"Взаимодействия ДОУ с семьей на основе "Детского календаря", как ресурса социокультурного развития ребенка- дошкольника в соответствии с ФГОС ДО"
статья на тему

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_kalendar.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос социального партнёрства ДОО с родителями актуален во все времена и отвечает новым социальным запросам, отражающим Федеральную целевую программу развития образования на 2016 – 2020 годы, а также положениям, изложенным в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (п. 2) и от 1 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», а именно:

- повышение качества дошкольного образования за счёт организации взаимодействия с учреждениями социальной сферы по вопросам развития детей дошкольного возраста;

- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста в семье.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков развития личности ребенка. Их взаимодействие – одна из приоритетных задач деятельности каждого ДОО.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи. Это работы К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Для этого педагогическому коллективу во главе с руководителем необходимо выстроить диалог ДОО и семьи, основанного на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, что в итоге приведет к  созданию единого образовательного пространства развития каждого ребенка.

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

По мнению отечественных и зарубежных учёных, первые семь лет жизни ребенка принципиально отличаются от последующих возрастов количеством и значимостью возникающих психических новообразований. Именно в эти годы формируется личность и сознание, развиваются мышление и речь, различные виды деятельности. Каждое из этих новообразований имеет сложную структуру, а их основные составляющие возникают у детей в определенной последовательности и взаимосвязи.

Возможности реализации потенциала развития детей зависят от многих условий и обстоятельств жизни каждого конкретного ребёнка. В стихийно складывающихся условиях потенциал развития ребёнка часто реализуется или частично, или не реализуется вообще. Если педагогическое воздействие осуществляется не стихийно, а в нужный период и в строгом соответствии с законами развития психики ребёнка, то имеющийся потенциал обеспечивает процессам развития нужное направление и динамику.

По мнению специалистов, существует необходимость в направленном педагогическом содействии психическому развитию детей, так как без этого у многих детей отмечается отставание от возрастных характеристик и общепризнанных норм развития. Своевременное, квалифицированное содействие психическому развитию ребёнка значительно эффективнее запоздалых попыток наверстать упущенное.

Учёные считают, что в дошкольном возрасте влияние родителей на ребёнка обладает такой силой, которая способна творить чудеса! Синтез родственных связей, любви родителей к ребёнку, знание его индивидуальных особенностей, самоотверженность и желание сделать его своевременно и всесторонне развитым и здоровым – всё это вместе взятое обладает огромным развивающим потенциалом.

Для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей, сотрудниками Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации Т.Н. Дороновой, С.Г. Дороновым, Е.Г. Хайловой разработано уникальное дидактическое пособие, которое называется «Детский календарь».

«Детский календарь» представляет собой 30-ти страничную полноцветную брошюру. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребёнка, имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными видами деятельности.

Диапазон «полезных дел» для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик. Это традиционные для ребёнка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, художественная литература.

Сюжетная игра в «Детском календаре» представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого. Игра с правилами представлена в виде игр на удачу (лото, домино и др.). Продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.) – в виде изготовления интересных для малыша поделок. Познавательно-исследовательская деятельность – в виде образно – символического материала (картинок). Художественная литература – в виде миниатюрных книжечек, которые также изготавливаются самостоятельно взрослым с ребёнком.

Содержание для развития ребёнка, предлагаемое в календаре, имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом. «Детский календарь» разработан для детей от 3-х до 7-ми лет. Для детей каждого возраста предусмотрено содержание, содействующее развитию ребёнка.

На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание. Все обращения к детям заранее продуманы учёными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребёнку, и действуют в соответствии рекомендации.

Содержание многих страниц календаря является полифункциональным и пригодным для многоразового использования: книжки-малютки, картинки с изображением овощей, фруктов, ягод и др.

Для ребёнка действия с календарём являются достаточно привлекательными:

– во-первых, он получает возможность для проявления собственной инициативы: отрывает страничку и участвует в каком-то новом и интересном деле;

– во-вторых, по окончании выполнения задания, ребёнок получает что-то «вещное». Листков в календаре много. Значит, малыш может ежедневно содержательно общаться с родными и близкими и получать пусть очень скромные, но привлекательные и интересные для него вещи – продукты своей деятельности.

Предлагаемые в Календаре развивающие задания ни в коем случае не являются аналогом школьных домашних заданий и не допускают какого-либо принуждения по отношению к ребёнку. Они предлагаются ребёнку как добровольное дело, которые ему самому захочется выполнить.

Развивающий эффект от использования календаря усиливается, если «задания календаря», которые выполняет ребёнок, будут обсуждаться членами семьи. При этом очень важно «вдаваться в подробности», вникать в отдельные детали, внимательно рассматривать и поощрять результаты деятельности малыша. Этим родители смогут внести неоценимый вклад в развитие ребёнка!

Наше дошкольное образовательное учреждение с 2015 года работает в статусе экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Проектирование социальной ситуации развития детей 3–7 лет в Примерной основной образовательной программе «Миры детства»: конструирование возможностей». На первом этапе мы изучали практику внедрения дидактического материала «Детский календарь» и апробировали модель взаимодействия с семьями воспитанников посредством использования учебно-методического пособия «Детский календарь» Т.Н. Дороновой, С.Г. Доронова, Е.Г. Хайловой.

Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада. Например, поделки из бумаги получают «вторую жизнь» в детском саду как герои настольного театра, книжки-малышки пополняют детскую библиотеку, предметные картинки – дидактический материал. Таким образом, создаются условия, в которых родители ребенка заинтересованы в том, чтобы эту поделку изготовить, а книжку – прочитать. В этом отличие технологии «Детский календарь» от традиционных «Выставок творческих работ детей и родителей».

Основная цель использования «Детского календаря» заключается не в стремлении дать ребенку какие-либо факультативные знания, и не для того, чтобы переложить часть образовательной нагрузки на семью. Основной целью этой работы является создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.

Опыт взаимодействия с родителями по использованию дидактического пособия «Детский календарь» показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, развития своего ребёнка. Это позволяет нам говорить об эффективности использования «Детского календаря» как одной из форм взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

доклад "Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС"

В докладе представлены основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы....

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)...

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)...

Педагогический совет № 3 тематический «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Педагогический совет № 3 тематический  «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответс...

Тематический педагогический совет: «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направи...