Исследовательская работа
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Куликова Елена Михайловна

"Выращивание кристаллов соли в домашних условиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol.docx916.63 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ № 17

НМР РТ

_________    Л.И. Жаркова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 17» г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района РТ

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей

старшего дошкольного возраста «Я познаю мир»

Секция «Мир вокруг меня»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

Тема: «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях»

                                                    Руководитель проекта:

                                                              Куликова Елена Михайловна

                                                                               воспитатель первой    

                                                                               квалификационной  категории

                                                                 Воспитанник: Скрипник Арина

                                                старшая группа № 10

г. Нижнекамск, РТ

2017 г.

Оглавление.

Введение.                                                                                                            3                                                                                                                                                                                                                      

Глава 1. Обзор литературы.                                                                                      5

Глава 2. Описание исследовательской работы.                                                      6

         Глава 3. Практическая часть.                                                                                   7

3.1 Экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качества соли».  7

3.2 Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли».                                 8

Заключение.                                                                                                       10

Используемая литература.                                                                               11

Приложения.                                                                                                     12

Введение.

   В давние времена считалось, что кристаллы представляют собой редкость. Действительно, нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое. Кристаллы можно легко увидеть и без микроскопа.  Они разной величины и формы. Красивые и загадочные.

    Нам захотелось как можно больше узнать об этом чуде природы. Что это такое, как они появляются, какие бывают, чем они отличаются, как долго растут.

 Так и родилась тема исследования: «Как вырастить кристаллы в домашних условиях?»

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат. Например, соль.  Мы узнали, что кристаллы можно вырастить самим. Это и стало целью нашего исследования. В своей работе мы использовали всем известную пищевую соль.    
          Предмет исследования: Кристаллы соли.

Цель исследования: выращивание кристаллов поваренной соли в  домашних условиях.

Гипотеза исследования

Мы предположили, что кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменять условия и растворять соль в воде, то можно получать кристаллы в домашних условиях.

Новизна исследования заключается в представлении выработанных рекомендаций по выращиванию кристаллов в домашних условиях, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также познания мира дошкольниками.

Задачи исследования:        

  • изучить сведения о кристаллах;
  • провести экспериментальную деятельность с кристаллами поваренной соли;
  • подобрать дома доступное оборудование  и сырье для производства кристаллов;
  • вырастить кристаллы поваренной соли;
  • изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета;
  • проанализировать полученные результаты;
  • разработать рекомендации по выращиванию кристаллов соли в домашних условиях.

Глава 1. Обзор литературы.

Большой интерес вызвала книга А.И. Савенкова «Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания». Это пособие посвящено обучению ребенка процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска, знакомит с педагогической технологией проведения учебных исследований с дошкольниками. Книга содержит методические рекомендации по обучению старших дошкольников навыкам исследовательского поиска.

В книге из цикла «Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста» М.Ю. Бурыкина представлены методические рекомендации для воспитателей ДОУ, составленных на основе достижений науки и включают результаты исследований в области ознакомления с объектами и явлениями неживой природы.

В книге «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» представлены занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет под редакцией О.В. Дыбина. В содержание включены игры, алгоритмы, схемы, направленные на развитие исследовательской деятельности дошкольников.

В энциклопедиях представлены опыты и эксперименты по выращиванию кристаллов в домашних условиях из различных веществ (соль, сахар, сода, медный купорос и другие).


Глава 2. Описание исследовательской работы.

Соль… Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики. Поваренная соль  — пищевой продукт. В измельчённом виде представляет собой бесцветные кристаллы.

Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней очень мало. Появилось желание научиться выращивать кристаллы соли. Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания, которых нам не хватало. Много важного и интересного мы нашли в книгах.

В интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных веществ. Мы решили проверить все самостоятельно, и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, которую можно найти на любой кухне.

Объект исследования: кристаллы соли.

Предмет исследования: процесс кристаллизации.

Методы исследования:  изучение литературы, наблюдение, практический, исследовательский.

Предполагаемые результаты:

  • расширить и систематизировать знания детей о соли, ее свойствах;
  • развить познавательные умения через опытно – экспериментальную

деятельность;

  • ребенок должен уметь анализировать и делать выводы, фиксировать

полученный результат.

Продукт исследовательской работы: выращенные кристаллы из поваренной соли.

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано в ООД, в совместной работе взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей.

Глава 3. Практическая часть.

3.1 Экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качества соли»

С чего начались наши исследования? Сначала через экспериментальную деятельность мы изучили свойства и качества соли.

Для проведения опытов понадобилось следующее:

  • лист картона черного цвета;
  • лупа или увеличительное стекло;
  • пластиковые стаканы – 2 штуки;
  • пачка поваренной соли;
  • горячая вода;
  • холодная вода.

Опыт «Свойства соли»

Взяли небольшое количество поваренной соли. Рассмотрели цвет, понюхали, попробовали на вкус.

Вывод: соль – без запаха, белого цвета, соленая на вкус.  (См. Приложение 1).

Опыт «Соль – сыпучая. Соль – это кристаллы»

Взяли небольшое количество соли насыпали на лист черного картона и рассмотрели при помощи лупы.

