Сообщение из личного опыта по развитию речи дошкольников в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста "Капитошка"
статья (младшая группа) на тему

Ивакина Юлия Владимировна

Сообщение из личного опыта по развитию речи дошкольников в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста "Капитошка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_vospitateley.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 103"

Заводского района г. Саратова.

        

Сообщение из опыта

 по развитию речи дошкольников

в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста

«Капитошка»

                                                                     

Воспитатель: Ивакина Ю.В                                                              

2017 год.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Задачами является, развитие у детей интереса к НОД по развитию речи. Развитие слухового восприятия, укреплять и развивать артикуляционный аппарат, интерес детей к художественной литературе и народному творчеству.

В нашей группе приоритетным направлением в развитии речи является обогащение, активизация словаря и формирование  речи. Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир,  одновременно стимулируем его речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта. Задачи познавательного развития детей младшего возраста: -поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, -накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности, -уделяем особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру. Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт. Формы работы с детьми для развития познавательной активности и речи-специально организованные игры-занятия -дидактические игры -наблюдения -прогулки -игры-экспериментирования -чтение и рассказывание детям -рассматривание картинок, иллюстраций -сюжетно-ролевые игры -игры- драматизации -ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.

Весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи дошкольников. Работа по обогащению знаний и представлений детей во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, образовательной) непрерывно связаны с развитием речи. Своевременно усвоенная информация повышает уровень речевого развития и культуру речевого общения.

С дошкольниками планируются специальные занятия по развитию речи. На этих занятиях совершенствуется звуковая культура речи, грамматический строй речи, восприятие интереса к художественному слову, совершенствуется звукопроизношение, активизируется словарь, формируется интонационная выразительность.

На занятиях по развитию речи мы читаем произведения художественной литературы и отрабатываем умение вести диалог, заучиваем стихотворения и совершенствуем грамматический строй речи, рассматриваем сюжетные картины, играем в дидактические игры на формирование звукопроизношения и игры на обогащение и активизацию словаря, используем разнообразный демонстрационный материал.

В своей работе с детьми используем следующие приемы словарной работы

-рассматривание предмета, установление его назначения(показ характерных действий с ним).

-использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка.

-сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различие по вкусу, запаху).

-многократное повторение ребенком нового слова.

Так же мы планируем дидактические игры на группировку знакомых детям предметов (посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей). Дети осваивают и учатся использовать в своей речи обобщающие слова, называть конкретные предметы, входящие в группу, и указывать на признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду.

В процессе наблюдений, рассматривания игрушек, картинок, одежды мы активизируем в речи детей названия цветов.

Одна из самых сложных задач в нашей группе- научить детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа именительного и родительного падежей. Для ее решения богатые возможности представляют бытовые процессы.

В нашей группе с детьми отрабатывается четкое произношение почти всех звуков. При отработке звукопроизношения совершенствуем способность различать звуки, речевое дыхание, темп речи, силу и высоту голоса.

Совершенствуем синтактические стороны речи. В основе этого процесса лежит рост активного словаря, для того, чтобы ребенок мог выразить мысль в виде предложения, маленького рассказа. Для этого мы учим ребенка наблюдать, выделять главное в предметах и явлениях.

Подготавливаем детей к овладению монологической речи. Монологическая речь формируется в недрах диалога как основной формы речевого общения (диалог, методика формирования диалогической речи, обучение детей понимать вопросы и задавать их, отвечать на них).

Рассматриваем с детьми сюжетные картины - эффективное средство развития связной речи. Приобщаем детей к чтению художественной литературы. Развитие речи интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи строится на материале художественных произведений. Маленькие дети не могут представить героя произведения, поэтому они нуждаются в наглядной основе-рисунках. Для этого мы рассматриваем иллюстрации.

Проводится работа в рабочих тетрадях по развитию речи под руководством воспитателя, где дети отвечают на вопросы, работают с картинками, рисуют.

Развиваем у детей мелкую моторику рук.  Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук (нанизывание бусин, лепка, аппликация и т.д.). Ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В группе с детьми проводится театрализованная деятельность. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам, умение составлять  предложения.

Дети нашей группы очень любят принимать участие в сюжетно-ролевых играх.

Именно сюжетно-ролевые игры в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов. Ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию и воспитательную ценность в учебно-воспитательном процессе  дошкольников.

Развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения.

В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду; родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» по сенсорному развитию «Калейдоскоп» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103»

Кружковая работа для детей второй младшей группы по сенсорному развитию.«Калейдоскоп»  Составила и разработала: воспитатели 2мл.гр.:Шорникова М.А....

Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...

Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2017-2018 учебный год

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» МДОУ «Детский сад комбинированного вида...

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз

Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...

Сообщение из личного опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

В сообщение предоставлен опыт работы по сенсорному воспитанию детей 2 группы раннего возраста...

Сообщение на педсовет на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. С развитием речи связ...