Занятие по шахматам для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Лысенко Наталия Сергеевна

Шахматное образование включает в себя общую образованность, теорию и практику шахматной игры, воспитание интеллектуальной культуры, создание интел­лектуального потенциала, раннее развитие у детей навыков волевой регуляции. Я предлагаю разработку занятия для дошкольников, которая поможет педагогу познакомить детей с одной из самых сложных тем в изучении шахмат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

  на тему: «Ладья»

Выполнила: воспитатель Романенко Н.С.

         

                                                2017г

Тема : Ладья: Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

Цель урока: Формирование способности «действовать в уме» на основе изучения ладьи.

Задачи:  Обучить азам шахматной игры – правила хода, начального положения и взятия ладьи; развивать умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать фигуры, работать с диаграммами, представлять, анализировать и интерпретировать данные; воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения, самодисциплину, умение владеть собой, уважение к партнеру.

Дидактические задания и игры:  «Морской бой»,  «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Ход урока.        

В начале урока - повторение пройденного материала. Дети вспоминают названия шахматных фигур, расставляют на доске начальное положение. Учитель задает вопросы:

1. Сколько есть горизонтальных рядов в шахматах и как они называются? (8, горизонтали)

2. Как называются вертикальные ряды в шахматах, и какими буквами они называются? (Вертикали, латинскими буквами)

2. Назовите вертикали своими именами. (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, жэ, аш). Учитель показывает буквы на шахматной доске.

Давайте хором скажем считалочку, которая помогла нам запомнить названия вертикалей: «А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Ж-е А-ш».

 Дидактическая игра «Морской бой». Теперь, когда мы знаем обозначение горизонталей и вертикалей, мы с легкостью найдем любую фигуру.  Это похоже на Морской бой. Пересечение линий дают нужную клетку. Сначала называем букву, а затем цифру.

Здесь следует сделать небольшое отступление и пояснить, почему изучение ходов фигур и их игровых возможностей мы начинаем с ладьи, а не, скажем, с пешки, и чем мотивирован подбор конкретных дидактических заданий и игр. Итак, выучены названия шахматных фигур, "пройдена" шахматная доска, отложилось в детской памяти начальное положение. Что дальше? Вот мнения авторитетных гроссмейстеров.

"Первое, что необходимо для изучающего игру, это - освоиться с силой фигур", - учил экс-чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка. Но как лучше всего это сделать? Наша последовательность изучения шахматных фигур такова: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Она объясняется ещё и тем, что схема "ладья-слон-ферзь" чётко прорисована геометрически и даёт педагогу прекрасный ресурс для развития творческого мышления ученика.  

Новая тема.

Учитель: Посмотрите на доску. Сегодня мы познакомимся с новой фигурой на шахматной доске. Называется она Ладья. Давайте повторим хором – ЛАДЬЯ.

Но прежде чем мы начнем ее изучать, давайте выучим небольшое стихотворение-подсказку:

Прежде чем начать играть,

Доску нужно проверять,

Слева – клетка черная, справа - клетка белая.

Мы посмотрим еще раз! Так лежит доска у нас?

Ребята, мы с Вами помним, что белые фигуры выстраиваются от первой горизонтали. А от какой горизонтали выстраиваются черные фигуры? (от восьмой)

Далее идут объяснения учителя с пошаговыми действиями на доске:

1.                При начальном построении у каждого партнёра по 2 ладьи одного цвета. Положение ладьи на поле а1, h1 – а8, h8, то есть по краям поля.

2.                Ладья может ходить на любое количество полей по горизонтали или по вертикали, но не может перепрыгнуть через свои фигуры или фигуры партнёра.

3.                Ладья – единственная фигура в шахматах, которой будет удобно и в центре доски и по краям. Но ладье нужно пространство для хода! Ладья хорошо себя чувствует на открытых вертикалях.

4.                Давайте посмотрим, какую ценность имеет ладья на шахматной доске.

Задание 1.

- Давайте теперь сами попробуем походить ладьёй. Сначала сделаем это с помощью шахматной нотации (отвечают ученики по цепочке):

Лс4:с6

Лс4-b4

Лс4-d4

Лс4-е4

Лс4-f4

Лс4-c3

Лс4-c5.

- А теперь давайте поставим белую и черную ладьи в углы первой горизонтали и проведем взятие при ходе белых. Верните ладьи назад и проведите взятие при ходе черных.

- Откройте страницу 22 учебника. Давайте рассмотрим диаграммы, на которых изображены черная и белая ладьи, их ходы и взятие черной ладьи.

Релаксация: Физминутка на координацию движений рук:

- Руки согнуть перед грудью – правая рука делает вращения от себя, а левая – к себе (одновременно),  правая рука рисует в воздухе цифру 8, а левая – знак бесконечности (одновременно).  Цели: Координация работы левого и правого полушарий мозга для активизации работы детей на уроке.

В следующей части урока учитель предлагает  детям специально разработанные дидактические задания, которые помогут им лучше прочувствовать силу и возможности ладьи.

На стр.23-26 учебника приведены по 6 примеров на каждое задание:

"Один в поле воин". Белая ладья должна побить все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре. Ходит только белая ладья, а черные фигуры как бы "заколдованы": они не могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение единственное. Это задание вызывает неизменный интерес у детей, которые с усердием и восторгом уничтожают черные фигуры, затрачивая на поиск верного решения от 5 до 50 секунд…

"Кратчайший путь". Белая ладья должна самым коротким путем добраться до определённого контрольного поля. В заданиях подобного типа отдельные поля заняты кружочками (это как бы "заминированные поля"). Становиться на них и перепрыгивать через них ладья не имеет права. Когда подобное положение расставляется на демонстрационной шахматной доске, вместо кружочков установите любые перевёрнутые белые фигуры (как известно, через белые фигуры белая ладья не перепрыгивает) или намагниченные кругляши (сейчас такие есть в продаже), а на контрольное поле поставьте одну из черных фигур, чтобы дети ясно видели, куда надо попасть белой ладье. Дети за 5-25 секунд решают эти задания.

"Лабиринт". Подобно предыдущему заданию, белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их. Но здесь не требуется найти кратчайший маршрут - достаточно добраться по цели (однако более старшие дети в состоянии и здесь сосчитать, за сколько ходов белая ладья быстрее всего доберется до контрольного поля).

"Перехитри часовых". Белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми (а также не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их).

Подведение итогов, оценки, рефлексия. Из пособия для учителя можно задать некоторые вопросы:

1. С какой фигурой мы сегодня познакомились?

2. Как ходит ладья?

3. Оцени свою работу на уроке с помощью слов: мне понравилось…, я запомнил…, было трудно… и т.д.

                              Список используемой литературы:

  1. И.Г.Сухин «Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя».- 3-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2015.
  2. И.Г.Сухин «Шахматы или Там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны», 1-й год обучения. Духовное возрождение, 2015.
  3. Сухин И.Г. «Шахматы Учебник 1 год обучения в 2-х частях.».  Духовное возрождение,  2015.
  4. Сухин И.Г. «Шахматы. Задачник 1 год». " Духовное возрождение", 2015
  5. Сухин И.Г. «Шахматы. Программа». Духовное возрождение", 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре....

ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы   разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...

ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...