Методическая разработка по теме «Развитие познавательной инициативы и любознательности детей средней группы в процессе экспериментальной деятельности с песком»
методическая разработка на тему

Лапотникова Елена Викторовна

Методическая разработка основана на опыте работы по экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1874»    

   Дошкольное отделение « Радость»

Методическая разработка

по теме

«Развитие познавательной инициативы и любознательности детей         средней группы в процессе экспериментальной  деятельности  с   песком»

Подготовила воспитатель: Лапотникова Е.В.

Москва, 2016 год

Актуальность темы.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, инициативными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими.

В дошкольном  возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, любознательности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции, инициативы, и любознательности детей. Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, мною была выбрана тема «Эксперименты с песком».

Теоретический анализ.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательной активности  у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенные в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей  друг с другом происходят в песочнице.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, развивают инициативность, любознательность, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Благодаря опытам с песком, дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, любознательность,  удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Цель проекта:   Обогащение игрового опыта у  детей.

Задачи проекта:

- формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;

- познакомить детей с качествами природных материалов (песка и воды)

- развитие детского познания, навыков экспериментирования и творческих способностей;

- развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

- формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: познавательно - исследовательский,  

Сроки реализации: 1 год

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

- сформировать игровые навыки;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие наглядно – образного мышления.

- формирование разносторонних знаний о песке.

 - расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире.

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире.

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Основные принципы реализации проекта:

- индивидуализации;

- доступности;

- наглядности;

- научности;

- систематичности и последовательности;

- оздоровительной направленности.

Работа ведётся одновременно по трем направлениям: 

  • Работа с детьми
  • Обогащение предметно-развивающей среды
  • Работа с родителями.

В  Работе с детьми используются следующие методы: 

  • беседы с детьми
  • дидактические игры
  • наблюдение
  • упражнение
  • обследование
  • чтение художественной литературы
  • показ  способов изображения

Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включает  в себя подбор наглядного материала.

        Работа с родителями включает в себя:

  • Показ презентации
  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
  • Совместные конкурсы поделок из песка «Песочные картины».
  • Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
  • Индивидуальная консультативная работа.

I этап. Подготовительный.

Предварительная работа

Чтение художественной литературы: Т. М Грабенко «Песочная страна»; Беседы на темы: «Песок в природе»; «Множество песчинок»; «Песок в строительстве» ; «Игры с песком».

Задачи:

1. Составление плана работы.

2. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

3. Изучить  методическую и  научно-популярную и художественную  литературу, воспользоваться интернет ресурсами  по данной теме.

4. Подобрать игровое оборудование, изготовить пособия.

5. Изучить классификацию игр с песком.

6. Обсудить с воспитателем условия работы с детьми.

7. Подобрать картотеку игр.

II этап. Основной.

Практическая часть проекта:

1. Экспериментальная деятельность: игры-занятия по темам.

2. Открытые занятия.

2. Беседы, согласно тематическому планированию.

3. Проведения наблюдений (Обогащать, активизировать словарный запас детей: сухо и мокрый песок, сыпучий, желтый) .

4. Художественная литература: Разучивание загадок, стихов.

5. Художественное творчество.

III этап. Заключительный.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Подготовка презентации по итогам.

Предполагаемые результаты:

- расширение и углубление знаний и представлений ребенка об окружающем мире;

- формировать у детей  знания о пользе песка (когда песок намокнет, то воздух между гранулами каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не меняет и станет твердым, как камень, вот так песок работает в строительстве домов) .

- формировать  познавательные умения через экспериментальную деятельность, развивать любознательность, познавательную инициативу, желание узнать что-то новое;

-формировать познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- дети научатся проводить простейшую опытно -  экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. 

Перспективный план мероприятий по знакомству детей с песком   в средней группе на год.

Месяц

                          План мероприятий

Сентябрь

1.Игры-занятие « Песочный дождик», «Песок», «Песчаный конус».

2.Игры- занятие «Горки для козлят», «Рассеянный песок», « Мокрый песок».

Октябрь

1.Наблюдение на прогулке за песком:  Игры «Волшебные секреты», «Своды и тоннели»,  «Мокрый песок», «Легко ли сыплется песок».

2. Открытое занятие на улице «Свойства песка».

Ноябрь

1. Дидактические игры-упражнения: «Чьи следы?»

2.Игры - упражнения «Помоги Незнайке»  

« Поварёнок». « Игрушки-потеряшки», «Песочный праздник»

Декабрь

1.Знакомство детей с кинетическим песком.

 2.  Игры - упражнения «Я пеку, пеку », «Следы», «Отпечатки»,  « Ловкие пальчики» .                                                                            

3.Игры - занятия «Автогонщик», « Заборчик».

Январь

1.Игры-занятия  «Сад-огород», « Что изменилось».

2. Игра « Готовим печенья и кексы», « Прятки», «Угадай-ка».

Февраль

1.Игры-занятия «Зоопарк», « Ферма», «Художник».

2.Выставка детских работ на тему « Рисуем песком».

Март

1.Игры-занятия « Найди отличие», «Собери грибы».

2. Открытое занятие «Знакомство с кинетическим песком».

Апрель

1.Конкурс поделок из песка « Песочные картины».

2.Рисование на тему «Песок в природе» (домашнее задание).

3.Изготовление «Радуги в бутылочках» из песка и мела.

Май

1.Игра – занятие « Песочные часы», «Хлеб», «Секретики».

2. Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;

3.Создание презентации

Приложение 1

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей) .

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Игры с песком»

Детские летние игры с песком.

Любимая детская деятельность в летний период — строительство из песка. Главным условием организации данной работы является подготовка песка к работе. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Детям младших групп детского сада нецелесообразно отводить большие песочницы, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, их действия чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1,2 м х 1,1 м, высота 50—60 см). Желательно, чтобы на участке было две-три таких песочницы. Они могут иметь любую форму и оформление, объемные зонтики. Дно песочницы желательно изготовлять из листового железа, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги. Песок периодически промывается из шланга (вода при этом свободно стекает). При необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой.

Для детей средней группы тоже используют на участке подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать их по две: так детям легче объединять свои постройки общим содержанием. Например,  несколько ребят в одной песочнице строят комнату, а другие — в соседней — улицу, садик.

Детям старшего дошкольного возраста необходимы значительные площади для организации строительной деятельности (3 м х 4 м), они уже создают крупные, коллективные постройки, отличающиеся конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе, работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь (в теплую погоду можно играть босиком), при необходимости руки моют без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строить различные песочные дворики прямо на земле. Обычно их размещают под деревьями, чтобы оградить играющих от перегрева на солнце, а песок — от постоянного пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты. Не устраивайте песочные дворики в постоянной тени, в прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Хорошо зарекомендовали себя дворики из пеньков, из лежащих бревен, из досок.

Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если в песочном дворике не остается постройка, напоминайте детям, уходя из участка, сгребать его в кучу.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

  1. Помогайте детям действовать независимо;
  2. Наблюдая и оценивая, определяйте сильные и слабые стороны детей;
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
  4. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем;
  5. Подходите ко всему творчески.

Приложение 3

Консультация для воспитателей  « Что такое кинетический песок»?

Песок – один из самых доступных развивающих материалов для ребенка, с которым с удовольствием играют все без исключения дети. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики и творческого мышления. Есть у песка и минусы: дворовые песочницы не всегда отличаются чистотой и безопасностью, часто песок пачкается, бывает слишком сухим или влажным для лепки.

Все эти недостатки отсутствуют у кинетического песка – современного и безопасного материала для игр и развития. Он обладает удивительными свойствами, отлично удерживает любую форму, но при этом рассыпается от малейшего прикосновения. На ощупь кинетический песок ближе всего к слегка влажному морскому, однако жидкость в нем не содержится. При играх с этим материалом одежда и руки ребенка остаются абсолютно чистыми, а на поверхностях от него не остается жирных следов.

Секрет таких невероятных свойств заключается в составе материала, включающем в себя кроме 98% обычного песка, 2% специального полимера.

Чем еще хорош и практичен кинетический песок?

  • Без проблем собирается. Даже если ребенок играет им в квартире, вам не придется ходить за ним с пылесосом и веником – весь песок оказывается в руках одним легким движением.
  • Не требует много места. Обычную песочницу не поставишь в квартире, т.к. это объемная и не слишком гигиеничная конструкция. Кинетический песок займет минимум свободного места и легко поместится где-нибудь на полке или под кроватью. Это касается даже самых объемных наборов.
  • Оптимальная влажность. Благодаря особому составу кинетический песок не нужно смачивать водой или специальными средствами, чтобы он лепился. При этом такая влажность сохраняется постоянно, песок, в отличие от обычного, не высыхает и в любой момент готов к использованию.
  • Чистота и экологичность. В кинетическом песке отсутствуют микробы, бактерии грязь и мусор. При желании пользоваться им может только ваш ребенок, что исключает возможность заражения. К тому, песок гипоаллергенен и полностью безопасен для здоровья. Этот материал не испачкает обои или мебель и подходит для игр на любых поверхностях, будь то кухонный стол или ваш любимый диван. Песок не оставляет пятен или отпечатков, а запах от него практически отсутствует.

Конечно, главное преимущество этого необычного современного материала заключается в том, что дети от него в восторге и готовы возиться с песком часами. Причем делать это можно, даже не выходя из дома и не пользуясь не совсем чистой дворовой песочницей.

Консультация для родителей

«Кинетический песок своими руками»

Наши дети очень любят играть в песочнице. Но  зимой, наша песочная активность ограничена. Для таких песочных любителей придумали кинетический песок. Им можно играть дома, делать свои маленькие открытия, а маме минимум уборки.  Единственный минус — это высокая цена. Поэтому,  приготовить кинетический, его еще называют — живой, можно песок самостоятельно. Этот необычный песок обладает такими же необычными свойствами. Когда на него давишь — он очень плотный, но не рыхлый. А стоит руку расслабить, как песочек медленно расползается. Интересно, получится ли у нас добиться таких свойств?

 Для изготовления живого песка пригодятся следующие ингредиенты и приспособления: песок 4 чашки, крахмал 2 чашки, вода 1 чашка, емкость для смешивания .

Процесс создания кинетического песка.

 В емкости смешали крахмал и воду. Здесь будьте внимательны. Мой помощник воды не пожалел, и налил больше 1 чашки, а потом пришлось водичку отливать, так как смесь получилась очень жидкая. После перемешивания крахмала с водой образуется неньютоновская жидкость. Этот этап уже сам по себе очень интересен. Можно с силой бить по такой жидкости  и она твердеет, а если медленно погружать руку в емкость, то ощущение обычной водички. Когда мы проводили отдельно опыты с неньютоновской жидкостью, то даже бегали по ней! Потом добавляем песок и все тщательно перемешиваем. Самое  интересное, начинаем играть с живым песком.

Приложение 4

Консультация для воспитателей

« Песочная терапия»
        Задача взрослого — использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию.

Особая роль отводится играм с песком, или “песочной терапии” . Педагоги считают, что “песочная терапия” снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.

Как проводится “терапия” песком?

☻ Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:

“Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно”.

☻ Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

☻ Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т.д.

☻ С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

☻“Песочная терапия” — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

☻На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, “песочная терапия” позволяет:

• стабилизировать психоэмоциональное состояние;

• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

• разнообразить способы сотрудничества.

