консультация для воспитателей" Обогащение словарного запаса у детей с ОНР в процессе игровой деятельности"
консультация по развитию речи

Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять , активизировать свой словарь. Рассмотрим цели и содержание игр, помогающих расширять объем словаря, уточнять значения слов, формировать группы слов, связанных по смыслу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1(Обогащение словарного запаса
у детей дошкольного возраста с онр в процессе игровой деятельности
)

Уважаемые коллеги, работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование речевого общения дошкольников.

СЛАЙД 2

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.  В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать содержание учебных текстов по всем школьным предметам.

Поэтому, развитие словаря одна из важнейших задач развития речи дошкольников.  

СЛАЙД 3

Вспомним терминологию.

Словарь-это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на : активный и пассивный.

-Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет.

-Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.

В огромном мире слов есть слова, обозначающие предметы - это имена существительные; слова-действия - глаголы; слова-признаки - имена прилагательные; слова, указывающие на предметы - местоимения, то есть все слова систематизированы по частям речи.

   

СЛАЙД 4

Специалисты подсчитали примерное количество слов, которое дети могут усвоить в течение недели: дети третьего года жизни-5 слов, дети 4 года жизни-10 слов, 5 года жизни-15 слов, 6года-20 слов, 7 года-30 слов.

СЛАЙД 5

На слайде мы видим, как растет словарный запас ребенка: в год он составляет 100 слов, а поступающий в школу ребенок должен иметь в своем запасе около 3000 слов.

СЛАЙД 6

Остановимся на обогащении и активизации словарного запаса детей с ОНР. У них отмечается ограниченность словарного запаса. Значительные затруднения вызывает употребление прилагательных, глаголов. В словаре детей с ОНР преобладают слова бытовой тематики, глаголы, обозначающие действия, которые ребенок видит и выполняет. Для таких детей характерна неточность употребления слов. Дети неправильно используют, заменяют слова, близкие по значению: лимон-апельсин, сахарница-чайник, ресницы-брови. Для них характерно наименование различных признаков или действий одним словом: узкий, низкий, тонкий, короткий -словом «маленький»; воркует, чирикает – глаголом «поет»

        Выделяют 3 уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи. Состояние словаря при каждом уровне различно.

При первом уровне речевого развития средства общения крайне ограничены. Активный словарь состоит из нескольких искаженно произносимых слов бытовой тематики ( девочка-«дека», яблоко –«яба»,звукоподражаний (машина-«би-би», кошка-«мяу», упал «бух»). Дети используют одинаковые звуковые сочетания для обозначения предметов, действий, качеств, передавая различие значений интонацией, жестами и мимикой (открывать –«древ», кровать-«пать»)

        На втором  уровне развития речи дети используют постоянный искаженный и ограниченный запас слов. В словаре имеются обозначения предметов, их признаков, действий. Однако объем словаря является недостаточным, значения слов не сформированы, нарушен поиск слова. Дети затрудняются в назывании многих предметов (одежды, обуви, мебели, профессий и др.), признаков (цвета, формы, величины), действий. В речи имеют место замены слов близкими по смыслу.

У детей с ОНР третьего уровня развития речи имеется развернутая фразовая речь с элементами лексического недоразвития. В активной речи детей недостаточно представлены прилагательные, наречия, местоимения, причастия, деепричастия, союзы, предлоги. Наблюдается неточность значений слов, замены слов по смыслу(кузнечик-жук, платье-юбка). Затруднения вызывает поиск однокоренного слова, образование новых слов с помощью приставки или суффикса.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается ограниченность словарного запаса.

СЛАЙД 7

Вне зависимости от уровня речевого развития ребенка выделяют следующие направления развития словаря:

  • расширение объема словаря,
  •  уточнение значения слова,
  • развитие структуры значения слова,
  • формирование семантических полей и лексической системности, а также связей слов в лексиконе.

        Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр. Именно в дидактической игре ребенок  получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

СЛАЙД 8

Итак, рассмотрим цели и содержание игр, помогающих расширять объем словаря, уточнять значения слов, формировать группы слов, связанных по смыслу.

 Игра «Кто исчез? Что исчезло?»

СЛАЙД 9 (фото)

Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло?» правильно воспроизвести его название.

СЛАЙД 10

Игра "Кто? Что делает?"

Взрослый показывает действия , которые может совершать предмет, и называет эти действия. К примеру, взрослый задает вопрос детям: « Как вы думаете, что может делать мяч? Посмотрите. « Мяч лежит. Если его толкнуть он покатится, упадет, зашумит, загрохочет, запрыгает. Мяч можно ударить об стену, он отскочит. Можно подкинуть, он полетит вверх, а потом упадет вниз, ко мне в руки, я его поймаю". «Повторим, что делает мяч. Мяч лежит, катится, падает, шумит, грохочет, прыгает, ударяется, отскакивает, летит. Мяч можно толкать, катить ,подкидывать, перебрасывать, ударять, ловить»

Игра "Скажи какой?"

Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, «Это яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко : ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое ( кислое).

СЛАЙД 11

Помогает в описании фруктов, овощей, ягод вот такая схема.

СЛАЙД 12

Следующая игра "Чего нет?"

Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать. Например, при рассматривании стула (или его изображения) с недостающей спинкой взрослый задает вопросы: «Чего не хватает стулу, столу? (такой вопрос задаем малышам)  А у старших детей еще дополнительно спросим: Для чего нужна спинка стулу, а ножка столу?"  Такие вопросы учат детей размышлять.

СЛАЙД 13

Игра "Ассоциации"

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета : «Колючий». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (ежик) и возвращает мяч.

СЛАЙД 14

Аналогично: тяжелый-грузовик, деревянный стул, кислый - лимон, стеклянный-стакан)

СЛАЙД 15

Игра «Кто больше увидит?» (от5 лет)

Дети рассматривают картинки по изучаемой теме, представляющие предметы, изображенные в затрудненных для восприятия условиях (заштрихованные, схематичные). Побеждает в игре тот, кто больше узнает и правильно назовет предметы

 СЛАЙД 16

Игра « Бывает - не бывает» (от 5 лет)

Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Например:

  • По теме «Фрукты-Овощи»: груши растут на березах; помидор красный; морковь круглая
  • По теме «транспорт»: поезд летает по небу, автобус перевозит людей
  • По теме «Посуда»: вилка-железная, стакан – резиновый, у чайника есть носик, ручка и ушко.
  • По теме « Животные» : лиса рыжая, волк –злой, заяц смелый, еж пушистый, волк спит в дупле.

Игра «Лишнее слово»

Взрослый называет 4 слова, 3 из которых обозначают признак предмета (цвет, размер, качество поверхности), а четвертое слово-иной признак. Ребенок называет «лишнее»слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий- это цвета, а круглый-это форма предмета».

Давайте сыграем с вами в эту игру:

  • Деревянный, широкий, длинный, высокий
  • Резиновый, новый, стеклянный, железный
  • Холодный, теплый, сладкий, горячий
  • Пушистый, шершавый, громкий, гладкий

СЛАЙД 17

Игра «Слово напомнит картинку» (поиграть с воспитателями в эту игру)

Взрослый: «Я покажу вам картинки, которые буду называть другим словом. Вам нужно запомнить эти картинки» Взрослый показывает картинку и называет ее словом, обозначающим признак изображенного предмета. (картинку «помидор», говоря «круглый»)

Взрослый: «Что я показала? Помидор. «А какое слово я сказала?-круглый.

Ведь помидор-круглый»

Аналогично: показывает огурец, говорит: «пупырчатый», показывает лук, говорит: «горький», показывает картофель, говорит : «шершавый».

Затем картинка  переворачивается обратной к детям стороной. Взрослый: «Что я показала, когда сказала слово «круглый»? Ребенок: «помидор» Взрослый показывает картинку: « Правильно. Я показала помидор, а сказала слово «круглый», потому что помидор круглой формы».итд

СЛАЙД 18

Еще одна игра, помогающая расширению объема словаря - «Тематическое лото» (от 3 лет)

Перед каждым ребенком лежит большая карта. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У кого зонтик?» Ребенок находит соответствующее изображение и повторяет слова: «У меня самолет». Взрослый  демонстрирует детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это зонтик. У кого он есть? Ребенок : «У меня зонтик». Выиграет тот, кто быстрее соберет все изображения предметов на большой карте. Если ребенок не узнал изображение предмета и его наименование, картинка откладывается в сторону.

Таким образом, ребенок лишь воспринимает слово на слух, ищет изображение предмета, пассивно повторяет слово.

СЛАЙД 19

Есть такие игры, которые развивают понимание обобщающих слов и родовидовых отношений между словами. К ним относятся, например, такие: "Назови одним словом", игра с мячом "Вспомни и назови".

Взрослый дает задание: «раз,два,три ягоды назови» и бросает мяч стоящему слева игроку. Ребенок, поймавший мяч, называет другой объект заданной взрослым группы и перебрасывает мяч следующему игроку, стоящему в кругу.

Предлагаю вам поиграть в игру "Живое-неживое" или "Съедобное-несъедобное" с мячом. Такие игры развивают умения выделять существенные признаки предмета (живой, неживой, съедобный, несъедобный).

СЛАЙД 20

Игра « Классификация»

Ребенку даются картинки: чашка, блюдце, ложка, платье, кофта, шорты.

Врослый: " Разложи картинки на две группы". Ребенок: «Чашку, блюдце и ложку я положу вместе, потому что это посуда. Платье, кофту и шорты положу отдельно от посуды, потому что –это одежда.»

Расширению словаря антонимов помогают такие игры:  «Скажи наоборот»,

«Закончи предложение»

Т.е. насколько слова сгруппированыимежду собой по смыслу, зависит успешность употребления слов в устной речи, а также точность употребления слов.

СЛАЙД 21

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые театрализованные игры.

Театрализованные постановки в детском саду служат обогащению и активизации словаря ребенка, и развитию его творческих способностей.

В них активная речь стимулируется за счет расширения словарного запаса, помимо этого совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

СЛАЙД  22

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли.

СЛАД 23

Разыгрывать с детьми театральные постановки можно не только в музыкальном зале, но и за столом, используя пальчиковые куклы.

СЛАЙД 24

Кроме театрализованных игр, для обогащения словаря дошкольников используются и сюжетно-ролевые игры.

Такие как: «Магазин»; «Больница», "Дочки-матери", "Салон красоты", «Мы-пожарные», "На стройке".

Дети любят такие игры и постоянно в них играют.

СЛАЙД 25

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста имеет огромное значение т.к овладение словарем является признаком хорошо развитой речи, показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Своевременное развитие словаря – один  из важных факторов подготовки к школьному обучению. У ребенка не возникнет проблем с русским языком, и, кроме того, он будет более глубоко и более точно понимать содержание учебных текстов по всем школьным предметам. Ради этого стоит потрудиться, чтобы своевременно оказать ребенку помощь в полноценном формировании устной речи.

СЛАЙД 26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Психокоррекционный   комплекс   состоит  из   2 этапов:  установочный  блок  и  коррекционно-развивающий  блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

(Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...

Консультация для воспитателей "Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности"

Известно, что главная и ведущая деятельность дошкольника - игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок ...

Консультация: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».

Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....