Проект«Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»
проект (старшая группа) на тему

Ветюгова Ольга Юрьевна

Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что  он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными  навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции.  Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и  чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить,  принимать себя таким , какой ты есть.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

                                      Паспорт

социального проекта

«Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»

                                                         Автор проекта:

                                                          Ветюгова О.Ю.

                                               педагог-психолог МБДОУ д/с №5  «Теремок»

 

г. Шахунья

2017г.


Оглавление.

  1. Оглавление……………………………………………………………………….2
  2. Информационная часть………………………………………………………...3-4
  3. Актуальность проекта………………………………………………………….4-5
  4.  Сбор и анализ    информации  по избранной   проблеме…………………..5-6
  5. Этапы реализации проекта…………………………………………………….6-7
  6. Ожидаемые результаты проекта……………...................................................7-8
  7. Заключение и выводы………………………………………………………......8
  8. Литература……………………………………………………………………......9
  9. Приложение……………………………………………………………………….10-42
  10. Фотоприложение…………………………………………………………………43-47

 

                                            Информационная часть

Информационная карта

Наименование проекта

 «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»

Автор проекта

 Ветюгова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ д\с №5 «Теремок»

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

 Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что  он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными  навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции.  Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и  чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить,  принимать себя таким , какой ты есть.  

Цели и задачи проекта

Цель проекта: вызвать у детей интерес к  коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.

Задачи проекта:

1. Создать в группе  условия    для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

2.  Показать детям разнообразные игры на  формирование коммуникативных навыков и социального доверия  и научить организовывать их самостоятельно.

3. Познакомить педагогов и родителей  с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.

Краткая аннотация содержания проекта

Данный  проект на доступном уровне знакомит детей с коммуникативными играми, обучает   их пониманию себя и  умению «быть в мире с собой», развивает  навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему  взаимопониманию в процессе общения.  

 «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» - девиз этого проекта.

Сроки выполнения проекта

2016-2017уч.г.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

-  музыкальный зал;

-  тренажерный зал;

-  социально-эмоциональные уголки в группах;

- атрибуты для  коммуникативных игр;

- методическая   литература;

- наглядный материал;

- картотеки  коммуникативных игр;

- ИКТ (музыкальный центр, компьютер).

Проект не предполагает материальных затрат.

Актуальность проекта

«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»  

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.  

Практически в каждой группе   разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, сорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.  Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Именно по  этому в настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является проблема   развития   у  детей    коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми.

 Большое значение в  воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится  коммуникативным  играм. Именно в  них  повышается умственная активность ребенка, формируются  самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.  Коммуникативная игра  не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.  В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую  именно  коммуникативные  игры. В  них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам , сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.  Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников.  Имея нравственную основу,   они  учат  дошкольников обретать гармонию с окружающим миром,  вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.

 Коммуникативные  игры актуальны и интересны  в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях.   Их с большим удовольствием и пользой можно использовать    на любых занятиях,  в повседневной деятельности в детском саду,  а  так же   в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Мой проект направлен на привлечение  внимания  ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте  убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.  Проект  подразумевает  единение детей,  педагогов  и  родителей,  поэтому  они  должны  стать  полноправными его  участниками.

Сбор и анализ    информации  по избранной   проблеме

Тип проекта: информационный, игровой.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Участники проекта:  педагог-психолог, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 уч.г.

Проблема.

В нашем детском саду в  2014 -2015 уч. г.   я как педагог-психолог  занималась с детьми старшего дошкольного возраста  с проблемами межличностного общения. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что  формирование у детей способов   бесконфликтного общения  является  очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение  понимать самого себя и   регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что  не все педагоги групп  знакомы на достаточном уровне с  теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.

  Именно поэтому я решила обратиться к данной теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».

Гипотеза.

Я  считаю,  что знание и активное использование детьми  коммуникативных  игр  приведет  к  активизации  механизма  детского саморазвития,  в  результате  которой   дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для  адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию  их личности и подготовки к дальнейшей жизни;   педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми  старшего дошкольного возраста,  повысят свой   уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».

«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

        

  Цель проекта: вызвать у детей интерес к  коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.

Задачи проекта:

1. Создать в группе  условия    для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

2.  Показать детям разнообразные игры на  формирование коммуникативных навыков и социального доверия  и научить организовывать их самостоятельно.

3. Познакомить педагогов и родителей  с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации. 

Этапы реализации проекта.

Этапы

Содержание деятельности

I этап

Организационный

1.Изучение методической литературы.

2. Составление  перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение ).

3.Подборка  коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей.

4.Создание  условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием).

5.Создание развивающей среды в  музыкальном зале (изготовление  атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры  с детьми и взрослыми » (Приложение ).

6.Игровые задания для домашнего общения.

Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития.

7.Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? », «Самооценка ребенка» (Приложение ).

8.Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство  социализации дошкольников»

9.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения»

II этап

Практический

1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об  основах бесконфликтного общения через   активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.

2.Обучение  детей организации   коммуникативных игр   в свободной деятельности.

3.Организация и проведение  развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.

4.Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу»   (Приложение ).

III этап.

Заключительный

1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое  занятие  «Путешествие в страну Эмоций» (Приложение).

Ожидаемые результаты проекта.

Прогнозируемый результат:

 

У дошкольников  формируется:

1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.

3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:

  • видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
  • согласовывать своё поведение с поведением других детей;
  • видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
  • помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
  • свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере

У педагогов   повышается:

-   профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;

У  родителей  повышается:

-   образовательный уровень  через введение их в увлекательный мир  коммуникативных игр; развивается система  бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
  2. Составление картотеки   коммуникативных игр.
  3. Оформление альбома «Игры с детьми и взрослыми».
  4. Итоговое  занятие « Путешествие  в страну Эмоций».

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом  педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах развития   коммуникативной  деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта  стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста  овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.

Заключение и выводы

        Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.  По моим наблюдениям детям было интересно участвовать  в проекте, им это было нужно, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью коммуникативных игр побывать в чудесной стране под названием ОБЩЕНИЕ, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир под названием ЖИЗНЬ.

       Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.

В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.

 Результатом практической части является  создание альбома «Игры  с детьми и взрослыми», а также   картотеки  коммуникативных  игр, проведение развлечений и итогового занятия «Путешествие  в страну Эмоций».

Итак,  коммуникативные  игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.

Литература.

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с.
  2. Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.
  3. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с.
  4. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.
  5. Захаров А. И. Детские неврозы. - С.-П.: Респекс, 1995. - 190 с.
  6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
  7. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
  8. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с.
  9. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
  10. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М.: Педагогика, 1990. - 268с.
  11. Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду. // Обруч. 2004.№5 - С. 12-1
  12. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
  14. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
  15. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с.
  16. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с.
  17. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26.
  18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 523с.
  19. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72с.
  20. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.
  21. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10. - С. 29-
  22. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
  23. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.
  24. Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992. - 510с.
  25. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность – средство социализации старших дошкольников.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень ...

проект «Коммуникативные танцы-игры – как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»

проект «Коммуникативные танцы-игры –  как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»разработала музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....

Проект: «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников».

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его социальном развитии.  Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода реб...

Методический семинар по теме "Виртуальная экскурсия, как средство социализации старших дошкольников"

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ.Мы все любим путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира как тольк...

Творческий игровой проект «Коммуникативные танцы-игры, как средство социальной компетенции ребенка. Танцуем вместе»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...

Проект «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» старшая группа

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство д...

Проект «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»

Большое значение в  воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится  коммуникативным  играм. Именно в  них  повышается умственная активность...