Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
статья на тему

Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Романова А.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №32 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игровой форме, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его основной деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой развития фантазии.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Являясь участником игры, взрослый,  в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей и  их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.  

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей, пытаться направлять их в коммуникации, способствовать к  комфортному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя    игровой деятельности.

Проблемные игровые ситуации направлены на овладение более обобщенными игровыми действиями и на подведение к самостоятельному инициативному решению игровых задач. Игровые задачи – это система условий, в которой создается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами.          

В процессе игры, решаются множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для него игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д. 

В  процесс игры  происходит в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы  с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.                                                               

В физическом направлении развития детей  зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют навыки в играх и с спортивным инвентарем. Игры  организуются и проводятся  непосредственно под  руководством  педагога утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводятся во время утренней гимнастики.

Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, уголок ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого. В сюжетно-ролевых играх таких, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. В эти игры дети играют совместно  с взрослыми.

В игровой ситуации можно  показать действия с игрушками, предметами-заместителями и таким образом объединить для совместной игры. Затем предоставить возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям. Занимаясь музыкально-театрализованной деятельностью, дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.

В познавательном, речевом  развитии ребенка  «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, коммуникация. Направлена на развитие познавательной активности детей. Активизации  к познавательной деятельности и к формированию сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр подборка игр направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами,  шнуровки, разные виды мозаик, палочки Кьюзенера и т.д. в свободном доступе для ребенка.

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.

 Центр науки создан для познания детьми окружающей природы. Дети играют в экологические игры с бросовым материалом, как под руководством, так и  самостоятельной деятельности имеют возможность  пофантазировать, делать собственные открытия.

В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, обогащаются опытом  и впечатлениями, педагог оказывает помощь в организации и проведении игр.

Игра одно из средств воспитания культуры поведения. Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим отзывчивым товарищем, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли.

Совместно с детьми проговариваем правила общения друг с другом. Детям нравится их выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей. Эти правила формируют умение подчинять личное коллективу, умерять свое нетерпение, быть подтянутым, дисциплинированным и при всем этом дети чувствуют себя достаточно расковано, свободно общаются, двигаются, принимают активное участие.

Игра – это творческая деятельность  и в данном процессе  дети многому учатся. Присутствие игровых персонажей, кукла Полина (положительная героиня) и Буратино (герой, которому требуется перевоспитание) помогают вести дискуссию о правилах и нормах поведения.

Игра имеет колоссальный развивающий потенциал. В игре  есть место для партнерства, основанного на уважении к другому человеку.

Список литературы:

1. Коротаева Е.В. Обучающие  технологии  в  познавательной деятельности. М., 2003.
2. Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 1999.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
4. Талызина Н.Ф. формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....

Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные  возрастные...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...

«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»

Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС...

СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...