Приложение 5

Картотека игр-занятий с кинетическим песком

 

Цель:  Развитие мелкой моторики рук. Развитие тактильной чувствительности, так как консистенция песка немного необычна. Развитие творческого мышления. Песок помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя немного свободнее и сконцентрировать внимание. Развивать , координацию движений. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

«Я пеку, пеку, пеку»
Ребенок «выпекаете из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Следы»
Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?). 
«Отпечатки»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

«Автогонщик»
Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить..
«Заборчик».
На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов.
Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.
«Сад- огород».
Предлагаю игрушечные овощи и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты- отдельно. Овощи- отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.
«Что изменилось».
Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия.
«Чьи следы».
Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают  названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.) и величину  (большой, маленький, средний).
«Ловкие пальчики».
Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.

«Столовая».
Предложите ребенку-повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли, сахара,
«Зоопарк». 
Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить 
ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц.
«Ферма».
Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома- стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке- сторожевой пес.
«Художник». 
Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.

«Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери, 
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшк,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)
Затем произвольно лепит изделия
«Секретики»
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.

Приложение 6

Картотека игр и экспериментов

 «Песочный дождик»

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.

Материалы :песочница, формочки для песка, ситечко.                                                                                             

 «Горки для козлят»

Цель: Учить  детей выкладывать форму из влажного песка. Формировать знания о высоте предмета- высокий, низкий. Развивать общую моторику рук, координацию движений. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Материалы:.Песок влажный. Набор деревянного театра«Волк и семеро козлят» .Ведёрки большие и маленькие. Подносы.

«Песочные часы»

Цель: Закрепить  знания детей о свойствах песка: сухой песок – хорошо сыпется. Формировать представление о  размере (большой- маленький). Развивать активный словарь. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения

Материалы: песочница, лейка.

«Найди отличие»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют   какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Игрушки - потеряшки»

Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы. Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Упражнять в определении качества предметов – размер, форма

Материалы: песок, мелкие игрушки, предметы разной формы.

Цель: Закрепить знания о свойствах песке.

«Поваренок»

 Цель: Закрепить  знания детей о свойстве влажного и сухого песка.

Формировать умение манипулировать сухим и влажным песком.

Развивать общую и мелкую моторику, воображение.

Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Материалы: песок, различные формочки.

«Помоги Незнайке»
Цель: формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи. 
Оборудование: песочница с сухим песком, предметные картинки с дикими животными, схема для составления рассказа, письмо от Незнайки.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите пожалуйста составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем педагог предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания педагог помогает детям при помощи наводящих вопросов. Игра продолжается до тех пор пока все дети не расскажут о своём животном.

«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

Материалы. Сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.

«Рассеянный песок»

Цель. 

Установить свойство рассеянного песка.

Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

«Своды и тоннели»

Цель. 

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс. Вставляем  в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

«Мокрый песок»

Цель.

 Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать  сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

«Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

«Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

«Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

«Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

«На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

«Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать

Изготовление «Радуги в бутылочках» из песка и мела.

Нам понадобиться:
1. Соль\песок 2. Банка. 3. Цветные мелки.4. Лист бумаги.

1. Насыпьте на чистый лист бумаги небольшое количество песка или соли (примерно 1/6 или 1/7)

2. Возьмите мел определенного цвета и разотрите им песок (соль).от общего объема сосуда).

3.Соль приобретает цветные гранулы.

4.Аккуратно пересыпьте получившийся цветной песок (соль) в стеклянный сосуд.

5.Возьмите чистый лист бумаги и повторите эту процедуру с мелом другого цвета.

6.Заполните емкость полностью слоями песка разного цвета. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте песок в емкость под углом, поворачивая сосуд. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка!

Наша радуга готова!

Список используемой литературы

1.  Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-  песочная психотерапия- занятия

2.  Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52

3. Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.

4.Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

5.  Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29

6.  Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-С.65-682. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

7.  Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

8. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.

9. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

11. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

13.. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

14.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1874»    

   Дошкольное отделение « Радость»

Методическая разработка

по теме

«Развитие познавательной инициативы и любознательности детей         средней группы в процессе экспериментальной  деятельности  с   песком»

Подготовила воспитатель: Лапотникова Е.В.

Москва, 2016 год

Актуальность темы.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, инициативными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими.

В дошкольном  возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, любознательности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции, инициативы, и любознательности детей. Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, мною была выбрана тема «Эксперименты с песком».

Теоретический анализ.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательной активности  у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенные в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей  друг с другом происходят в песочнице.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, развивают инициативность, любознательность, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Благодаря опытам с песком, дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, любознательность,  удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Цель проекта:   Обогащение игрового опыта у  детей.

Задачи проекта:

- формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;

- познакомить детей с качествами природных материалов (песка и воды)

- развитие детского познания, навыков экспериментирования и творческих способностей;

- развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

- формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: познавательно - исследовательский,  

Сроки реализации: 1 год

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

- сформировать игровые навыки;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие наглядно – образного мышления.

- формирование разносторонних знаний о песке.

 - расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире.

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире.

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Основные принципы реализации проекта:

- индивидуализации;

- доступности;

- наглядности;

- научности;

- систематичности и последовательности;

- оздоровительной направленности.

Работа ведётся одновременно по трем направлениям: 

  • Работа с детьми
  • Обогащение предметно-развивающей среды
  • Работа с родителями.

В  Работе с детьми используются следующие методы: 

  • беседы с детьми
  • дидактические игры
  • наблюдение
  • упражнение
  • обследование
  • чтение художественной литературы
  • показ  способов изображения

Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включает  в себя подбор наглядного материала.

        Работа с родителями включает в себя:

  • Показ презентации
  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
  • Совместные конкурсы поделок из песка «Песочные картины».
  • Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
  • Индивидуальная консультативная работа.

I этап. Подготовительный.

Предварительная работа

Чтение художественной литературы: Т. М Грабенко «Песочная страна»; Беседы на темы: «Песок в природе»; «Множество песчинок»; «Песок в строительстве» ; «Игры с песком».

Задачи:

1. Составление плана работы.

2. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

3. Изучить  методическую и  научно-популярную и художественную  литературу, воспользоваться интернет ресурсами  по данной теме.

4. Подобрать игровое оборудование, изготовить пособия.

5. Изучить классификацию игр с песком.

6. Обсудить с воспитателем условия работы с детьми.

7. Подобрать картотеку игр.

II этап. Основной.

Практическая часть проекта:

1. Экспериментальная деятельность: игры-занятия по темам.

2. Открытые занятия.

2. Беседы, согласно тематическому планированию.

3. Проведения наблюдений (Обогащать, активизировать словарный запас детей: сухо и мокрый песок, сыпучий, желтый) .

4. Художественная литература: Разучивание загадок, стихов.

5. Художественное творчество.

III этап. Заключительный.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Подготовка презентации по итогам.

Предполагаемые результаты:

- расширение и углубление знаний и представлений ребенка об окружающем мире;

- формировать у детей  знания о пользе песка (когда песок намокнет, то воздух между гранулами каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не меняет и станет твердым, как камень, вот так песок работает в строительстве домов) .

- формировать  познавательные умения через экспериментальную деятельность, развивать любознательность, познавательную инициативу, желание узнать что-то новое;

-формировать познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- дети научатся проводить простейшую опытно -  экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. 

Перспективный план мероприятий по знакомству детей с песком   в средней группе на год.

Месяц

                          План мероприятий

Сентябрь

1.Игры-занятие « Песочный дождик», «Песок», «Песчаный конус».

2.Игры- занятие «Горки для козлят», «Рассеянный песок», « Мокрый песок».

Октябрь

1.Наблюдение на прогулке за песком:  Игры «Волшебные секреты», «Своды и тоннели»,  «Мокрый песок», «Легко ли сыплется песок».

