Поддержка детской инициативы через художественно – эстетическое развитие.
статья на тему
Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка детской инициативы через художественно – эстетическое развитие.
В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетной.
Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности: — самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; — развивающие и логические игры; — музыкальные игры и импровизации; — речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; — самостоятельная деятельность в книжном уголке; — самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; — самостоятельные опыты и эксперименты .
В своей работе с детьми 5-7 лет стараюсь обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя —развивать интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество.
Развитие детской инициативы и самостоятельности особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно – эстетическое развитие». В своей работе я использую парциальную авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», целью которой является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Задачи программы «Цветные ладошки» создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашем детском саду
была спроектирована изо-студия.
ИЗО-студия функционирует ежедневно, занятия проводятся педагогами и специалистами в основном во второй половине дня. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, все оборудование студии мобильно и трансформируемо. Это позволяет использовать его в различных помещениях, легко переносить, переставлять.
В ИЗО-студию входят такие мини-студии как:
- «Волшебная мастерская»- изготовление декораций для театральной деятельности (шитье, декупаж, аппликация, лепка и др.);изготовление кукол в различных техниках для последующего использования в театральной, игровой деятельности (тряпичные куклы, куклы из ниток, пуговиц, пробок, пальчиковые куклы и т.д.);
- «Изостудия», которая в свою очередь разделяется на следующие модули:
- «Мы рисуем на стекле» (рисование на прозрачных мольбертах, на горизонтальном стекле с подсветкой);
- «Мы рисуем на песке» (рисование в песочницах, рисование цветным песком);
- «Мы рисуем ручками» (рисование ладошками, пальчиками, ступнями ног);
- «Мы рисуем пластилином» (плоскостное рисование с использованием пластилина);
- «Мы рисуем всем!» (кляксография, рисование мыльными пузырями, штампами и т.д.);
- «Основы компьютерной графики» (рисование на детских нетбуках посредством электронных палитр).
Для того, чтобы дети свободно могли заниматься в любой из мини-студий задействуются помещения музыкального зала, групповых комнат, информационно-развивающего центра, физкультурно-оздоровительного центра. Каждый ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься и идет в выбранную мини-студию.
Особое внимание стоит уделить модулю «Основы компьютерной графики». В рамках данного модуля деятельность по художественному развитию могут осуществлять только педагоги, хорошо владеющие компьютерной техникой, знающие основы работы с компьютерными художественными редакторами и палитрами. Для своей работы мы выбрали два таких редактора: Paint и TuxPaint. Эти редакторы просты в обращении, с набором ярких красок и дополнительных функций, позволяющих превратить любую картинку в произведение детского творчества.
И в заключении хотелось бы добавить: «Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность».
Использованная литература
- Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ. Номер журнала №5 2011 г.
- Детская инициатива: поддержка и развитие. // Детский сад: теория и практика №6, 2016 г.
- Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
- Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
- Шарова В.Д. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников. Интернет-ресурс http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/izobrazitelnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИЕ
Проект "Всем на свете нужен дом" Рассмотрены такие основные понятия как самостоятельность, детская активность и инициатива на примере изодеятельности (рисование, лепка и аппликация) в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-215072-1363442153.jpg)
Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников
Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-856120-1479972588.jpg)
Поддержка детской инициативы через творчество
Презентация раскрывает методы поддержки детской инициативы через художественную деятельность в работе на прозрачном мольберте....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-667677-1579536181.jpg)
Доклад для педагогов РМО группы детей дошкольного возраста 4-5 лет на тему: Поддержка детской инициативы через трудовую деятельность
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-149004-1474828133.jpg)
Поддержка детской инициативы в художественно – эстетическом развитии по теме «Такие разные медведи» по технологии «Три вопроса» в старшей группе.
Цель: Формировать знания детей о разных видах медведей, об их внешнем виде, среде обитания и жизнедеятельности. Задачи: Поддерживать и стимулировать творческие способности, поддержку дктской иниц...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079234-1541607244.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-317252-1381933525.jpg)
Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.
Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....
- Мне нравится (1)