Система экологического образования в детском саду
статья на тему

Людмила Ивановна Морозова

Главная цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_sistemy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ДЕТСКОМ САДУ.

В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя  покорителем природы. Авторы многочисленных публикаций  высказываются за необходимость усиления экологической пропаганды. Советский биолог, член-корреспондент Академии наук СССР  Алексей Яблоков уже  несколько лет назад обсуждал в статье  «Между нами землянами…»(«Комсомольская правда» от 7 января 1988 года) проблему экологических знаний: «Необходим новый уровень экологического сознания людей…». И начинать экологическое воспитание надо с детства, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

 С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании», Постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ»(30.03.1997 № 4/16) экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

     Главная цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

     Задачи

  • Формировать элементарные научные экологические знания
  • Развивать познавательный интерес к  миру природы
  • Формировать  познание  себя как часть природы
  • Воспитывать  гуманное, заботливое отношение  к миру природы
  • Формировать  умение предвидеть последствия  своих действий для природы
  • Формировать умения и навыки наблюдений  за природными объектами, явлениями
  • Формировать  умения  и навыки  безопасного  поведения в природе

Т.е. у ребенка должно сформироваться правильное отношение к природе, которая его окружает, к себе, к людям как части природы. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам.  Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Исходя из актуальности данной проблемы, в нашем дошкольном учреждении создана система работы  по экологическому образованию  дошкольников.

Воспитание и обучение ведется  по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

При формировании  экологических представлений детей мы широко используем следующие программы:

  1. Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С.Н. Николаева. – Мозаика –Синтез, Москва, 2010г.
  2. Программа экологического образования в детском саду «Живая экология» А.И.Иванова. – Творческий центр «Сфера», Москва, 2007г.                                                                                                     

Занятия по данным программам обеспечены методическим материалом:

  1. «Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф.Горбатенко.
  2. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Иванова.
  3. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Н.В.Коломина.
  4. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» Л.И.Егоренков.
  5. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» Т.В.Хабарова, Н.В.Шафигулина.
  6. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова.
  7. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, 6-7 лет» Т.М.Бондаренко.
  8. «Природа – наш дом» редактор Л.И.Глизерина. – редакция журнала «Марий Эл учитель»
  9. «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет по экологической тропе

Работа  в ДОУ проводится по трем направлениям:

  • Формирование представлений о природе;
  • Формирование отношения к природе;
  • Формирование умения осуществлять деятельность с природными объектами.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ведется с использованием разных форм и методов обучения:

  1. Непосредственно организованная образовательная деятельность
  •  Ознакомление с природой –

Формирование представления о природных явлениях, изменениях в природе, о взаимосвязях в природе, об отношении к природе, о роли человека в ней.

  • Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность –

Формирование у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности

  1. Режимные моменты:
  • Игровые упражнения
  • Обследования
  • Наблюдения
  • Развивающие игры
  • Экскурсии
  • Игра-экспериментирование
  • Исследовательская деятельность.
  • Труд в природе
  1. Совместная деятельность педагога с детьми
  • Мини-занятия
  • Экспериментирование
  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Рассказывание
  • Наблюдения
  • Экскурсии
  • Прогулки
  • Труд в природе
  • Чтение художественной и научной литературы
  1. Самостоятельная деятельность детей
  • Рассматривание
  • Наблюдения
  • Игры (настольные, развивающие, экспериментирование)
  • Конструирование
  1. Совместная деятельность с семьей
  • Опрос, анкеты
  • Информационные листы
  • Консультации
  • Досуг
  • Целевые прогулки

Система работы по формированию экологических представлений  включает взаимосвязь работы воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Систематически инструктор по физической культуре проводит сюжетные физкультурные занятия с элементами экологического воспитания. Совместно с музыкальным  руководителем проводятся экологические праздники и развлечения.

По формированию экологических представлений у детей для групп среднего, старшего и подготовительного к школе возраста составлены перспективные планы. В младших группах работа по экологическому воспитанию планируется и отражается в календарных планах.

