Эссе «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского».
материал на тему

Эссе «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского».

«Бабушка,  ты за мной рано пришла. Я опять поиграть не успела», - едва не заплакав произнесла моя воспитанница. Бабушка была несколько растеряна, так как надеялась, внучка обрадуется, что её заберут из садика одну из первых.  «Ну, ничего страшного, дома поиграешь», - ответила бабушка.

Или вот ещё одна ситуация. Как известно, многие дети подготовительной группы вечером из детского сада идут в различные развивающие центры. За Катей приходит мама и начинает её торопить: «Оставь ты свои игрушки, ну быстрее, мы на занятия опаздываем, а тебе бы всё играть».

Безусловно, большинство родителей не профессиональные педагоги. И потому одна из главных задач воспитателя детского сада донести до взрослых понимание значимости игры для ребенка дошкольного возраста. Я попросила родителей своих воспитанников рассказать, помнят ли они какие-то события из своего дошкольного детства. Большинство взрослых вспоминают именно игры. И, пожалуй, это даже неудивительно.  Л.С. Выготский писал: «…игра является ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Именно игра в этом возрасте оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка.

А как открывается мир игры для нас взрослых, когда мы начинаем играть с детьми. Только что я была Наталья Владимировна, а стала Наташей и обращаются ко мне теперь на «ты» и даже  ругают, что плохо к уроку подготовилась. Дети создают мнимую ситуацию и воспринимают её как реальность. Л.С. Выготский указывал, что «это становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля». Играя, ребенок неосознанно моделирует свою будущую жизнь, своё место и роль в социальных отношениях. Наблюдая за своими «одноклассниками», отмечаю для себя их поведение: сидят молча, не балуются, руку поднимают в течение достаточно долгого для них времени. Это правила, которым в жизни ребенку подчиняться еще сложно, но это  становится возможным в игре. «В игре, - писал Лев Семенович,- «ребенок как бы на голову  выше самого себя».

Мы взрослые, педагоги, родители должны, даже просто обязаны понимать бесценное значение игры для ребенка. Нет, я вовсе не отвергаю другие виды деятельности. Напротив, от многих из них зависит и насыщенность  сюжета, и содержание  детской игры, и знакомство с социальной значимостью той или иной роли взрослых. Важно, чтоб организация образовательной деятельности ребенка в детском саду была построена так, чтоб свободной игровой деятельности детей отводилось в течение дня достаточное количество времени. Время детской игры ценно и для педагога. Педагогические наблюдения за детской игрой, позволят воспитателю оценить динамику развития детской игры, провести мониторинг индивидуального личностного развития воспитанников, оценить влияние окружающей обстановки на содержание ролевых игр, своевременно заметить и постараться скорректировать возникающие проблемы во взаимоотношениях детского коллектива.

Ребёнок, конечно, может поиграть один и дома, если не успел в детском саду, но эта игра уже будет беднее, она будет лишена возможности игрового общения ребенка со сверстниками. И уж совсем недопустимо, прибегать к разнообразным методикам «раннего развития» в ущерб игре.

Слова Л.С. Выготского: «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития ребёнка», на мой взгляд, являются золотым правилом для организации всего образовательного процесса дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое эссе «Моя профессия педагог-психолог»

Основой моей профессионально-педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может провести воспитанника в мир прекрасного, тольк...

Эссе "Моя профессия-педагог-психолог"

«Если я чем-то на тебя не похож,...

Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выготского в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии

Лев Семенович на заре своей научной деятельности гигантской силой теоретического проникновения в самую сущность детской дефективности совершил здесь подлинный переворот… Положения, выдвинутые Л.С. Выг...

эссе "Понимание игры в психологии Л.С. Выготского

Л.С. Выготский, рассуждая о детской игре, говорил следующее: «Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? Мне кажется, что с точки зрения развития иг...

Эссе "Моя профессия - педагог-психолог"

Эссе "Моя профессия -  педагог-психолог" Тоболиной Т.В. раскрыты мотивы выбора профессии, отражены собственные педагогические принципы и подходы к воспитанию дошкольников....

Эссе "Моя профессия - педагог-психолог"

Коротко о том, что привело меня в эту профессию......

Эссе "Этический кодекс педагога- психолога"

Знать кодегс -это наука,уметь применять его-это исскуство....