"Системно - деятельностный подход"
статья на тему

  Любовь Николаевна

презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования Воспитатель: Парахина Л.Н. 2017

Слайд 2

«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму. Японская пословица Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника , где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Слайд 3

Современные дети обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века! (д.п.н., профессор МГПУ Н.А. Горлова, психолингвистическая школа А.А. Леонтьева Воспитателю необходимо учитывать в своей работе особенности современных детей.

Слайд 4

Структура традиционного занятия 1. Воспитатель ставит цель перед детьми. 2 . Воспитатель сообщает новые знания. 3. Воспитатель организует закрепление знаний. 4. Воспитатель подводит итог деятельности детей. Системно-деятельностный подход к обучению Умение ставить цель ( узнать, почему на полянке исчезли цветы); Умение решать проблему (как сберечь лесные цветы); умение получать результат (цветы в лесу выросли) Цель— воспитание личности ребенка как субъекта деятельности.

Слайд 5

Формы взаимодействия взрослого и ребенка игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. Знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Слайд 6

Игровая деятельность. Коммуникативная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность. Восприятие художественной литературы и фольклора. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Конструирование. Изобразительная деятельность. Музыкальная деятельность. Двигательная деятельность. Виды деятельности (дошкольный возраст )

Слайд 7

Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода 1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей: например, ритуал-приветствие ). 2. Мотивирование к деятельности, совместная постановка цели. 3. Актуализация знаний детей. 4. Совместное открытие нового (создание проблемной ситуации и проектирование решения проблемной ситуации; проблемное объяснение нового знания). 5. Совместное выполнение действий( и первичное закрепление во внешней речи). 6. Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа). 7. Совместное подведение итогов, анализ деятельности, рефлексия.

Слайд 8

ВИДЫ МОТИВАЦИИ ОД: Игровая мотивация(«Мы спасатели», «Мы повара», «Мы пограничники», «Мы садоводы» «Мы путешественники», «Поход в театр», «Поможем Лунтику » и т.д.). Мотивация общения(прием «Рассудим спорщиков») Личной заинтересованности( изготовить для мамы, для игры; или опора на опыт детей). Проблемно-бытовая (чего-то не хватает; что-то сломалось; «как сделать красивую клумбу») Сказочная (преодолеть препятствия; помочь герою)

Слайд 9

ВИДЫ МОТИВАЦИИ ОД: Познавательная («Мы –археологи», «Мы –ученые», «Мы – мастера» или необычный опыт; сложный, но интересный вопрос) Информационная (после 6 лет) Семантическая (обозначающая)- 6 – 7 лет Соревновательная. Прогнозирующая (Как вы думаете, о чем эта книга? Соответствует ли эта картинка сказке (рассказу, стихотворению)? Как вы думаете, что в посылке?)

Слайд 10

Например « Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику ? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»

Слайд 11

Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?» . Проектирование решения проблемной ситуации

Слайд 12

Проблемные ситуации и побуждающий диалог Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия. Побуждающий диалог. 1.Одновременно предъявить противоречивые факты. Что вас удивило? Что интересного заметили? Так бывает? 2. Столкнуть мнения детей вопросом или практическим заданием на новый материал. Что делать? Что будем изучать? О чем будем беседовать? 3. Вспомнить житейское представление, а затем предъявить противоположный научный факт. Что узнали нового? О чем будем беседовать? 4. Дать практическое задание не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание? Почему? 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Вы смогли выполнить задание? Почему? Что же будем сегодня делать?

Слайд 13

ПРАВИЛА ДИАЛОГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Если вы задаете вопрос, подождите , когда ребенок ответить на него. Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей . Если вы не согласны – объясните почему, поощряйте рассуждение, объяснение, доказательство детей. «ДЕРЖИТЕ ПАУЗУ» - не позволяйте себе присваивать все коммуникативное пространство. Чаще смотрите на ребенка (общение на уровне глаз). Чаще называйте имя ребенка. При разговоре используйте фразы: докажи, что я не прав; как ты думаешь; мне интересно твое мнение; ты не согласен со мной и т.д.

Слайд 14

«Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя».

Слайд 15

Подведение итогов, рефлексия Самопроверка и коррекция деятельности Фиксация движения по содержанию ОД Эмоциональная оценка деятельности Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика ? Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем? У вас было желание помогать Лунтику ?

Слайд 16

Вопросы для подведения итогов Как ты думаешь, почему у тебя сегодня получилось лучше (хуже), чем раньше? -Что получилось лучше всего? Почему? -Что узнали нового? -Чему научились? Что сумели? -Где вам это может пригодиться? -Вам понравился или не понравился поступок героя? Почему? -Как по-другому мог бы поступить этот герой? -Как бы ты поступил? - Что было трудно? Что понравилось? - Кому бы ты хотел об этом рассказать? - Что будет, если...?

Слайд 17

ЗАНЯТИЕ ОД Обязательное участие всех детей Участие без принуждения (добровольное) на основе мотивации Воспитатель преимущественно в роли учителя Воспитатель в роли партнера (нет заорганизованности, жесткой регламентации поведения) Чаще преобладает монолог воспитателя Преобладает диалог и воспитателя с детьми Отсутствие сотрудничества сотрудничество воспитателя и детей Открытая постановка цели обучения Совместная постановка цели игровой или другой интересная детям

Слайд 18

Структура конспекта совместной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода 1. Цель: 2. Задачи: 3. Приоритетная образовательная область (области): 4. Планируемые результаты (исходя из цели и задач): 5. Целевые ориентиры: 6. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс): для воспитателя - … для детей - ... 7. Предварительная работа (при необходимости):

Слайд 19

8. Содержание ОД по следующей структуре: Введение в ОД: мотивация детей. Совместная постановка детской (практической, игровой или другой) цели деятельности. Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания). Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение). Первичное закрепление нового знания в речи (закрепление, уточнение нового знания). Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа). Совместное подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юные пешеходы» Системно-деятельностный подход в работе с дошкольниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Предложенная работа - попытка показать на практике  системно-деятельностный подход в работе воспитателя по приобщению  дошкольников к  правилам безопасного поведения на дороге....

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....