Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулканы»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Корсунова Людмила Викторовна

- Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
- Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
-Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
-Закрепить умение выявлять свойства материалов.
-Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе «Вулканы»


ЗАДАЧИ

- Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
- Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
-Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
-Закрепить умение выявлять свойства материалов.
-Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
Методические приемы:
- игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, результативность .
Материал:
- ткань, стаканчики с водой, вулканы , трубочки.
Ход занятия:
В: - Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день.
Дети:- Здравствуйте!
В: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется
Дети:- Земля. 
В:- Верно. 
- Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.»
(географическая карта).

Дети:- Географическая карта. 
В:
 - Дети, что изображено на карте?
Дети:- Наша Земля
В: - Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом?
Дети: - моря, океаны, реки.
В: - А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: - Суша, пустыни, горы. 
В: - Ребята, а что же такое горы?
Дети: - Это высокие холмы.
В:- А из чего состоят горы?
Дети:- из камней.
В: Какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов,
- Но вам нужно будет достать только камни. 
- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином? 
Дети:- пластилин изменил форму.
- Что произошло с камнем?
- Камень остался таким же по форме.
В:-
 Ребята, опустите камень в стакан с водой, что произошло? 
Дети:
- Камень утонул.
В: - А почему?
Дети:- Потому что тяжелый.
В:- Верно.
-Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?
Дети:- Дырки.
В:- Давайте опустим этот камень в воду.
- Что произошло с камнем?
Дети:- Он не утонул, как другие камни.
В:- А почему он не утонул?
Дети:- Потому что в дырочках спрятался
воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Воспитатель: 
- Этот камень называется пемза. 
В:- Что легче пемза или камень?
Дети:- Пемза.
В:- Пемза- это камень вулканического происхождения и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
- Горы бывают очень высокими. 
- Назовите самую высочайшую гору мира.
Дети: - Эверест.
В: - Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?
Дети: - Вершина.
В:- А еще у горы есть бок, который называется …
Дети: - Склон.
В:- Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.
В результате образуются острова, горы. Возьмите ткань и
представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в
движение «земную кору».
Дети выполняют движения под платком.
- Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы).
- Примерно так происходит и в природе.
- Ребята, я приглашаю вас в кинотеатр.
- А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
- Что вы видите на экране?
Дети:- Вулкан. 
В:- Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами. 
На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава. 
Есть ребята живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные. 
Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза. 
- А есть вулканы спящие.
- Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
- Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время. 
- А сейчас мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.

- “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
В:- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. -Понравилась? (Да)
В:- А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: - Похож на пирамиду, конус.
В:- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
- Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят
ученые. Этих ученых называют вулканологами 
- С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. 
- А вы хотите стать вулканологами?
Дети: - Да.
В:- Посмотрите, какая это опасная профессия.
- Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. 
- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю.

Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали. 
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы .
- Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов. 
- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.
В:- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
- Проходите в нашу лабораторию.
- Ребята первый опыт проведу я сама, а вы мне поможете.
- Для первого опыта мне понадобиться три чайных ложки волшебной смеси в стаканчике под №1, две чайных ложки чудо порошка в стаканчике под №2
- Внимательно следите за моими действиями. Перемешиваю аккуратно. После чего содержимое выливается в жерло вулкана.
- Ребята, кажется наш вулкан оживает!
- Что вытекает из вулкана?
Дети:- Лава
В:- Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.
Хотите попробовать повторить этот опыт сами.
В:- Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой.
- Хотите посмотреть, как это происходит?
Дети:- Да.
В:- Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)
- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно- экспериментальная деятельность в старшей группе «Взрыв вулкана»

Цель:выявить, что происходит с горящей жидкостью, когда опускают её в холодную. Задачи:* Закрепить и уточнить знания детей о воде;* Формировать умение выполнять задания в соответствий с зад...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...

Экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада. Тема: "Извержение вулкана".

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе....

Экспериментальная деятельность детей старшей группы. Тема:«Извержение вулкана».

Экспериментальная деятельность детей старшей группы.Тема:«Извержение вулкана».Цель:  -познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; -развивать познавательную ак...

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Вулканы.

Задачи:Познание:- обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; - расширить представления о природном явлении – вулкане. - раз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Извержение вулкана »

Развитие познавательного интереса и основ экологического мышления и образования дошкольников  по ознакомлению с явлениями неживой природы  в процессе  использования наглядно-действенной...