Вывод: соль – сыпучая, состоит из кристаллов.  (См. Приложение 1).

Опыт «Соль растворяется в воде. Соль в воде разной температуры»

Мы взяли две емкости с холодной и горячей водой. И положили в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой».

Вода в емкостях помутнела. Но вот в емкости с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в емкости с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

Вывод: соль растворяется в воде, в горячей воде соль растворяется быстрее. (См. Приложение 1).

Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде.

3.2 Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли».

Процесс выращивания кристаллов из поваренной соли в домашних условиях разделим на основные этапы:

Этап 1: подготовим нужное оборудование и необходимые реактивы, чтобы собрать прибор для выращивания кристаллов:

1) соль поваренная

2) вода

3) прозрачные стеклянные стаканы

4) толстая нить

5) чайная ложка

6) использованный CD диск.

Этап 2: Кипятим воду несколько раз для фильтрования воды. Наливаем кипячёную воду, заливая половину ёмкости, в которой в дальнейшем будет расти кристалл. Растворили соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде. Растворяем соль до тех пор, пока будем уверены, что соль уже больше не растворяется (раствор насыщен!)

Этап 3: Насыщенный раствор перелили в другую емкость, где производили выращивание кристаллов. Раствор процедили через фильтр. Поставили раствор охлаждаться. (Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы).

Этап 4: Привязали на нитку затравку, а  другой конец привязали )  к использованному CD диску (чтобы в последующем достать кристаллы). Кристаллик опустили в насыщенный раствор.

Этап 5: Накрыли сверху ёмкость с кристалликом салфеткой от попадания пыли и мусора. Оставили раствор. И стали наблюдать…

Этап 6. Через три дня мы заметили, что в емкостях воды стало меньше (испарилась), а на стенках где не было воды, образовались отложения соли.

Нам было интересно появились ли кристаллы на ниточке. Мы решили достать нашу ниточку из раствора и к нашему удивлению на ней образовались кристаллы соли, но они были очень маленькими, взяли линейку и измерили, насколько они выросли за три дня - около 7 миллиметров. Свои наблюдения мы заносили в дневник наблюдений. Мы заметили, что кристаллы постоянно находятся в растворе и постепенно увеличиваются (растут). Мы их оставили до полного испарения раствора.

Этап 7: Через 10 дней наши кристаллы выросли. Мы получили кристаллы поваренной соли. (См. Приложение 2).

В результате проведенной исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

  • кристаллы - это твердое состояние вещества, они имеют разную

форму и цвет;

  • кристаллы окружают нас повсюду;
  • поваренная соль состоит из кристаллов;
  • расширили свои знания о соли и её свойствах;
  • на форму кристаллов оказывает влияние температура;
  • при благоприятных условиях поваренная соль принимает форму

кристаллов;

При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.

  • Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли с «затравкой».
  • В домашних условиях можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с «затравкой».

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтвердилась: нам удалось вырастить кристаллы поваренной соли в домашних условиях.

Заключение.

В нашей работе мы попытались вырастить кристаллы в домашних условиях и открыть для себя этот удивительный мир кристаллов.
Мы рассмотрели вопрос о том, какие бывают кристаллы, как растут кристаллы в природе и как можно получить кристалл искусственным путем.

В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились своей цели. Опытным путем исследовали свойства соли. Во время исследования стимулировалась познавательная активность, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. И главное научились самостоятельно выращивать кристаллы соли в домашних условиях.

По всей проделанной нами работе была подготовлена презентация: «Как мы вырастили кристаллы из поваренной соли?», а так же были выработаны рекомендации по выращиванию кристаллов из соли.

Наша тема оказалась очень интересной, и если её изучать глубже, то она будет интересна каждому. Кристаллы загадочные и очень красивые. В нашей работе мы рассказали лишь малую часть того, что известно о кристаллах и их применении в настоящее время.

Используемая литература.

  1. Белов, Н.В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов.- Минск: Харвест, 2009. – 159 с.
  2.  Журнал «Галилео. Наука опытным путём», №7, 2011.
  3. Интерактивная энциклопедия «Всё обо всём». - М.: Махаон, 2007. – 375с.
  4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ , , ; под . ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 98 с.
  5. Эллиот, Д. Детская энциклопедия. – М.: Росмен-Пресс, 2006. – 340 с.
  6. Интернет- ресурсы:

http://www.geologiazemli.ru/articles

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.kristallov.net/mineraly.html 

http://mirkristallov.com

Приложение 1

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171123-WA0106.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171123-WA0113.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171123-WA0108.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171114-WA0068.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171114-WA0048.jpg

Приложение 2

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171114-WA0071.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171114-WA0059.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171114-WA0074.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171122-WA0002.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171122-WA0005.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20171122-WA0008.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

Конкурс исследовательских работ «Я – исследователь!». Исследовательская работа «Яйцо в солёной воде»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18574053","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]]Исследовательская работа   «Яйцо в солёной вод...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов: « Я- исследователь». Исследовательская работа. Секция: «Гуманитарная» Тема: «Быть спортивным –это здорово!»

Спортивные люди - они так красивы.В них столько энергии, бодрости, силы.Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?Лишь спорт тебе в этом отлично поможет.Здоровье усилит, успеха прибавит.От скуки, безде...