Мастер-класс "Развитие творческого воображения дошкольников в процессе создания собственного LEGO-продукта"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Теоретическое обоснование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл творческое воображение29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения дошкольника в процессе создания собственного медиапродукта, легопродукта

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций

Цель. Поиск инновационных методов и приемов для развития творческого воображения дошкольников в процессе создания легопродукта на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачи.

1. Предоставить слушателям информацию об этапах и методах развития творческого воображения детей в разные возрастные периоды дошкольного детства.

2. Показать способы организации совместной творческой  деятельности детей при создании LEGOпродукта.

3. Способствовать воспитанию культуры совместной творческой деятельности.

Количество участников от 15 до 40 человек.

Длительность проведения 50 минут.

1 этап теоретический. Введение в проблему мастер-класса «О развитии воображения дошкольников», 7 мин. Ведущий Г.Одинцова.

2 этап. Практическая деятельность по созданию LEGO-продукта и его описанию – 38 мин.

3 этап. Рефлексия – 5 минут Ведущие: Т.Колчина, С.Ряпосова

Ход мастер-класса

1 этап, теоретический, введение в проблему мастер-класса

Современное общество нуждается в творческих людях, с развитыми воображением и фантазией, способных к креативной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни. Мы с вами хорошо знаем, что развитие творчества начинается в дошкольном детстве – периоде жизни человека, наиболее чувствительном к творческим проявлениям. Любое творчество основано на воображении.  

В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение проявляется во всех сторонах жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Воображение является одной из самых сложных, несмотря на кажущуюся изученность, категорий психологии, педагогики и философии. Сегодня существует более 40 определений этому понятию. Мы обратимся к классикам российской науки: Л.Венгеру, Л.Выготскому, О.Дьченко, которые на протяжении длительного периода времени изучали особенности, условия развития воображения дошкольников.

На первом этапе, который относится к возрасту 2,5 – 3 лет, происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста:

- отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и направленность на овладение новыми действиями и предметами,  обращение к предметам-заместителям

- выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира.

Второй этап в развитии воображения — возраст 4—5 лет, связан с усвоением социальных норм, правил и образцов деятельности. Возможно, именно поэтому в возрасте 4-5 лет происходит некоторое снижение уровня творческого воображения. Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования, которые носят воспроизводящий характер и нуждаются в руководстве взрослого. В процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг.

Возраст  6—7 лет является третьим этапом в развитии воображения дошкольника, когда он, усвоив основные образцы поведения и деятельностей, получает свободу в оперировании ими. Аффективное воображение, его интериоризованность, способствуют придумыванию несуществующих миров с воображаемыми друзьями и врагами.

Уровень развития познавательного воображения позволяет направленно искать приемы для передачи переработанных впечатлений. Возможность выбора проявляется в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, в поиске самой идеи, замысла. 

Появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения, план разворачивания идеи, и последовательно реализовывать его, иногда корректируя по ходу выполнения.

Этапы развития воображения как опосредствованной функции (Л.С. Выготский) представляют собой возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей (примерно 1/5 частью). Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.

К этапам творчества относится порождение идеи, предугадывание пути реализации замысла (создание плана ее реализации), созидание, реализация версий, идей, образов в материале искусства. Они начинают формироваться в дошкольном детстве, и становятся довольно четко выраженными к его окончанию.

Л.А. Венгер считает, что наглядное моделирование – это специфическая форма опосредствования мыслительной деятельности дошкольников, основанная на овладении действиями замещения, построения модели и ее использования для решения задачи.

У малышей формирование воображения направлено на "опредмечивание" образа на основе  овладения ими действиями замещения, сначала по одному заранее выделенному признаку, например, три медведя – три детали разной величины. Постепенное  усложнение и видоизменение приводит к тому, что дети могут придумывать к концу года истории про разные детали разных цветов (желтый, красный, синий, зеленый, белый, коричневый, черный), строят разнообразные постройки разной формы, величины.

Дети пятого года жизни могут усложнять игровые ситуации, придумывать более сложные истории, с большим количеством персонажей, размещая их в пространстве с учетом последующих событий.  У них постепенно происходит переход от изобразительного принципа замещения (по внешним признакам персонажа) к смысловому (по его смысловым характеристикам). Например, в качестве заместителя Бабы Яги – черную деталь конструктора, "потому что она злая и вредная".  

У детей шестого года жизни развивается умение пользоваться предметной моделью при пересказе сказки и готовой предметной моделью при создании собственных произведений. Здесь осуществлялся переход от двигательного моделирования к действиям с моделью, воспроизводящей полностью смысловую структуру сказки.

Для развития воображения детям полезно предлагать разнообразные задания на достраивание с последующим придумыванием истории, с постепенным усложнением заданий, ориентацией на  собственные представления каждого. Дети опираются на личные представления о том или ином явлении, предмете, событии. Дети могут придумывать истории по нескольким заместителям. Самое сложное задание для детей – придумывание истории по готовой модели.

Всякое создание воображаемых объектов всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.  На нашем мастер-классе мы постараемся показать, как организовать деятельность  детей старшего дошкольного возраста для развития воображения при создании ЛЕГО продукта.

Наборы:

Первые механизмы

Первые конструкции

Лего с трубками

Моя первая история. Базовый набор

2 этап. Практическая деятельность по созданию LEGO-продукта

2.1. Мотивация создания постройки

Ведущий: для мотивации детей к деятельности педагог создает проблемную ситуацию, используя методику «Три вопроса», например, так: «Скажите, дети,  вы любите летом отдыхать вместе с родителями? А как вы отдыхаете вместе с ними?» (Задача педагога – услышать высказывания детей об отдыхе с родителями в парке).

- А что вам нравится в парке? (качели, карусели, горки, аттракционы, колесо обозрения и др.)

- А как вы думаете, что еще можно построить, чтобы в парке стало еще интересней?

Называют разные варианты, задача педагога на этом этапе – давать обратную связь, осуществляя, таким образом, поддержку инициативы детей.

А мы можем построить с вами настоящий парк отдыха? Педагог внимательно слушает ответы детей, поддерживает их, дает обратную связь, чтобы каждый ребенок понял, что его ответ услышан и значим для взрослого. Возможно, в ответах детей прозвучат слова: модель парка, макет парка, педагогу необходимо акцентировать внимание всех детей на словосочетании «модель парка» и поддержать инициативу: да, у нас есть наборы ЛЕГО, с помощью которых мы можем создать действующую (выделить слово) модель парка. Действующую модель парка мы можем с вами создать благодаря конструктору «Первые механизмы», и наши карусели будут крутиться, качели – качаться, а с горок можно будет съезжать и можно воплотить любой замысел.

Что вы хотите построить?

Вопросы аудитории, рефлексия: Сейчас я обращаюсь к вам как к коллегам. Как можно мотивировать детей к деятельности? Какие вопросы детям задаете вы, чтобы получить полные и разнообразные ответы по интересующей теме? С какими трудностями встречается педагог при мотивации детей к развернутым ответам? Как вы их решаете?

Будет ли показ иллюстраций способствовать развитию творческого воображения?

2.2. Деление на группы по интересам

У нас есть несколько наборов ЛЕГО-конструктора, а для работы надо разделиться на пары или тройки так, как чтобы ваша маленькая группа сумела создать свою постройку для нашего парка отдыха. Напоминаю, что идея у нас с вами была построить такой парк, которого еще никто не строил. Конструкция будет более интересной и необычной, если вы будете работать в паре, или втроем, учитывая мнение друг друга.

При делении на пары, тройки учитываются индивидуальные предпочтения ребенка, что соответствует стандарту.

Вопросы аудитории, рефлексия: Какие приемы вы используете при делении детей на пары, подгруппы для совместной деятельности?

2.3. Совместная деятельность по созданию LEGO-продукта  

Участники работают в группах, а ведущий в это время дает комментарий:  «Во время деятельности педагогу надо подойти к каждой паре детей, спрашивая удается ли им воплотить свой замысел. При необходимости можно спросить у каждого ребенка, получается ли у него сделать задуманное. Особое внимание педагог обращает на те пары, где идет слабое взаимодействие, где работу, в основном, выполняет один участник, или он доминирует. Вопросы могут быть такого плана: Маша, ты хотела построить летающий корабль с крыльями, как у самолета. У тебя получается постройка? Что надо сделать, чтобы получилось? Тебе удалось договориться с Катей о том, что каждая из вас строит?»

Через 20-25 минут ведущий спрашивает у участников, готовы ли они завершить свои постройки и просит показать, что у кого получилось.

Вопросы аудитории, рефлексия 3 этапа: «Скажите, пожалуйста, вам удалось воплотить свой замысел? Как вы проводите обсуждение этого этапа с детьми?»  

2.4. Объединение частей LEGO-продукта в общую конструкцию

Ведущий. Мы сделали несколько построек. А можно это назвать парком? Что надо сделать, чтобы у нас получился парк?

Предлагает по очереди ставить свою постройку на определенное место, коротко рассказывая о ней и объясняя, почему именно такая постройка и почему он ставит ее на это место. Всем нравится, как расставили элементы парка? Вам нравится наш парк?

Как его можно сохранить?

Можно использовать детскую фото-видео камеру.

Вопросы аудитории, рефлексия. Все участники расставляют свои постройки, рассматривают получившийся парк, придумывают ему название, фотографируют его. Как можно еще организовать детей для создания коллективной работы и составления истории о постройке?

Какие приемы используете, чтобы поддержать детскую инициативу?

3 этап. Рефлексия мастер-класса

Вопросы участникам мастер-класса:

- Что нового узнали?

- Что было интересным?

- Что было трудным?

- Что было полезным?

-Что еще хотите создать?

- Что надо сделать, чтобы следующий мастер-класс был еще интереснее и полезнее?

Участникам предлагается заполнить небольшие анкеты по итогам работы на мастер-классе.

По итогам мастер-класса можно провести награждение участников:

  • «Самая креативная постройка»,
  • «Самая дружная команда»,
  • «Самое большое количество предложенных приемов по развитию воображения у детей»
  • «Самое большое количество инновационных идей при делении детей на пары и группы»
  • «Самое креативное название постройки»

По итогам мастер-класса возможен выпуск сборника идей и предложений, вплоть до разработанных конспектов занятий и сценариев мероприятий для дошкольных образовательных учреждений на основе развивающих игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...

Развитие творческого воображения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественное творчество»

Возникающее в дошкольном возрасте творческое  воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребёнка в целом....

Методическая разработка: «Развитие творческого воображения детей в процессе рисования».

Воображение — основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Именно в дошкольном возрасте требуется целенаправленное развитие механизмов ...

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования»

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при эт...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...