2. Открытое занятие на улице «Свойства песка».

Ноябрь

1. Дидактические игры-упражнения: «Чьи следы?»

2.Игры - упражнения «Помоги Незнайке»  

« Поварёнок». « Игрушки-потеряшки», «Песочный праздник»

Декабрь

1.Знакомство детей с кинетическим песком.

 2.  Игры - упражнения «Я пеку, пеку », «Следы», «Отпечатки»,  « Ловкие пальчики» .                                                                            

3.Игры - занятия «Автогонщик», « Заборчик».

Январь

1.Игры-занятия  «Сад-огород», « Что изменилось».

2. Игра « Готовим печенья и кексы», « Прятки», «Угадай-ка».

Февраль

1.Игры-занятия «Зоопарк», « Ферма», «Художник».

2.Выставка детских работ на тему « Рисуем песком».

Март

1.Игры-занятия « Найди отличие», «Собери грибы».

2. Открытое занятие «Знакомство с кинетическим песком».

Апрель

1.Конкурс поделок из песка « Песочные картины».

2.Рисование на тему «Песок в природе» (домашнее задание).

3.Изготовление «Радуги в бутылочках» из песка и мела.

Май

1.Игра – занятие « Песочные часы», «Хлеб», «Секретики».

2. Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;

3.Создание презентации

Приложение 1

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей) .

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Игры с песком»

Детские летние игры с песком.

Любимая детская деятельность в летний период — строительство из песка. Главным условием организации данной работы является подготовка песка к работе. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Детям младших групп детского сада нецелесообразно отводить большие песочницы, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, их действия чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1,2 м х 1,1 м, высота 50—60 см). Желательно, чтобы на участке было две-три таких песочницы. Они могут иметь любую форму и оформление, объемные зонтики. Дно песочницы желательно изготовлять из листового железа, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги. Песок периодически промывается из шланга (вода при этом свободно стекает). При необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой.

Для детей средней группы тоже используют на участке подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать их по две: так детям легче объединять свои постройки общим содержанием. Например,  несколько ребят в одной песочнице строят комнату, а другие — в соседней — улицу, садик.

Детям старшего дошкольного возраста необходимы значительные площади для организации строительной деятельности (3 м х 4 м), они уже создают крупные, коллективные постройки, отличающиеся конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе, работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь (в теплую погоду можно играть босиком), при необходимости руки моют без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строить различные песочные дворики прямо на земле. Обычно их размещают под деревьями, чтобы оградить играющих от перегрева на солнце, а песок — от постоянного пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты. Не устраивайте песочные дворики в постоянной тени, в прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Хорошо зарекомендовали себя дворики из пеньков, из лежащих бревен, из досок.

Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если в песочном дворике не остается постройка, напоминайте детям, уходя из участка, сгребать его в кучу.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

  1. Помогайте детям действовать независимо;
  2. Наблюдая и оценивая, определяйте сильные и слабые стороны детей;
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
  4. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем;
  5. Подходите ко всему творчески.

Приложение 3

Консультация для воспитателей  « Что такое кинетический песок»?

Песок – один из самых доступных развивающих материалов для ребенка, с которым с удовольствием играют все без исключения дети. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики и творческого мышления. Есть у песка и минусы: дворовые песочницы не всегда отличаются чистотой и безопасностью, часто песок пачкается, бывает слишком сухим или влажным для лепки.

Все эти недостатки отсутствуют у кинетического песка – современного и безопасного материала для игр и развития. Он обладает удивительными свойствами, отлично удерживает любую форму, но при этом рассыпается от малейшего прикосновения. На ощупь кинетический песок ближе всего к слегка влажному морскому, однако жидкость в нем не содержится. При играх с этим материалом одежда и руки ребенка остаются абсолютно чистыми, а на поверхностях от него не остается жирных следов.

Секрет таких невероятных свойств заключается в составе материала, включающем в себя кроме 98% обычного песка, 2% специального полимера.

Чем еще хорош и практичен кинетический песок?

  • Без проблем собирается. Даже если ребенок играет им в квартире, вам не придется ходить за ним с пылесосом и веником – весь песок оказывается в руках одним легким движением.
  • Не требует много места. Обычную песочницу не поставишь в квартире, т.к. это объемная и не слишком гигиеничная конструкция. Кинетический песок займет минимум свободного места и легко поместится где-нибудь на полке или под кроватью. Это касается даже самых объемных наборов.
  • Оптимальная влажность. Благодаря особому составу кинетический песок не нужно смачивать водой или специальными средствами, чтобы он лепился. При этом такая влажность сохраняется постоянно, песок, в отличие от обычного, не высыхает и в любой момент готов к использованию.
  • Чистота и экологичность. В кинетическом песке отсутствуют микробы, бактерии грязь и мусор. При желании пользоваться им может только ваш ребенок, что исключает возможность заражения. К тому, песок гипоаллергенен и полностью безопасен для здоровья. Этот материал не испачкает обои или мебель и подходит для игр на любых поверхностях, будь то кухонный стол или ваш любимый диван. Песок не оставляет пятен или отпечатков, а запах от него практически отсутствует.

Конечно, главное преимущество этого необычного современного материала заключается в том, что дети от него в восторге и готовы возиться с песком часами. Причем делать это можно, даже не выходя из дома и не пользуясь не совсем чистой дворовой песочницей.

Консультация для родителей

«Кинетический песок своими руками»

Наши дети очень любят играть в песочнице. Но  зимой, наша песочная активность ограничена. Для таких песочных любителей придумали кинетический песок. Им можно играть дома, делать свои маленькие открытия, а маме минимум уборки.  Единственный минус — это высокая цена. Поэтому,  приготовить кинетический, его еще называют — живой, можно песок самостоятельно. Этот необычный песок обладает такими же необычными свойствами. Когда на него давишь — он очень плотный, но не рыхлый. А стоит руку расслабить, как песочек медленно расползается. Интересно, получится ли у нас добиться таких свойств?

 Для изготовления живого песка пригодятся следующие ингредиенты и приспособления: песок 4 чашки, крахмал 2 чашки, вода 1 чашка, емкость для смешивания .

Процесс создания кинетического песка.

 В емкости смешали крахмал и воду. Здесь будьте внимательны. Мой помощник воды не пожалел, и налил больше 1 чашки, а потом пришлось водичку отливать, так как смесь получилась очень жидкая. После перемешивания крахмала с водой образуется неньютоновская жидкость. Этот этап уже сам по себе очень интересен. Можно с силой бить по такой жидкости  и она твердеет, а если медленно погружать руку в емкость, то ощущение обычной водички. Когда мы проводили отдельно опыты с неньютоновской жидкостью, то даже бегали по ней! Потом добавляем песок и все тщательно перемешиваем. Самое  интересное, начинаем играть с живым песком.

Приложение 4

Консультация для воспитателей

« Песочная терапия»
        Задача взрослого — использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию.

Особая роль отводится играм с песком, или “песочной терапии” . Педагоги считают, что “песочная терапия” снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.

Как проводится “терапия” песком?

☻ Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:

“Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно”.

☻ Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

☻ Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т.д.

☻ С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

☻“Песочная терапия” — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

☻На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, “песочная терапия” позволяет:

• стабилизировать психоэмоциональное состояние;

• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

• разнообразить способы сотрудничества.

Приложение 5

Картотека игр-занятий с кинетическим песком

 

Цель:  Развитие мелкой моторики рук. Развитие тактильной чувствительности, так как консистенция песка немного необычна. Развитие творческого мышления. Песок помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя немного свободнее и сконцентрировать внимание. Развивать , координацию движений. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

«Я пеку, пеку, пеку»
Ребенок «выпекаете из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Следы»
Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?). 
«Отпечатки»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

«Автогонщик»
Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить..
«Заборчик».
На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов.
Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.
«Сад- огород».
Предлагаю игрушечные овощи и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты- отдельно. Овощи- отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.
«Что изменилось».
Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия.
«Чьи следы».
Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают  названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.) и величину  (большой, маленький, средний).
«Ловкие пальчики».
Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.

«Столовая».
Предложите ребенку-повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли, сахара,
«Зоопарк». 
Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить 
ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц.
«Ферма».
Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома- стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке- сторожевой пес.
«Художник». 
Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.

«Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери, 
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшк,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)
Затем произвольно лепит изделия
«Секретики»
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.

Приложение 6

Картотека игр и экспериментов

 «Песочный дождик»

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.

Материалы :песочница, формочки для песка, ситечко.                                                                                             

 «Горки для козлят»

Цель: Учить  детей выкладывать форму из влажного песка. Формировать знания о высоте предмета- высокий, низкий. Развивать общую моторику рук, координацию движений. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Материалы:.Песок влажный. Набор деревянного театра«Волк и семеро козлят» .Ведёрки большие и маленькие. Подносы.

«Песочные часы»

Цель: Закрепить  знания детей о свойствах песка: сухой песок – хорошо сыпется. Формировать представление о  размере (большой- маленький). Развивать активный словарь. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения

Материалы: песочница, лейка.

«Найди отличие»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют   какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Игрушки - потеряшки»

Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы. Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Упражнять в определении качества предметов – размер, форма

Материалы: песок, мелкие игрушки, предметы разной формы.

Цель: Закрепить знания о свойствах песке.

«Поваренок»

 Цель: Закрепить  знания детей о свойстве влажного и сухого песка.

Формировать умение манипулировать сухим и влажным песком.

Развивать общую и мелкую моторику, воображение.

Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Материалы: песок, различные формочки.

«Помоги Незнайке»
Цель: формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи. 
Оборудование: песочница с сухим песком, предметные картинки с дикими животными, схема для составления рассказа, письмо от Незнайки.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите пожалуйста составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем педагог предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания педагог помогает детям при помощи наводящих вопросов. Игра продолжается до тех пор пока все дети не расскажут о своём животном.

«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

Материалы. Сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.

«Рассеянный песок»

Цель. 

Установить свойство рассеянного песка.

Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

«Своды и тоннели»

Цель. 

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс. Вставляем  в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

«Мокрый песок»

Цель.

 Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать  сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

«Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

«Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

«Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

«Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

«На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

«Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать

Изготовление «Радуги в бутылочках» из песка и мела.

Нам понадобиться:
1. Соль\песок 2. Банка. 3. Цветные мелки.4. Лист бумаги.

1. Насыпьте на чистый лист бумаги небольшое количество песка или соли (примерно 1/6 или 1/7)

2. Возьмите мел определенного цвета и разотрите им песок (соль).от общего объема сосуда).

3.Соль приобретает цветные гранулы.

4.Аккуратно пересыпьте получившийся цветной песок (соль) в стеклянный сосуд.

5.Возьмите чистый лист бумаги и повторите эту процедуру с мелом другого цвета.

6.Заполните емкость полностью слоями песка разного цвета. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте песок в емкость под углом, поворачивая сосуд. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка!

Наша радуга готова!

Список используемой литературы

1.  Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-  песочная психотерапия- занятия

2.  Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52

3. Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.

4.Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

5.  Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29

6.  Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-С.65-682. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

7.  Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

8. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.

9. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

11. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

13.. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

14.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды

Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...

Отчет по самообразованию. По теме: «Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.• Те...

Методическая разработка летней прогулки с элементами экспериментирования для детей средней группы на тему "Песок. Свойства песка."

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Обучающие задачи:• Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.• Активизировать ин...