Номинация: Доклад для проведения консультаций с родителями в детских дошкольных учреждениях. Тема:«Как улучшить и развить ритмический слух ребёнка?». Автор - составитель: Якубовская Е.А.
материал на тему

Якубовская Елена Александровна

Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritm.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 Юго-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова"

Дошкольное  отделение – 6  

Номинация:     Доклад   для  проведения  консультаций  с  родителями

                      в  детских  дошкольных  учреждениях

  Тема:     «Как улучшить и развить ритмический  слух ребёнка?»              

               

                                                 

                                                         Автор - составитель:

                                                 музыкальный  руководитель высшей категории

                                        Якубовская  Елена  Александровна

г. Москва,  2017 – 2018 учебный год.

  Как  улучшить  и развить  ритмический  слух  ребёнка?           

Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

    Роль ритма в развитии музыкального слуха огромна.  Восприятие ритма  и музыки – это активный процесс, поэтому всякое полноценное восприятие музыки, никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо -  двигательный.

      Чувство ритма  – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов.

      Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается её содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную  выразительность. Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.

     Песенки, стишки, звуки, которые  поёт или проговаривает мама или папа это и есть развитие чувства ритма. Родителям детей старшего  дошкольного возраста, можно вместе с ребёнком декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре. Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма.

     Если вы купили детские музыкальные инструменты своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма.

   Я хочу привести  несколько  примеров музыкальных игр,  в  которые можно играть с ребёнком.


Примеры музыкальных игр на развитие у детей ритмического слуха.

  1. «Передай  ритм».

Цельразвитие ритмического слухаслуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

  1. «Слушай и повтори».

Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

«Песня гриба».

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пение слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.

Текст песни:

 Дождь идет…дождь идет,

Дождь грибной…дождь грибной.

Я расту…я расту

Под сосной…под сосной.

Лес притих…. Лес притих

Под дождем… под дождем.

Еж сидит…еж сидит

Под кустом … под кустом.

  1. «По какому предмету стучу?»

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух.

Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Надо музыку послушать, инструменты подобрать.

Их звучание запомнить и по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения«Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда»А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

  1. «Имена и ритмы».

ЦельРазвитие у детей чувства ритма.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

«Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)».

Можно предложить ребёнку прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.

     Итак, элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной  игре, а через нее – к простейшей импровизации.

      Вывод: в процессе игры на детских музыкальных инструментах у детей дошкольного возраста развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

Такая работа с ребёнком очень полезна. В будущем не каждый станет музыкантом, но музыкально образованным  человеком  может быть каждый.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  • Н.П.Ильчук, В.В.Гербова Хрестоматия для дошкольников. М. 2001.

  • Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И.  Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.,  1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Номинация: СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Название: «Морское путешествие к Школьному острову». Автор - составитель: Якубокская Е. А.

Автор - составитель: Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категории.Описание: Сценарий  Выпускного вечера, предназначен  для детей  старшего дошколь...

Номинация: КОНСПЕКТЫ СЕАНСОВ ПО ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей 5 - 6 лет. Название: ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА. Автор - составитель Якубовская Е. А.

Автор - составитель:Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категорииОписание: Конспекты сеансов по театрально – игровой  деятельности ...

Номинация: СПОРТИВНО - МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Название: «МЫ – СПОРТСМЕНЫ!» (для детей старшего дошкольного возраста). Автор - составитель: Якубовская Елена Александровна

Автор - составитель:Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категории.Описание: Данный  сценарий  «Мы спортсмены!»  можно   использова...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ПИАНИСТ». Автор составитель: Якубовская Елена Александровна

Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, играет огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопере...

Презентация "Театральная азбука". Автор - составитель Якубовская Елена Александровна

žТеатр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище».Но театр – это не только вид...

Педагогическая статья. Название: "Толерантность в музыке. Возможна ли она?". Автор составитель: Музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна

     В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности.       В наше время прогресса и компьютеризации може...

"Как улучшить и развить ритмический слух ребенка"

Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются вол...