Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»
материал (младшая группа) на тему

Спицына Елена Алексеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

 

 

Обобщение опыта работы

 

Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»

 

Подготовила: воспитатель МДОУ

 «Детский сад № 4 «Родничок»

Спицына Елена Алексеевна

1.      Условия формирования личного вклада в развитие образования.

Документы

Одним из условий  формирования моего опыта стали требования нормативных документов Федерального уровня.

В Статье 64. Главы Седьмой Закона об образовании указано, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС, основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Научно-исследовательские условия:

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. На важность приобщения к красоте родного слова, развития культуры речи, указывали  К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

 В исследованиях  Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. показано, что уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением.

Методические  условия:

В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по развитию речи. А.М. Бородич «Все вопросы методики развития речи детей», Л.М.Гурович и О.С.Ушакова «Ознакомление с художественной литературой», М.Ф. Фомичёва «Звуковая культура речи», А.Г.Тамбовцева «Грамматический строй речи», М.И. Лисина, и  А.Г. Рузская «Общение». Основой моего опыта послужили методические разработки В.В. Гербовой, М.Д. Маханёвой, Сорокиной.

Организационно-педагогические условия:

Работа в РМО «Музыкально-театрализованная деятельность дошкольников», «Музейная педагогика»,  «Основы логопедии». Участие в семинарах, вебинарах, консультациях. Курсы повышения квалификации.

2.      Актуальность личностного вклада в развитие образования.

С  детьми младшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.  

   Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.   Дошкольники с  удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.  

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

3.     Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни, об этом сказано в  трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича и многих других. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др., в своей практике я руководствовалась разработками  В. В. Гербовой, М.Д. Маханевой, Н.Е. Вераксы.

Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, я систематизировала и адаптировала уже имеющиеся методики по словарной работе детей младшего дошкольного возраста. 

Все выше изложенное определило цель моей работы:

Цель:  Развитие  умения владеть речью  как средством общения детей второй младшей группы  через театрализованную деятельность

Задачи:

•         Формировать интерес и положительное отношение к театрализованной деятельности через использование различных видов театра.

•         Расширять и активизировать словарь  на основе знакомства с произведениями  художественной литературы и фольклора.

•         Развивать диалогическую форму речи, правильность и интонационную выразительность речи.

  •   Развивать речевую активность, эмоциональность, умение  слышать и  понимать партнёра во взаимодействии.

Ведущая педагогическая идея

Театрализованная деятельность – одна из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.  Работа проводилась в три этапа:

·        Аналитический

·        Практический

·        Обобщающий

На первом этапе  своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, развивающую предметно-пространственную среду группы.  В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.

   Недостаточно методических разработок по развитию речи детей  и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.

Поэтому провела обследование детей второй младшей группы в образовательной области «Речевое развитие», на данном слайде показаны умения и знания детей по всем критериям.  Анализ результатов   показал,  что в основном соответствуют низкому и среднему уровню, малый процент высокого уровня.

Результаты диагностики позволили мне определить  

 главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план работы с детьми.

Что включает в себя подбор различных игр и упражнений  на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная  гимнастика.

Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей.  Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого составила план работы с родителями по данной теме.

·        Родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников».

·        Консультации:

ü «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

ü  «Воспитание книгой»,

ü «Сказко-терапия, как средство укрепления и коррекции психического здоровья детей»

ü  «Какие бывают сказки?»

ü  «Какие сказки С. Я. Маршака соответствует возрасту 3-4 лет и почему они полезны детям?»

ü Анкеты «Особенности вашего ребёнка», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка»

·        Конкурс на изготовление разного вида театров «Сказка своими руками».

В своей практике я использовала  творческий проект «Гуленьки»,

главной целью которого: Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, с помощью различных фольклорных жанров.

Театрализованная деятельность неотъемлемая часть праздников и развлечений в детском саду, полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. 

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.

Я активный  участник различных театрализованных представлений и музыкальных спектаклей не только в детском саду, но и в нашем доме культуры и поэтому, вовлекаю детей и родителей принимать участие  не только как зрителей, но и участников таких представлений.

К концу учебного года можно сделать вывод проделанной работы:

Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.

         Диагностика  речи у детей на начало и конец  учебного года показала  положительную динамику, о чем свидетельствуют результаты, представленные в диаграмме. Это обусловлено в свою очередь тем, что в группе созданы необходимые условия для развития детей условия.

 В результате у детей повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

 

Литература

1.Российская  Федерация. Федеральный  закон  об  образовании  в  Российской  Федерации  № 273-ФЗ  от 29.12.2012 – Ростов н /Д: Легион, 2013.

2. Федеральный государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования.- М: УЦ  Перспектива, 2014.

3. Веракса Н.Е. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования», Мозаика-СИНТЕЗ, 2016

4. Веракса Н.Е «Проектная деятельность дошкольников»  М.Мозаика Синтез 2013

5. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду»,Мозаика-СИНТЕЗ, 2015

6. Коноваленко В.В. «Автоматизация звуков детей»,

7. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика», Корона –Век, 2008.

8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001

9. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx975.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Обобщение опыта работы

Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»

Подготовила: воспитатель МДОУ

 «Детский сад № 4 «Родничок»

Спицына Елена Алексеевна

  1.  Условия формирования личного вклада в развитие образования.

Документы

Одним из условий  формирования моего опыта стали требования нормативных документов Федерального уровня.

