Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».
материал на тему

Шаповал Оксана Дмитриевна

Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.

 

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.

 

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,

 

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами

-ОД с элементами презентации +практическая работа.

Оформление :- презентация по теме мастер- класса;

 

Материалы для работы:

Головоломка «Танграм»

 

Демонстрационный материал:

- презентация «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 27.56 КБ
Office presentation icon Презентация1.68 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД П. НОВОПУШКИНСКОЕ»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект мастер-класса

в старшей группе № 1

по теме:
«Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».

Подготовила воспитатель

Шанина О.Д.

МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

2017 год.

Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами

-ОД с элементами презентации +практическая работа.

Оформление :- презентация по теме мастер- класса;

Материалы для работы:

Головоломка «Танграм»

Демонстрационный материал:

- презентация «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками».

1. Организационный момент.

Уважаемые педагоги, здравствуйте. Сегодня мы с вами будем говорить о использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.

Какие развивающие игры, направленным на развитие элементарных математических представлений  вы знаете?

• Какие задачи, можно решить с помощью названных игр?

• Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?

Как вы повышаете  свои теоретические знания использования пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?

Желаете ли вы получить навыки использования пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?

Спасибо, уважаемые педагоги.

Ход мастер-класса.

I. Вступительная часть.

Как гласит народная мудрость  «Всё новое хорошо забытое старое»

- Уважаемые коллеги! Недавно я заново открыла для себя очень увлекательную игру-головоломку — танграм.

1 слайд: Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.

Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…

Существуют различные легенды о появлении танграма. Мне больше всего нравится вот такая…

2 слайд: Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился.,  как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «Танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам» - буква.

3 слайд: Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьёзных взрослых – учёных и знаменитых людей.

• Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга,  более чем с  323 задачами.

• У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.

“Танграм” часто называют “ головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”.

4 слайд: При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия.

• необходимо использовать все семь фигур танграма;

• фигуры не должны перекрываться между собой.

5 слайд: Танграм лёгок в изготовлении, поэтому мы с детьми нашей группы смастерили его сами. Для этого нужно:

квадратный лист бумаги, карандаш, линейку и ножницы.

Разделить квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке. ,,,

Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки

И началась игра.   С чего начать?

Обучение дошкольников игре проходит в несколько этапов:

Первый этап 

Первый этап освоения игры Танграм предполагает знакомство с танами. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах, их сходстве и различиях. Развивается восприятие цвета, мыслительные операции анализа и синтеза.

Игровые упражнения, которые можно предложить ребенку на этом этапе:

- Сколько геометрических фигур у вас получилось?

- Чем отличаются фигуры? – Формой, цветом, величиной»);

– «Раздели фигуры на группы»;

6 слайд:  Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов.

– Подумайте, во что можно «превратить» два треугольника; треугольник и квадрат и т.д.

– Проблемная ситуация: из каких фигур можно создать прямоугольник, (квадрат, большой треугольник и т.д.)  Детям предлагается несколько образцов изображений..

– Задание на развитие творческого воображения с элементами соревнования «У кого какая конфетка (бантик, домик и т.д.) получится?».

 Что у тебя получилась? Сколько фигур понадобилось? В какую сторону плывет моя рыбка? А твоя?».

                           Задание 2   

7 слайд: Второй этап освоения игры Танграм предполагает развитие у дошкольников элементарных пространственных представлений, умений анализировать и воспроизводить несложные комбинации из танов, геометрического воображения.

Педагог вместе с ребенком определяет, что изображено на образце, какие фигуры понадобились для его создания.

Соберите из  элементов танграма фигуру по образцу.

Работа выполняется по вариантам.  Проверьте друг друга

                         Задание 3  

8 слайд: А теперь соберите, понравившуюся Вам фигуру из предложенных, не озвучивая её. Давайте предложим гостям  угадать, что у Вас получилось.

9 слайд: «Высшим пилотажем» игры Танграм считается создание изображений по детальным, силуэтным либо контурным образцам 

                                 

                                    Задание 4

10 слайд:  С помощью танов можно собирать не только фигуры, но и буквы и цифры. Рассмотрите примеры выкладывания цифр, выложите любую понравившуюся цифру.  Озвучьте, что у Вас получилось.

Задание 5

3 тап работы с танграмом  предполагает более сложную, творческую работу,  это составление сказок, рассказов, историй. Я со своими детьми обыгрываю 11 слайд: русские народные сказки. Например – сказка «Теремок». Сначала вспоминаем сказку, затем  распределяем роли с заданием и обыгрываем…

Объединитесь в 2 подгруппы. Придумайте,  сказку используя фигуры, составленные из элементов танграмма.

Спасибо! У Вас получились замечательные истории, которые Вы создали с помощью танграма.

Использование в работе с детьми Танграмма  служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Результаты мониторинга показали, что в результате использования Танграма у детей  в среднем на 10 -15% улучшились показатели по ФЭМП.

В чем польза танграма?

Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции. Все эти навыки необходимы ребенку во время учебы в школе, да и во взрослой жизни…

Итак, что же это за игра такая "ТАНГРАМ"?

ТАНГРАМ - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Танграм Презентацию подготовила воспитатель старшей группы МБДОУ «Детский сад п.Новопушкинское» Шанина Оксана Дмитриевна

Слайд 2

ТАНГРАМ Танграм – в переводе с китайского языка обозначает «семь дощечек мастерства», а ещё её называют картонной головоломкой. Эта головоломка , состоящая из семи плоских фигур , которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.

Слайд 3

Немного истории Две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился сын. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, однако будущий властелин не хотел учиться. Император призвал к себе трёх мудрецов: математика, художника и философа, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на мир глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру « Ши – Чао – Тю» - квадрат разрезанный на 7 частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в Европу, где получила название « Танграм» ( тан –китаец, грм – буква).

Слайд 4

Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами. У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.

Слайд 5

Педагогическое значение игры "Танграм" Игра способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

Слайд 6

В результате упражнений и заданий к этой игре ребёнок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра « Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.

Слайд 7

«Танграм» своими руками. Танграм лёгок в изготовлении , поэтому мы с детьми нашей группы смастерили его сами.

Слайд 8

Изготовление головоломки Приготовьте квадратный лист картона, карандаш, линейку и ножницы . Разделите квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке . Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки.

Слайд 9

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: необходимо использовать все семь фигур танграма; фигуры не должны перекрываться между собой.

Слайд 10

Ну, а теперь - смелее за работу!

Слайд 11

С чего начать? 1 этап. Самое первое упражнение с такой игрой – составление фигуры из 2-3 элементов.

Слайд 12

2 этап. Складывание фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Слайд 13

3 этап. Складывание фигурок по образцу-контуру. На этом этапе дети визуально делят образец на геометрические фигуры.

Слайд 14

Сказка про «Танграм». В некотором царстве, в математическом государстве жил – был Квадратик. Было ему очень скучно, ведь никто с ним не играл. Тогда Квадратик решил позабавиться: начал он бегать, прыгать и упал. Раскололся он на 7 частей. Подошёл к квадрату маленький мальчик и решил собрать его из частей, но 1 детальку он положил неправильно и вместо квадрата у мальчика получился кораблик. « А квадратик – то стал волшебным» - воскликнул мальчик. Ведь из него можно собирать множество фигурок . С тех пор с Квадратиком стали играть много детей и имя ему дали «Танграм». Квадратик обрадовался, что у него появилось много друзей, ведь с друзьями жить веселей.

Слайд 16

Сказка про « Танграм». За семи горами, за семи холмами в королевстве математики жили не тужили мудрые человечки. Они были весёлыми , добрыми и дружили со сказочными животными и птицами. Приближался праздник – день рожденье принцессы Математики. Дворец был украшен цветными геометрическими фигурами и цифрами. Были приглашены на праздник все жители математического королевства, животные и птицы близлежащих лесов. И вот ,когда гости стали праздновать, над дворцом пролетел злой колдун. « О» - воскликнул он . « А про меня то забыли». И тут он взмахнул своей волшебной палочкой и превратил всех в квадраты: и принцессу Математики, и мудрых человечков, и птиц, и зверей. Даже дворец и ёлки, росшие рядом, стали квадратными. А расколдовать их могут только добрые и сообразительные дети. Ребята, давайте мы с вами снимем заклятие злого колдуна со сказочного Математического королевства.

Слайд 17

Математическое королевство.

Слайд 18

Лиса.

Слайд 19

Утка Собачка Принцесса математики Свеча горела на столе

Слайд 21

Китайская пословица : «Расскажи мне - и я забуду, Покажи мне – и , может быть , я запомню, Но вовлеки меня , и я пойму» Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике , друзья, Без логики никак нельзя!

Слайд 22

Спасибо за просмотр!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Развитие способности воображения у дошкольников через работу со сказкой

Мастер - класс на тему «Развитие способности воображения у дошкольников через работу со сказкой" (подготовительная группа)...

Мастер класс «Развитие познавательных способностей и творческого мышления у дошкольников при помощи морфологической таблицы»

Мое кредо в том, что - каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. А для этого необходимо да...

Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...

МАСТЕР - КЛАСС: "Развитие познавательных способностей и творческой активности у дошкольников с помощью дидактических игр «Волшебные камушки Марблс »"

Показ нетрадиционных приемов и методов  в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....