Консультация для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»
консультация по теме

Шпилевая Ирина Евгеньевна

Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи.

Заикание – такое нарушение плавности речи, при котором запинки, повторение и растяжение слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой органов артикуляции, дыхания, голоса. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx807.66 КБ
Файл buklet_zaikanie.docx808.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

  1. ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ?

Заикание – такое нарушение плавности речи, при котором запинки, повторение и растяжение слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой органов артикуляции, дыхания, голоса. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

        Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи у ребенка, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) наблюдаются у большинства детей. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять различные лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п. Это нормальный процесс становления ритмической речи, когда ребенок научится выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже.

Проблема заикания – проблема комплексная и требует внимания нескольких специалистов: невролога, логопеда и психолога.

        Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяется в первую очередь тем, когда оно возникло. Если заикание отмечается не более 2х месяцев, оно считается начальным, если больше – закрепившимся. Рекомендации при начальном заикании существенно отличаются от заикания закрепившегося.

http://tapenik.ru/dizain/dev_2.png

  1. ВИДЫ ЗАИКАНИЯ

В настоящее время заикание или логоневроз является слишком распространенной проблемой большинства детей. В неврологической практике принято использовать некоторую классификацию логоневрозов.

  • Клоническое. Характеризуется неконтролируемыми повторами или растягиванием звуков, слогов или слов. Когда говорят о заикании у детей, чаще всего имеют в виду именно этот вид расстройства.
  • Тоническое. Характеризуется паузами или блоками, когда ребенок не может произнести какой-либо звук.
  • Смешанное. Сочетает признаки клонического и тонического заикания.  

Клонический тип заикания, при котором ребенок без усилий совершает повторения или растягивания звуков или слогов, считается самым безопасным и «здоровым».

        Формы заикания

  • Невротическое заикание (логоневроз) – психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции
  • Неврозоподобное заикание – в основе лежит органическое поражение центральной нервной системы

3. ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

  • Физиологические (заболевания нервной системы вследствие родовой травмы, наследственной предрасположенности, органическое нарушение мозга, болезни речевых органов (гортани, глотки, носа), истощение нервной системы, аллергии, частые респираторные заболевания)
  • Психологические причины могут вызвать логоневроз – невротическое заикание (нарушение внимания (внимание и плавность речи тесно связаны, если ребенок легко отвлекается и мысленно перескакивает с одного занятия на другое, то речевое оформление мышления теряет ритмичность), как следствие психической травмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (посещение д/с, переезд, рождение младшего ребенка и т.п.), страхи  и тревоги: боязнь темноты или наказания, чувство вины, неумение налаживать контакт с другими детьми, нарушение сна, перепады настроения, повышенная утомляемость, раздражительность)
  • Социальные (заикается кто-то из родственников или знакомы – ребенок подражает речи заикающегося; гиперопека способствует формированию неуверенности и нерешительности; авторитарный стиль воспитания в семье; семейные конфликты (изменение ситуации в семье, изучение с раннего возраста сразу нескольких языков из-за перегрузки речевым материалом тоже может привести к заиканию.)

http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/93/88/93888660a7723be3e950d667252f436a.png

4. ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что наиболее эффективным способом лечения заикания в раннем возрасте, является медикаментозный, т.к. коррекционный способ воздействия в возрасте до 5 лет практически неприменим.

        

5. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  1. Заикание начальное (до 2 месяцев)
  • обратиться к врачу неврологу или психиатру за консультацией, т.к. не существует однозначной стандартной схемы лечения заикания, лечение всегда индивидуально для каждого ребенка;
  • составить список ситуаций, при которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка;
  • устранить психотравмирующую причину (если это случилось в д/с, сделайте все возможное, чтоб ребенку не нужно было туда ходить – домашний режим минимум на 2 месяца);
  • частое общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок – организовать жизнь ребенка так, чтоб свести до минимума такое общение;
  • иногда благотворно влияет полная смена обстановки: поездка к бабушке, в пансионат, на дачу и т.п.;
  • если заикание возникло вследствие рождения младших детей в семье, постарайтесь относиться к нему как маленькому (дайте ему давно забытые игрушки, соску, баюкайте как малыша, чаще берите на руки);

