Современные образовательные технологии дошкольного воспитания.
статья на тему

Решетова Наталья Юрьевна

Современные образовательные технологии дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr._obraz._tehnologii_doshk._vospitaniya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии дошкольного воспитания.

Сегодня Федеральный Государственный  Образовательный стандарт совершенствует систему образования, воспитания и развития ребенка, повышает роль и значение методической работы в детском саду. Поэтому в дошкольном образовании идет сложный процесс внедрения новых форм, методов, структуры методической работы. Это обусловлено поиском нового стиля, новых форм общения с людьми в личностно – ориентированном образовании.

В наши дни педагоги ДОУ интенсивно вводят в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  воспитателей –выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка в меняющихся условиях жизни общества.

Педагогические технологии современности в дошкольном образовании направлены на осуществление государственных стандартов дошкольного образования.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса [2, с. 16].

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии и др.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Цель технологий проектной деятельности состоит в развитии и обогащении социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные,творческие, игровые,приключенческие,практико – ориентированные.
  1. По характеру содержания:  включают ребенка и его семью; ребенка и природу;ребенка и рукотворный мир;ребенка, общество и его культурные ценности.
  2. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  3. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы; в контакте с другой возрастной группой; внутри ДОУ; в контакте с семьей; учреждениями культуры; общественными организациями (открытый проект).
  4. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
  5. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности,  долгосрочный [3, с. 38].

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности: 

  1. Наблюдения;
  2. Опыты;
  3. Эвристические беседы;
  4. Постановка и решение вопросов проблемного характера;
  5. Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  6. Использование художественного слова;
  7. Подражание голосам и звукам природы;
  8. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;
  9.  «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  10.  Трудовые поручения и действия
  11.  Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.

Следует отметить применение ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). При организации работы над творческим проектом воспитаннику предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты [3, с. 16].

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом [5, с. 25].

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении и в семье, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ [3, с. 15].

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Сегодняшняя ситуация в дошкольных организациях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью перешли к реализации личностно-ориентированных технологий, так как дети  не всегда  получают возможность самореализации в игре, режим перегружен разными занятиями, на свободную деятельность у ребенка остается мало времени [4, с. 21].

Современный мир, в котором развивается ребенок, очень отличается от мира,   в котором выросли и воспитывались его родители. Это выдвигает совершенно новые требования к дошкольному воспитанию как первой ступени образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Общественная информатизация ставит перед педагогами ДОУ следующие  задачи:

  • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,наставником в выборе  компьютерных программ,  
  • идти в ногу со временем;
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без пересмотра и актуализации всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

ИКТ в работе сегодняшних педагогов:

1. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

2. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

3. Оформление групповой документации, отчетов (компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения).

4. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, круглых столов и т.д.[1, с. 76].

Педагогические технологии  современности гарантируют достижения дошкольника и дальнейшее успешное обучение в школе.На воспитателей детского сада возлагается очень сложная задача: передать маленьким детям необходимые навыки, без которых обойтись в дальнейшем будет невозможно, развить  способности, которые пригодятся в жизни на всех  этапах развития. Для решения этих задач современные воспитатели применяют различные методы, позволяющие достичь желаемого результата с учетом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей каждого ребенка.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Литературы:

  1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – 2010.-176с.
  2. Сажина С.Д. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.
  3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
  4. Скоролупова О.А Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-88с.
  5. Чупаха И. В. , Пужаева Е.В., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно -  воспитательном процессе.- М.: Илекса, 2003. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста за счет внедрения современных образовательных технологий"

В работе представленны следующие занятия: артикуляционная гимнастика, игры на дыхание, дидактические игры, организованная познавательная деятельность....

"Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"

На современном этапе развития дошкольного образования  происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования ...

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий сенсорное воспитание детей с элементами конструирования с детьми второй младшей группы «Прогулка с Тимой»

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием  современных образовательных технологий  сенсорное воспитание детей с элементами конструирования с детьми второй младшей группы...

"Современные образовательные технологии дошкольного образования"

Многие педагоги считают, что в любой реализуемой технологии уже заложена здоровьесберегающая технология. Это не так. Порой, на первый план, выдвигая такие категории, как воспитание, обучение, лич...

Современные образовательные технологи дошкольного образования.

Обзор новейших педагогических технологий, современных программ дошкольного образования....

Семинар "Использование современных образовательных технологий в процессе воспитания, личностного развития детей и социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе базовых национальных ценностей"

Реализация рабочей программы воспитания в ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов  по вопросам духовно - нравственного воспитания....

В МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мультипликация. В  МИРЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯАвтор-составитель: Нугуманова  Алия  МунировнаМузыкальный  руководител...