Начиная работу по формированию экологических представлений у дошкольников мы старались организовать правильно природную зону. В МДОУ №22 г. Волжска имеется:

  • Озелененная деревьями (береза, ель, липа, тополь, клен, рябина) и кустарниками (сирень, черноплодная рябина, шиповник, боярышник)  территория   детского сада. Используется для расширения и уточнения представлений детей о деревьях и кустарниках, проведения сезонных наблюдений.
  • Групповые озелененные участки с прогулочными верандами и игровым оборудованием, на которых проводятся наблюдения, труд, игры.
  • Цветники. Используются при воспитании эстетического восприятия, осуществлении  ухода за растениями.
  • Уголок леса используется для наблюдения.

В то же время мы понимали, что для успешной работы важна разумная организация предметно-развивающей среды групповой комнаты. Как и во всех ДОУ у нас в каждой группе есть:

  • Уголки природы. Созданы с целью воспитания интереса к природе, желания ухода за растениями,   знакомства  со способами вегетативного размножения.
  • Уголки экспериментирования. Созданы с целью формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности.

В нашем дошкольном учреждении организуются  и проводятся массовые   мероприятия   экологической направленности:

Для педагогов

  • Консультация «Природа – главный наставник в экологическом воспитании детей с нарушением речи»
  • Консультация «Экспериментирование – один из методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»
  • Консультация «Уголки экспериментирования в группах»
  • Смотр конкурс уголков экспериментирования в группах.

Для воспитанников

  • НООД
  • Сюжетные физкультурные занятия.
  • Уборка территории детского сада;
  • Проведение праздников, развлечений:

«Праздник осени»;

«Путешествие в зимний лес»;

«Весна пришла – открывай ворота»;

«Здравствуй лето».

  • Поход в лес «Вместе весело шагать» (май 2012),
  • Постановка сказки «Заюшкина избушка» (на новый лад).

Для родителей

  • Консультация «Развитие у детей интереса к растительному миру»
  • Консультация «Прогулки в лес»

МДОУ №22 тесно сотрудничает с Волжским детским экологическим центром.

Воспитанники МДОУ №22 систематически посещают занятия, которые проводит опытный квалифицированный педагог.

Педагоги нашего учреждения активно делятся опытом и участвуют в мероприятиях городского, республиканского и федерального уровня (Всероссийский конкурс проектов и программ социально-экологической направленности в здравоохранении, образовании, науке и культуре в  Центре внедрения инноваций (г.Ярославль) в Номинации «Экология и образование» с исследовательским проектом «Поможем планете быть чище» Диплом III степени, КПК работников ДОУ, осуществляющих интегрированное обучение детей с ОВЗ. НОЦ «Социальная защита детей и молодежи» МГГУ им. М.А.Шолохова Центр слуха и речи « Верботон-М+» г. Москва)

Таким образом, благодаря целенаправленной и организованной работе по экологическому образованию дошкольников были получены результаты:

  • Сформировалось обобщенное представление о природе, ее сезонных явлениях, животном и растительном мире, о роли человека в природе.
  • Удалось  изменить мировоззрение детей и взрослых к окружающей природе.

В перспективе работы планируется :

  1. Продолжение работы по формированию экологических знаний и представлений у дошкольников.
  2. Продолжение эколого – оздоровительной работы в ДОУ.
  3. Обогащение и пополнение эколого – развивающей среды в ДОУ.
  4. Взаимосвязь и преемственность работы ДОУ и начальной школы.
  5. Пропагандирование экологической культуры среди родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

«Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду».

Экологическое воспитание в детском саду-это актуальная проблема во всех дошкольных учреждениях....

Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"

Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...

Игра в системе дополнительного образования в детском саду.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Т...

Дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного образования в детском саду

В условиях эпидемиологической ситуации изменилось многое: жить и работать в сложившейся ситуации приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменени...

Статья: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"

Статья предполагает описание работы системы дополнительного образования с использованием педагогических инноваций в дошкольной образовательной организации.Написана в соавторстве (Труфанова А.Д., Трифо...