http://img-fotki.yandex.ru/get/5904/natali73123.296/0_513bb_9e02784e_XL

  • постарайтесь обеспечить максимально спокойную обстановку на некоторое время (ограничьте просмотр телевизора, посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, гуляйте в парках, скверах, подальше от детских площадок, где большое скопление детей, читайте книги, которые ребенок любит);
  • соблюдайте режим дня (обратите внимание сколько времени ваш малыш спит, когда засыпает, не страдает ли от перегрузок и истерик, ритуализируйте какие-либо домашние действия: изо дня в день после ужина совершайте одни и те же действия: убрать игрушки, купаться, читать книжку и спать);
  • давайте ребенку больше рисовать гуашью на больших листах цветной бумаги (ребенок сможет более полно отразить свое эмоциональное состояние), научите играть в настольные игры (лото, мозайка, мелкий конструктор) это успокаивает и развивает моторику пальцев рук;

http://tapenik.ru/dizain/izo_9.png

  • укрепляют нервную систему игры с водой, с песком, петь и двигаться под музыку;

http://static2.keep4u.ru/2016/06/03/0_12f01b_d60db373_orig3f802.png

  • при начальном заикании специальные занятия улучшающие речевые способности не проводятся, но нужно изменит манеру речи – дети подражают речи окружающих (старайтесь говорить медленно и спокойно, короткими предложениями, используйте простые слова, не переучивайте ребенка и не заостряйте его внимание на том, что он что-то делает не так).

 

  1. Закрепившееся заикание (более 2х месяцев)
  • ведите такой же образ жизни, что и при начальном заикании, главное не посещайте зрелищные мероприятия до 6 лет;
  • ведите занятия с логопедом;
  • не забывайте о волнообразном течении заикания (ухудшение-улучшение речи с некоторой периодичностью): в моменты улучшения речи заниматься нужно больше – читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки, организовывать домашний театр и т.п. (иногда ребенок говорит без запинки просто надев на себя маску);
  • учить ребенка читать по слогам (это помогает увидеть ритмический рисунок слова и улучшить устную речь);
  • прежде чем задать вопрос своему малышу подумайте так ли важен этот вопрос, особенно нежелательны вопросы, вызывающие у ребенка чувство стыда, не устраивайте допросов);
  • постарайтесь удержать малыша от речи когда он плачет или находится на грани истерики (отвлеките малыша чем-нибудь интересным, приласкайте и успокойте);
  • не делайте замечаний, если ребенок использует слова или звуки «паразиты» (это дает ребенку возможность сосредоточиться, подготовить артикуляцию);
  • не ругайте и не «закаливайте» малыша, пытаясь устранить его страхи (просто поверьте ему и поучаствуйте в этой игре вместе с ним);
  • не наказывайте ребенка за произнесение нецензурных слов (не заостряйте внимание);
  • старайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, особенно, касающиеся ребенка.

http://deti.cbs-angarsk.ru/images/stories/kids/Slovotvorchestvo/Den_semi/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82.png

АНКЕТА НА ОСОЗНАНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ЗАИКАНИЯ У МАЛЫША

Ответьте для себя на следующие вов0просы, чтоб осознать почему ваш малыш заикается

  1. Как часто в вашей семье возникает недопонимание? Какова реакция ребенка на ваши взаимоотношения в семье?
  2. Не говорите ли вы слишком быстро и чересчур много? Не начал ли ваш малыш подражать вам в этом?
  3. Не давите ли вы на ребенка, задавая ему слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы?
  4. Не перебиваете ли вы своего малыша, прерывая его речь (качая головой, прежде чем он закончит фразу)?
  5. Было ли так, что занятые делами вы не слушали своего малыша достаточно внимательно?
  6. Как часто вы говорите своему ребенку, что любите его, как сильно он вам нужен?
  7. Не слишком ли вы его ругаете, наказываете, создавая впечатление, что он недостаточно хороший?
  8. Даете ли вы возможность своему малышу просто быть ребенком: дурачиться, сердиться, показывать свои эмоции?
  9. Используете ли вы телевизор как средство успокоения ребенка?
  10.  Не требуете ли вы от своего малыша слишком много?
  11.  Видит ли ваш малыш огорчение на вашем лице, когда заикается?


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"

юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...

Консультация для родителей "Устранение заикания у детей дошкольного возраста"

Устранение заикания с включением методики дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.С....

Проблема заикания у детей дошкольного возраста по данным научно-исследовательской литературы.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи....

Проблема заикания у детей дошкольного возраста

Материал для консультирования родителей...

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"

В данной консультации рассказывается о том, что такое заикание, его причины, общие правила поведения родителей для того, чтобы у ребенка не возникло заикание, а также лечение заикания....

Проблема заикания у детей дошкольного возраста

Заикание – такое нарушение плавности речи, при котором запинки, повторение и растяжение слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой органов артикуляции, дыхания, голоса. Попытка...

Консультация педагога-психолога для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Предоставлен материал для родителей по предотвращению заикания у дошкольников...