Использование современных педагогических технологий в ДОУ
консультация по теме

Магусева Майя Евстафьевна

Использование современных педагогических технологий в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tehnologiy_v_dou.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование современных педагогических технологий в ДОУ»

     

В настоящее время в нашем лексиконе твердо закрепилось понятие педагогической технологии. Но в разных источниках существуют различные определения данного термина. Прежде всего, как следует из толкового словаря, технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

     Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

     Так что же такое современная педагогическая технология? Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Система образования претерпевает трансформации, как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

     Изменяется содержание обучения в ДОУ: педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, в том числе авторской. Появляются новые современные педагогические технологии, в которых необходимо ориентироваться воспитателю, педагогу. Специалист в настоящее время должен быть педагогически грамотным, разбираться в арсенале педагогических технологий.

     К числу современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка можно отнести:

1. здоровьесберегающие технологии;

2. технологии проектной деятельности;

3. технология исследовательской деятельности;

4. информационно-коммуникационные технологии;

5. личностно-ориентированные технологии;

6. игровая технология

7. технология «ТРИЗ» и другие.

     Основные задачи здоровьесберегающих технологий – сохранить здоровье детей, создать условия для своевременного психического развития, формирование у них необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

     Организация здоровье сберегающего образовательного пространства в детском саду. В группе регулярно проводится профилактическая и коррекционная работа по оздоровлению дошкольников: точечный массаж, самомассаж, дыхательная гимнастика, закаливающие процедуры, а также снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, самомассаж, пальчиковая гимнастика, динамические паузы). Конечно же организовываются прогулки, подвижные игры и физкультурные занятия. Кроме этого осуществляется валеологическое воспитание, через самостоятельную двигательную деятельность, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование элементарных знаний и навыков здорового образа жизни, оздоровительно-закаливающие процедуры. Важным остается организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей, организация питания, обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду. Так же используется нетрадиционные методы, такие как арттерапия, сказкотерапия и технология музыкального воздействия.

     На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, предпосылок учебной деятельности, и, как следствие, формированию всесторонне развитой личности. Для осуществления этой задачи лучшим вариантом является проектная деятельность и технология исследовательской деятельности.

     Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Они направлены на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности.

     Осуществление проектной деятельности во второй младшей группе. Был разработан проект «Огород на окне». Целью проекта является развитие у детей потребности ухода за растениями, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Так же важной задачей является формирование партнерских отношений между ребенком и педагогом, между родителями и ребенком. Научившись наблюдать за растениями, ребенок учится понимать состояние растений, а значит начинает сочувствовать и ухаживать. Именно так решаются задачи не только познавательного и исследовательского развития ребенка, но и социально – личностного развития. Дети любят активность, любят действовать. Любят все трогать, ощупывать, нюхать, пробовать. Практической деятельностью является участие детей в ходе работы с растениями. Поливать, рыхлить землю, пересаживать растения – вот что действительно любят дети! Приобщение ребенка к посильному труду позволяет развить такие качества, как ответственность, целеустремленность, обязательность, умение доводить дело до конца. Так же это укрепляет детский коллектив, учит работать в парах и подгруппами. Мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления.

     Технология исследовательской деятельности тесно связана с проектной деятельностью. Основной целью исследовательской деятельности является развитие познавательных способностей (анализ, синтез, обобщение, классификация и сравнение). А также позволяет поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивает мышление, речь, память. Развивает такие качества как внимательность. Осуществляется нравственное и эстетическое воспитание видеть красоту природного мира, сохранять и оберегать его, следовать доступным экологическим правилам.

В условиях нашей группы проводятся только элементарные эксперименты и опыты. Они не подразумевают научных открытий, у детей формируются элементарные представления и понятия; эти опыты полностью безопасны. Используются обычное бытовое и игровое оборудование. Например, проведена серия опытов и экспериментов «Чудесная водичка». Это различные опыты с водой, снегом и льдом. Так же использовались дидактические игры («Чистые ручки», «Помощники»), так же было предусмотрено проведение ОУД («Напоим кукол», «Разноцветная водичка», «Маленькие Эйнштейны»). Примерные опыты были проведены и для ознакомления со свойствами песка, камней, земли. Детьми были получены представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. Были проведены ОУД («Испечем угощение», «Путешествие с Лунтиком»), дидактические игры («Следы» и др.). Кроме этого были использованы различные дидактические игры на различную тематику, игры по сенсорному воспитанию, и др.

     Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

     ИКТ занимает очень важное место в нашей жизни. Инновационные технологии повсюду, и с каждым днем появляется что-то более новое, более интересное. В связи с новыми требованиями в дошкольном образовании, в нашей работе никак нельзя без ИКТ информационно-коммуникативных технологий. Не стоит забывать о том, что мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это и предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию – обучение с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Хочется отметить положительные стороны ИКТ.

Во-первых, это возможность заинтересовать ребенка. Ведь сколько сейчас различных возможностей для создания наглядного материала, для показа на интерактивной доске. Анимации, картинки, видео, фото, звуки, музыка – и все в одном документе, удобном для восприятия младшими дошкольниками.

Во-вторых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

     А также, это обмен опытом. Оформление документации, отчетов, анализов в электронном виде, при ошибке в которых, позволяет исправить документ и внести необходимые изменения.

     Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

     Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, изучения новых методик, при подборе наглядных пособий.

     ИКТ может использоваться и в работе с родителями. Это оформление анкет для родителей, советов, рекомендаций как воспитателей, так и специалистов. Общение с родителями по E-mail, возможность быть на связи по WhatsApp. Применение информационных технологий на родительских собраниях – подготовить презентацию по теме собрания, наглядно и красочно провести консультацию, собрать фотографии детей в детском саду. Ведь каждому родителю интересно, чем занят ребенок в саду, как справляется с задачами, с кем дружит.

     Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

· игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

· группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

· группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

     Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

     Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

     В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

     Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

     Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

     Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

     Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

     Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

        Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

· Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

· Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

· Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

     Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

     Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

     Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

- повышению качества образования;

- повышение качества обучения и воспитания;

- повышение квалификации воспитателей;

- применение педагогического опыта и его систематизация;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников.