Дидактические игры направленные на развитие словаря детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Бурякова Любовь Александровна

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Чем богаче и правильнее у ребенка  речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Гораздо успешнее это осуществлять используя игры. Так как в дошкольном игровая деятельность является ведущей.                                                                                             

    Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребенка.

  Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры направленные на развитие словаря детей дошкольного возраста.

Задачи:

   - расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего непосредственного окружения;

   - формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

  - создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

  - воспитывать игровое и речевое взаимодействие в игре;

Девизом в работе над данной темой  для меня стали слова:

« Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны,

- это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»

       В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Чем богаче и правильнее у ребенка  речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Гораздо успешнее это осуществлять используя игры. Так как в дошкольном игровая деятельность является ведущей.                                                                                              

    Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребенка.

  Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

  Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные  навыки.

 В дошкольной педагогике все дидактические игры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

     В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной.

    Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по размеру, свойствам, так как малыши пока не могут находить едва заметные различия.

    В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

   Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании:

  • подбор картинок по парам;
  •  подбор картинок по общему признаку;
  • запоминание состава, количества и расположения картинок;
  • составление разрезных картинок и кубиков;
  • описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

    Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными компонентами игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, возникающие из-за неудачного результата. Важно при определении правил игры ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, возникающие из-за неудачного результата. Важно при определении правил игры ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

В своей работе с детьми мною используются различные дидактические игры:

В первой младшей группе (2-3 года)– обогащения и активизация словаря детей за счёт слов- названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предметов цвет, форма, характер поверхности).

  Игры детей 2-3 года:

« Чудесный мешочек», « Кто в домике живёт?», « Чей малыш?», « Чья мама?», « Кто приехал на машине?», « Собери фрукты» и др.

      Во второй младшей группе ( 3-4 года) – идет активное обогащение и активизация словаря детей за счёт слов- названий предметов и объектов близкого окружения, их названий, частей и свойств, действий с ними; овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.

    Игры детей 3-4 года:

 « Как кого зовут?», « Ручка-ножка» , «Угадай», « Большой- маленький», « Назови такой же», « Что бывает такого цвета?»,  « Детки с ветки» и др.

    Средняя группа ( 4-5 лет)- обогащение и активизация словаря за счёт слов- названий предметов и материалов,  из которых они изготовлены; названий живых существ, некоторых трудовых процессов ( кормление животных, сервировка стола, и др.) слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества; слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.

     Игры детей от 4-5 лет:

« Жадина», « У кого- кто?», « Кто –больше?», « Живое- неживое», « Тепло-холодно», «Найди ошибку», « Один-много» и др.

   Старшая группа ( 5-6 лет)- обогащение и активизация словаря за счёт слов- названий профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники; личностные характеристики человека, оттенки цвета; объединения предметов в группы по существенным признакам. Освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения , эпитеты.

   Игры детей 4-5 лет:

  « Животные и их детеныши», « Кто как разговаривает», « Из чего сделано?», « Один-много», « Близко-далеки» и др.

  Подготовительная группа ( 6-7 лет)- подбирать точные слова для выражения мысли ; выполнять операцию классификации-деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: - посуда- кухонная, столовая, чайная; одежда,  обувь- зимняя, летняя; транспорт- пассажирский и грузовой; водный-подземный и тд.

   Игры детей 6-7 лет:

  « Сложные слова», « Составь слово», « Четвертый лишний», « Верно ли это?»,

« Лишнее слово» « Назови ласково» и др.

      Таким образом, можно сказать, что велика роль и значение дидактических игр для развития словаря детей. Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников.

                                                                  http://files.kabobo.ru/tw_files2/urls_1537/3/d-2448/7z-docs/2_html_m11354a71.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №12 «Катюша»

(МБДОУ «Детский сад №12 « Катюша»)

Опыт работы

«Дидактические игры направленные на развитие словаря детей дошкольного возраста».

   

                                                                                                                              Воспитатель:

                                                                                                                             Бурякова Л.А.

г. Нижний Новгород


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

laquo;Игра есть свободная деятельность дитяти…В ней формируются все стороны душичеловеческой, его ум, его сердце, его воля»...

Курсовая работа " Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра рассматривается в дошкольной педагогике и психологии как одно из ведущих средств развития детей дошкольного возраста. ...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию словаря детей дошкольного возраста через дидактическую игру 2.1 Исследования состояния практики и диагностика развития словаря детей дошкольно...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...

Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста

СодержаниеВведение1 Теоретические аспекты словарной работы с детьми дошкольного возраста1.1 Значение дидактических игр как средство развития словаря детей дошкольного возраста1.2 Характеристика дидакт...