В Статье 64. Главы Седьмой Закона об образовании указано, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС, основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Описание: Описание: J0241043

Научно-исследовательские условия:

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. На важность приобщения к красоте родного слова, развития культуры речи, указывали  К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

 В исследованиях  Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. показано, что уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением.

Методические  условия:

В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по развитию речи. А.М. Бородич «Все вопросы методики развития речи детей», Л.М.Гурович и О.С.Ушакова «Ознакомление с художественной литературой», М.Ф. Фомичёва «Звуковая культура речи», А.Г.Тамбовцева «Грамматический строй речи», М.И. Лисина, и  А.Г. Рузская «Общение». Основой моего опыта послужили методические разработки В.В. Гербовой, М.Д. Маханёвой, Сорокиной.

Организационно-педагогические условия:

Работа в РМО «Музыкально-театрализованная деятельность дошкольников», «Музейная педагогика»,  «Основы логопедии». Участие в семинарах, вебинарах, консультациях. Курсы повышения квалификации.

  1.  Актуальность личностного вклада в развитие образования

С  детьми младшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.  

   Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.   Дошкольники с  удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.  

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

  1. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни, об этом сказано в  трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича и многих других. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др., в своей практике я руководствовалась разработками  В. В. Гербовой, М.Д. Маханевой, Н.Е. Вераксы.

Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, я систематизировала и адаптировала уже имеющиеся методики по словарной работе детей младшего дошкольного возраста.  

Все выше изложенное определило цель моей работы:

Цель:  Развитие  умения владеть речью  как средством общения детей второй младшей группы  через театрализованную деятельность

Задачи:

  • Формировать интерес и положительное отношение к театрализованной деятельности через использование различных видов театра.
  • Расширять и активизировать словарь  на основе знакомства с произведениями  художественной литературы и фольклора.
  • Развивать диалогическую форму речи, правильность и интонационную выразительность речи.
  • Развивать речевую активность, эмоциональность, умение  слышать и  понимать партнёра во взаимодействии.

Ведущая педагогическая идея

Театрализованная деятельность – одна из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.  Работа проводилась в три этапа:

  • Аналитический
  • Практический
  • Обобщающий

На первом этапе  своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, развивающую предметно-пространственную среду группы.  В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.

   Недостаточно методических разработок по развитию речи детей  и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.

Поэтому провела обследование детей второй младшей группы в образовательной области «Речевое развитие», на данном слайде показаны умения и знания детей по всем критериям.  Анализ результатов   показал,  что в основном соответствуют низкому и среднему уровню, малый процент высокого уровня.

Результаты диагностики позволили мне определить  

 главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план работы с детьми.

Что включает в себя подбор различных игр и упражнений  на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная  гимнастика.

Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей.  Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого составила план работы с родителями по данной теме.

  • Родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников».
  • Консультации:
  • «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
  •  «Воспитание книгой»,
  • «Сказко-терапия, как средство укрепления и коррекции психического здоровья детей»
  •  «Какие бывают сказки?»
  •  «Какие сказки С. Я. Маршака соответствует возрасту 3-4 лет и почему они полезны детям?»
  • Анкеты «Особенности вашего ребёнка», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка»
  • Конкурс на изготовление разного вида театров «Сказка своими руками».

В своей практике я использовала  творческий проект «Гуленьки», 

главной целью которого: Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, с помощью различных фольклорных жанров.

Театрализованная деятельность неотъемлемая часть праздников и развлечений в детском саду, полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей.  

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.

Я активный  участник различных театрализованных представлений и музыкальных спектаклей не только в детском саду, но и в нашем доме культуры и поэтому, вовлекаю детей и родителей принимать участие  не только как зрителей, но и участников таких представлений.

К концу учебного года можно сделать вывод проделанной работы:

Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.

         Диагностика  речи у детей на начало и конец  учебного года показала  положительную динамику, о чем свидетельствуют результаты, представленные в диаграмме. Это обусловлено в свою очередь тем, что в группе созданы необходимые условия для развития детей условия.

 В результате у детей повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Литература

1.Российская  Федерация. Федеральный  закон  об  образовании  в  Российской  Федерации  № 273-ФЗ  от 29.12.2012 – Ростов н /Д: Легион, 2013.

2. Федеральный государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования.- М: УЦ  Перспектива, 2014.

3. Веракса Н.Е. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования», Мозаика-СИНТЕЗ, 2016

4. Веракса Н.Е «Проектная деятельность дошкольников»  М.Мозаика Синтез 2013

5. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду»,Мозаика-СИНТЕЗ, 2015

6. Коноваленко В.В. «Автоматизация звуков детей»,

7. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика», Корона –Век, 2008.

8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001

9. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы:" Краткосрочный проект на тему: Гендерное воспитание детей 1 младшей группы через игровую деятельность"

Сообщение из опыта работы:" Гендерное воспитание детей 1 младшей группы через игровую деятельность"...

Обобщение опыта по перспективному планированию по Формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙпо программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группаЛитература: И.А. Пом...

Программа по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы, через различные виды деятельности».

Программа по самообразованию . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы, через различные виды деятельности»....

Конспект образовательной деятельности по развитию речевого общения детей второй младшей группы с использованием мультимедийных средств (открытое занятие) Тема: «Рассказывание сказки «Теремок»

       Предлагаю вашему вниманию интерактивную игру по сказке «Теремок».Для развития познавательного интереса детей можно использовать различные приёмы и методы....

Проект «Развитие монологической и диалогической речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности»

Тип проекта: речевойПродолжительность: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта:дети второй младшей группы (3 - 4) лет, воспитатели, родители воспитанников....