Формы взаимодействия с родителями в период адаптации.
материал на тему

Михеева Татьяна Сергеевна

В период адаптации детей к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями особенно актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_dou_i_semi.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Школа ответственного родителя – как одно из действенных форм работы с семьей в адаптационный период.

  «…Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями …. Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей».

Я.А. Коменский «Материнская школа».

Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав тем самым поддержку альтернативной системе обучения. В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Однако, новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи и образовательных учреждений. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка и росте недоверия к образовательным учреждениям.

Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред системе дошкольного образования в целом. Возникают субъективные причины, к которым можно отнести неоправданно позитивные ожидания родителей от ДОУ, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада.

 Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями.

Проблема адаптации детей насущна, так как воспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей ДОУ. 

  В период адаптации детей к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями особенно актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. 

Практика показывает, что родители, не владея в достаточной мере знанием психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, в нашем ДОУ внедряется система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью.

Цель работы - обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях.

Направления деятельности
          1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом в ходе воспитания и развития детей.

Задачи

  • Диагностика внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
  • Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
  • Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
  • Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта

Формы взаимодействия с родителями

 

тема

цель

форма

Психологическое здоровье ребенка в процессе адаптации к ДОУ.

Оказывать квалифицированную помощь родителям в период подготовки и привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

Мини- собрания.

 «16 фраз, которые нужно говорить своим детям».

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Памятка.

Здоровьесберегающие технологии дома

Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.).

Практикум.

«Ворчаньем наскучишь – примером научишь».

Продолжать знакомить родителей с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности.

Деловая игра.

Покорному дитяти все кстати.

Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка:

инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и

прочее.

Индивидуальное консультирование, оформление памяток, буклетов.

Домашняя игротека.

Познакомить родителей с разновидностями дидактических и развивающих игр и дать знания о их ведении, материалах, задачах

Практикум, открытые просмотры занятий и других видов деятельности.

Веселые посделки.

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Совместные досуги и праздники, родительские собрания.

«Трудовой десант», «Картотека добрых дел» и др.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, создание благоприятных условий для взаимодействия с родителями, установление доверительных и партнерских отношений.

Участие родителей.

Семейный и групповые альбомы «Воспитание со всех сторон»

Активизировать взаимодействие родителей с педагогами и детьми; интегрировать средства общественного и семейного воспитания дошкольников.

Семейный и групповые альбомы.

Учиться - всегда пригодится!

Создание библиотеки психолого-педагогической, методической и медицинской литературы в помощь родителям в организации жизни и познавательной деятельности детей.

Мини-библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...

Проект организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей младшей группы общеразвивающей направленности на тему: «Первый раз в детский сад»

Проект   организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей  младшей  группы  общеразвивающей направленности на тему:  «Первый раз в детский сад»....

«Игровые сеансы как модель взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду»

В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление...

Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Работа с родителями в адаптационный период. Из личного опыта....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Лев Толстой в свое время говорил о том, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние...

Форма работы с родителями в период адаптации

Способы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста. ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формы конструктивного взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Мастер - класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, посредством демонстрвции техник и приемов эффективного ...