Образовательная робототехника как актуальное направление в развитии дошкольного образования
статья на тему

Власенко Наталья Павловна

Инновационные процессы в системе образования требуют новую организацию системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная робототехника как актуальное направление развития дошкольного образования.

Инновационные процессы в системе образования требуют новую организацию системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации обучения, а также развитие познавательной деятельности вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти не простые задачи требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на развитие конструктивного мышления и мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов в доступной игровой форме, от простого к сложному. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур. Затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

Что такое современный образовательный конструктор. Сегодня образовательный рынок предлагает огромное количество интересных конструкторов. Но все ли они могут называться образовательными? Каким критериям должен отвечать конструктор, чтобы считаться образовательным?

Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т.е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен ограничивать воображение.

Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.

В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования.

В-четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей и объектов реальности из деталей конструктора. В результате чего, дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.

Отвечающий этим критериям конструктор, способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой, применение новой формы игры способствует всестороннему развитию ребенка в соответствии с ФГОС.

Конструирование и робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятие данным видом деятельности отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду возможность привлечь детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

Конструирование и робототехника привлекательны еще и тем, что одно оборудование может использоваться во всех возрастных группах детского сада, меняются только цели и задачи в соответствии с возрастом.

Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование, которое можно использовать по 5-ти областям ФГОС: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Конструирование во ФГОС – компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать.

В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. А ведь оно вскоре будет очень востребовано и престижно в будущем. Уже сейчас в России имеется огромный спрос на специалистов, обладающих знаниями в этой области. За этой технологией - большое будущее. Она очень актуальна для Томской области. В нашей промышленной области не хватает высококвалифицированных инженерных кадров, конструкторов, технологов, а именно робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.

С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Полученные знания дети широко используют, создавая проекты. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.

Игры исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять механический, математический словарь ребенка.

Робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, которая способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал воспитанника.

Уникальность  данного направления инновационной деятельности учреждения заключается в   адаптации  компьютерной среды  LEGO  WeDO для  детей  дошкольного возраста.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Обучающей базой является наборы конструкторов Лего «Простые механизмы». Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Ребята работают в подгруппах по два человека или индивидуально. Процесс работы по одной теме поделили на три части: конструирование, программирование, обыгрывание модели с рефлексией.

Занимаясь конструированием, наши воспитанники изучают принципы работы простых механизмов, схемы сборки «умных игрушек», учатся работать руками. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки. Так как ребенок действует двумя руками, то и работают у него оба полушария сразу, что сказывается на его всестороннем развитии. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, знакомится со временем.

При этом мы поощряем детей проговаривать размер, величину, количество, цвет, названия деталей, датчиков, называть способы их соединения. Дети описывают свои модели и их назначение, по ходу конструирования отвечают на вопросы сверстников и педагога. После сборки обсуждаем назначение той или иной конструкции и как она может помочь человеку в решении тех или иных задач. Не это ли развитие речи и умения выступать на публике свободно, непринужденно. А с точки зрения психологии, когда дети начинают действовать со схемами, конструировать по схеме, они продумывают каждый шаг, учатся планировать свою деятельность, ставить цели, задачи, добиваться в итоге результатов.

В конце совместной деятельности дети получают раскраски по данной теме с просьбой дома составить рассказ о раскрашенном предмете, например: «Придумай название самолету и в какое путешествие он отправился» или выучить наизусть стихотворение, скороговорку. Дети на следующем занятии с удовольствием рассказывают и демонстрируют свои рисунки. А это, в свою очередь, способствует обогащению словаря по лексической теме, развитию фразовой и связной речи.

После того как «умная игрушка» собрана, ребята переходят на более высокий уровень - программирование. Игровая составляющая начинает уступать место серьезному продуманному изучению среды ЛЕГО: рабочее поле, палитра, блоки. Создать программу по образцу, подключить игрушку, провести рефлексию предполагает вдумчивость и терпение.

Работая с детьми-логопатами, мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Робототехника позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь даже трудные задачи решаются легче, если ребенок увлечен занимательным делом.

Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе. Поэтому в конце каждого занятия дети  эмоционально и с восторгом рассказывают о собранной и запрограммированной игрушке своим родителям.

Небольшой опыт работы показал, что робототехника дает широкие возможности для развития ребенка-логопата. Уже был виден результат. Занятия по робототехнике оказывают на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, побуждают к высказыванию, помогают воспроизводить полученные знания и представления в своем воображении, способствуют развитию воображения (можно изменить игрушку, добавляя детали). В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируются умения работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей. Дети стремятся соблюдать технику безопасности при лего - конструировании и при программировании, следят за порядком на своем рабочем месте, чтобы все детали лежали в контейнере.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию, играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки к учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.

Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности, к самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Приоритетные направления развития дошкольного образования: актуальные тенденции, цели, проекты»

Цель ДОУ: обеспечение оптимальных организационно – педагогических условий для воспитания, обучения, развития, социализация ребенка. Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрас...

«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.Что такое STEАM?Если ра...

«Образовательная робототехника, как актуальное направление развития дошкольного образования»

Тема: «Образовательная робототехника, как актуальное направлениеразвития дошкольного образования»...