Консультация «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация (младшая группа) на тему

Рогозина Татьяна Витальевна

Консультация

«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы « Центр развития ребенка – Детский сад №77»

Консультация

«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

                                                                       Составила:

                                                                        воспитатель

                                                            Рогозина Татьяна Витальевна.

Фольклор —  коллективное художественное творчество народа.

Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, дают детям  на всю жизнь уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

Фольклор для детей включает в себя:

  • колыбельные песни,
  • пестушки,
  • потешки,
  • прибаутки,
  • загадки,
  • пословицы и поговорки,
  • сказки.

Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок.

Знакомство с ними:

  • обогащает чувства ребенка, речь;
  • формирует отношение к окружающему миру;
  • играет неоценимую роль во всестороннем развитии;
  • даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке;
  • формирует представление о диких животных, птицах и их повадках;
  • учит детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе;
  • помогает формировать у малышей  более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.

Используются потешки и в пальчиковых играх с детьми. Например, хорошо успокаивает расшалившегося малыша игры с пальчиками:

Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка, 
(показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка, 
(показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка, 
(показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
А зовут его ……

Маленькие пальчики – розовые зайчики,

Этот пальчик – хочет кашки, (показывает большой палец)
Этот хочет – простоквашки,
 (показывает указательный палец)
Этот пальчик хочет – спать,
(показывает средний палец)
Этот хочет – поиграть!
 (показывает безымянный палец)

А малышка крошка – спрятался в ладошку! (прячет мизинец в ладошки)

 

Этот пальчик – в лес пошел, (показывает и загибает большой палец)

Этот пальчик – гриб нашел, , (показывает и загибает указательный палец)

Этот – резал, (показывает и загибает средний палец)

Этот – ел, (показывает и загибает безымянный палец)

Ну а этот лишь – глядел! (показывает мизинец)

Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:

Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!!! И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!

Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,
Нам обедать нужно.


Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы – глазки смотрели,

Чтобы – щечки краснели,

Чтоб – кусался зубок,

И смеялся – роток!

Кормление -очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным:

А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.

Заплетание кос у девочек  превращается в волшебный ритуал:

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.

Дети быстро соберутся  на прогулку со словами:

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.

Раз,два, три, четыре, пять
Собираемся гулять
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.


Родители, лаская своего ребенка, укладывая его спать , могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку — создает эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка, ребенок спокойно засыпает:

Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Литература:

1.Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып. 1, 1995.

2.Павлова З.Л. «Фольклор для маленьких», Дошкольное воспитание – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12.

3.Скворцова Л. «Формирования у детей интереса к русскому фольклору», Дошкольное воспитание, 2004. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"

Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи :игры, упражнения, чтение худ...

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,...

Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.

В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста.Значение малых фольклорных форм в развитии речи детей.

1.Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста. 2.Значение малых фольклорных форм в развития речи детей...