общения, от стиля языка;
  1. синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, эпифора, анафора и др.)

К невербальным средствам выразительности относятся жесты. Поза и мимика. Они оформляют высказывания внешне и обеспечивают точность интерпретации вербального сообщения. Только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего. Процесс развития выразительности речи имеет определенную временно логику. Основы выразительности закладываются еще в дошкольном возрасте. Для младшего дошкольного возраста характерна непосредственная, спонтанная выразительность речи, когда аффективные переживания преобладают над объективным содержанием. Это придает речи эмоциональную насыщенность аффективную  окрашенность. Речь младшего дошкольника выразительна благодаря своей непосредственности и имеет изобразительный характер. Она изобилует итерациями (усиливающимися повторами), восклицательными оборотами, нарушением обычного порядка слов. Дети очень широко используют невербальные средства. Выразительность речи дошкольников данного возраста непроизвольна и неосознанна, она является естественным следствием их собственных переживаний и эмоций.

        В возрасте 5-7 лет детская речь становится менее эмоциональной и экспрессивной, более осмысленной, сдержанной и регламентированной. Причина данного явления заключается в том, что этот период характеризуется «интеллектуализацией аффекта» (Л.С. Выготский), когда прежние средства выразительности уже не могут отразить глубину содержания речи и переживаемых детьми чувств, а новые выразительные средства еще не освоены дошкольниками. Вместе с тем именно в возрасте 5-7 лет у многих детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи и литературного языка. По мнению  А.М. Леушиной, у старших дошкольников появляется потребность «рассказать красивой, употребляя «взрослые» литературные слова. В силу этого дети начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного из использования в собственной речи. Задача педагога – удовлетворяя эту потребность, способствовать развитию у ребенка выразительной речи путем присвоения им средств выразительности, которые выработались в ходе исторического развития литературной речи.

         Таким образом, выразительность детской речи изменяется и развивается в связи с общим ходом развития личности: от непосредственных аффективных форм выразительности ребенок постепенно под воздействием среды и обучения переходит к осознанному использованию специфических выразительных средств, присущих формам зрелой речи.

        Однако эмоциональная впечатлительность и чуткость к языковым явлениям сами по себе не гарантируют выразительности речи дошкольников. Этот процесс опосредован специальной целенаправленной педагогической работой.

Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста.

В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой? Что бывает таким же?

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? – Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:        

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.

Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает также?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

- Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

- Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

        На что похоже?

Чем отличается?

На что похоже? Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? – На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? – На дом, но без окон.

- А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Технология обучения детей составлению метафор

Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения

объекта 1 (Цветочная поляна – небо после дождя).

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Протокол занятия с детьми

Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.

Задача: составить метафору относительно этих птиц.

Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность

мыслительных операций.

- Что за птицы изображены на заснеженных елях?

- Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву «С» и ставит стрелку вправо).

- А какие они?

- Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет – «красногрудые», и ставит букву «К» на листе бумаги).

- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?

- Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы «К» и рисует яблоко).

- Так что можно сказать про снегирей, какие

они?

- Снегири красногрудые, как яблоки.

- А где снегири находятся?

- На заснеженных елках (воспитатель ставит

стрелочку вниз от буквы «С» и рисует схематично

ель).

- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением

руки изображения яблока и ели).

- Произнесите эти два слова подряд!

- Яблоки заснеженных елей.

- Кто составит мне предложение с этими словами?

- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали

глаз лыжников.

Примеры последовательности составления метафор детьми

1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь _______идет из туч (находится место расположения объекта).

Слова для метафорической фразы: «слезы туч».

Метафорические фразы: «Осенью тучи часто льют свои слезы», «Слезы туч были очень грустными и холодными».

2. Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта).

Словосочетание: «костер вечернего неба».

Метафорическая фраза: «За лесом пылал костер вечернего неба».

Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

        

Составление дошкольниками рифмованных текстов

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только

мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная «игрушка» ребенка. И в то же время детская поэзия – это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять

стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы.

Мы предлагаем для развития словесного творчества одаренных детей использовать лимерик. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно

считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).

Характеристика текста лимерика:

1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил-был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойства объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например:

Жил-был старичок меж ульями,

От пчел отбивался он стульями.

Но не учел

Числа этих пчел,

И пал смертью храбрых меж ульями.

Жил да был медведь болотный.

Был он добр, но очень мокрый.

По болоту он ходил,

Всех лягушек подавил.

Вот какой неуклюжий был медведь.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

Практическая часть

Участникам  семинара  предлагается  объединиться в три компании. Затем одной из  компаний предлагается составить загадку с использованием одной из 3 моделей; второй компании – метафору; третьей компании – рифмованный текс (лимерик). После чего каждая компания презентует наработанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Семинар - практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возмо...