Доклад на педагогическом совете на тему: «Экологическое воспитание средствами живой природы»
материал на тему

Волкова Галина Андреевна

Экологическое воспитание- это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которым нужно оставить нашу планету пригодной для жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_sredstvami_zhivoy_prirody.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Экологическое воспитание средствами живой природы»

                                                                                     Подготовила: воспитатель Волкова Г.А.

                                                                                     Дата проведения: 25.11.2015г.

г. Козловка-2015

Окружающая жизнь интенсивно изменяется. Всё чаще загрязняются водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна- это очень тревожный сигнал, который призывает бережно и разумно относится к окружающему нас миру. Экологическое воспитание- это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которым нужно оставить нашу планету пригодной для жизни. Я считаю, что прививать детям любовь к природе надо с раннего возраста, когда они начинают познавать себя и окружающий мир, в котором живут.

Современные дети, особенно жители крупных городов, редко общаются с природой. В основном они изучают природу по книгам, картинкам, фильмам и очень хорошо знают животных и растения других стран и значительно хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое воспитание нужно начинать со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Особо важен регулярный контакт ребёнка с природой, он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать траву, лист, обнять дерево.

В процессе экологического воспитания в дошкольном учреждении решаются следующие задачи:

1. Формирование систем элементарных научных экологических знаний.

2. Развитие познавательного интереса к миру природы.

3. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально- положительного отношения к природе.

4. Привитие трудовых природоведческих навыков.

5. Воспитание эстетических чувств.

Детский сад - первое звено в системе непрерывного экологического образования, так как именно здесь формируются основы экологического воспитания. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно. В этот период закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, который способен осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Великий педагог В. А. Сухомлинский считал, что необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Для этого отпущено совсем немного времени - семь лет дошкольной жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети воспринимают природу очень эмоционально. Они способны удивляться тому, что их окружает, задают много вопросов о растениях, животных, обращают внимание на такие особенности природы, которые взрослые часто не замечают.

Одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников является живая природа. Дети, общаясь с ней, изучая объекты и явления, постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут. Им открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, они осознают роль природы в жизни человека, испытывают нравственно- эстетические чувства и переживания, которые побуждают заботиться о сохранности и приумножении природных богатств.

Занимаясь вопросами экологического воспитания детей, стараюсь сделать это обучение интересным и увлекательным. Экологические знания дети получают как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности: наблюдениях, экскурсиях, играх, труде в природе, театрализованной и продуктивной деятельности.

Ознакомление с природой даёт оптимальные результаты, если оно будет носить действенный характер. Располагая элементарными знаниями, дети овладевают несложными способами выращивания растений. Например, в помещении - это огород на окне. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, самостоятельность.

Для создания природной развивающей среды использую огород на участке. Многие дети впервые видят, что такое огород. С каким удовольствием дети весной под руководством воспитателя сеют семена, затем наблюдают за всходами, поливают, пропалывают от сорняков грядки. Они с гордостью водят своих родителей на огород, показывают им всходы, а осенью демонстрируют им выращенный урожай. Данный вид деятельности помогает связать обучение с жизнью, умение планировать, формирует навыки сотрудничества.

Во время прогулок дети не только получают эмоциональное удовольствие от красоты и неповторимости окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, учатся беречь и ценить природу.

Первый результат экологического воспитания проявляется в интересе, удивлении, в чувстве радости, восторге от живых существ, находящихся в ближайшем окружении.

Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Проходя по территории детского сада, дети заметили пенёк, на котором росли грибы с ложными опятами и целую полянку мха. Мы решили назвать это место «уголок нетронутого леса».

Трудовая деятельность – неотъемлемая часть экологического воспитания. Обычно дети с удовольствием помогают наводить порядок на участке. Особая радость для них собирать красивые осенние листья для гербария.

Слайд №10. Основные понятия дети усваивают во время игр экологического содержания с использованием игрушек в разных видах образовательной деятельности – ознакомлении с окружающим миром, на тематических музыкальных праздниках.

Посещение и просмотр спектаклей с экологическим содержанием развивает у детей любознательность, расширяет кругозор, пробуждает чувство прекрасного, заставляет сопереживать сказочным персонажам.

В самостоятельной деятельности из природного материала дети составляют гербарий, из ягод рябины – бусы для зимней подкормки птиц, из сухих листьев – техникой печати – рисуют осенние картины. Этот вид работы развивает не только познавательную активность, но и способствует тренировке точных движений рук и пальцев.

Свои яркие впечатления о природе дети отражают в рисунках, аппликации, лепке, конструировании. В этих видах деятельности они не только получают элементы экологических знаний, но и усваивают дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов и учатся замечать прекрасное.

Таким образом, через объединение различных видов деятельности у дошкольников формируется целостное видение картины окружающего мира.

 «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума »(В А. Сухомлинский).

Мы, взрослые, привлекая детей к познанию мира растений и животных, должны способствовать активному развитию у них таких качеств как трудолюбие, терпение, доброта и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека и станут его основой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Цель: повысить уровень экологического воспитания детей в ДОУ....

Педагогический совет «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Форма работы: устный журнал. План. 1. Актуальность проблемы - заведующая ДОУ. 2. Рубрика Практика. Опыт. 3. Рубрика “Журнал в журнале”. 4. Деловая игра....

Доклад на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание прогр...

Доклад на педагогическом совете по теме: « Экологическое воспитание дошкольника».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой тем...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в области познания и художественно эстетического воспитания ( музыка ) «Путешествие к озеру» в рамках педагогического совета на тему «Экологического воспитания детей в условиях природы родного кр

Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:1. Образовател...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Трудовое воспитание и ранняя профориентация детей дошкольного возраста.»

Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольн...