Дополнительная общеразвивающая программа "Юный шахматист"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Нурлубаева Альбина Язманбетовна

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» реализуется в МБДОУ детский сад №45 «Волчок» и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5 -7 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Юный шахматист», направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как  логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память. Данная рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией  В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 «Волчок»

                

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

«Юный шахматист»

Для детей старшего дошкольного возраста

Возраст обучающихся                              5-7 лет

Срок реализации программы                      2 года

Год создания программы                            2017 год

Авторы программы                                    

Педагог, реализующий программу:          Нурлубаева А.Я.

Сургут. 2017 г.

                                                             ПАСПОРТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

МБДОУ детский сад  № 45 «Волчок» .

Название программы

«Шахматы».

Направленность программы

Физкультурно - спортивное

Год разработки

2017

Цель

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

Задачи

Задачи:

а) образовательные:

формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;

познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во время;

шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;

учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

б) развивающие:

развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

формировать мотивацию к познанию и творчеству.

в) воспитывающие:

воспитывать, усидчивость, целеустремленность,  волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Ожидаемые результаты освоения программы

а) рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

б) приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

в) освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

г) умение проявлять настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,уверенность в своих силах;

д) конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от  начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Срок реализации программы

Два года: 2017 –2018 уч. год (сентябрь – май)

                 2018 –2019 уч. год (сентябрь – май)

Количество часов в неделю / год

Возраст 5-6 лет - 1 занятие в неделю (25 минут),

36 занятий в год (15 часов);

Возраст 6-7 лет - 2 занятия в неделю (60 минут в неделю), 72 занятия в год (72 часа);

Возраст обучающихся

Воспитанники 5-6 лет, 6-7 лет;

Формы занятий

Группа: 5-6 лет – 12чел.; 6-7 лет – 12 чел.:

Методическое обеспечение

1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.:ГЦОЛИФК, 1984

4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

6. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

8. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера» 2006

9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

10. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

11.  Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

12. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

13. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

14. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

15. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль

1998

16. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Оборудовано специальное помещение. Развивающая предметно – пространственная среда оборудована в соответствии с требованиями. В помещении имеется: столы, шахматные доски, дидактический материал по шахматам

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………6

I. Учебно – тематический план…………………………………………...11

II. Содержание программы………….…………………………………….13

III. Методическое обеспечение…………………………………………...16

Список литературы………………………………………………………..17

Приложение………………………………………………………………..19

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Шахматы» является программой физкультурно спортивной направленности, реализуется в МБДОУ детский сад №45 «Волчок» и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5 -7 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы», направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как  логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память.

Данная рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией  В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкиной. 

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016); так же на основе закона № 273 - ФЗ «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г.

 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...");

«Концепцией развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020года»

Новизна и практическая значимость программы:

Материал систематизирован и представлен через занятия с показом наглядного материала, рассматривание и чтение книг о шахматах, дидактические игры, показ презентаций «Короли шахматного мира», «Семья и шахматы».

Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям  старших возрастов.

        Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.

        Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

        Задачи программы:

а) образовательные:

Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.

Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий

Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во время

шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.

Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии

Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,

б) развивающие:

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

Формировать мотивацию к познанию и творчеству

в) воспитывающие:

Воспитывать, усидчивость, целеустремленность,  волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

Принципы и подходы к формированию программы:

-Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

-Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

           Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Отличительные особенности программы.

Дополнительная образовательная программа физкультурно - спортивной направленности «Шахматы » для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы И.Г.Сухина  «Удивительные приключения в Шахматной стране»,   который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому, в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.

Возрастная категория воспитанников:  5- 7 лет(5 – 6 лет – это дети первого года обучения. 6 - 7 лет – это дети второго года обучения).

Срок реализации программы: 2 года.

Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 74 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13. и составляет 25минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

Основные формы и средства обучения:

- Дидактические игры и задания;

- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- Практическая игра;

- Теоретические занятия, шахматные игры;

- Шахматные турниры.

Результаты освоения детьми программы:

1 год обучения (старшая группа)

- имеет представления об истории возникновения шахматной игры,

- знает, как правильно расположить шахматную доску;

- знает и называет все шахматные фигуры;

- умеет правильно расположить шахматные фигуры на шахматной доске;

- может выполнить самостоятельно действия с некоторыми шахматными

фигурами (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

2 год обучения (подготовительная группа)

- знает историю возникновения шахматной игры,

-знает имена отечественных чемпионов мира по шахматам;

- знает и может найти схему, где в шахматной партии «королю» объявлен

«шах»;

- знает и может найти схему, где в шахматной партии «королю» объявлен

«мат»;

- владеет навыками самостоятельных действий с шахматными фигурами;

- умеет в шахматной партии «королю» объявить «шах»;

- умеет в шахматной партии «королю» объявить «мат»;

- владеет навыками участия в шахматных турнирах.

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:

Дети, прошедшие полный курс обучения по программе «Шахматы», помимо развития навыков шахматной игры, делают значительный шаг в развитии личностных качеств:

а) рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

б) приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

в) освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

г) умение проявлять настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,

уверенность в своих силах;

д) конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от  начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

                                                I. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы 1 год обучения

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1-2

Шахматное королевство

2

1

2

3

Легенда о Радже и мудреце

1

1

4

В стране шахматных чудес

1

1

1

5

Мудрец

1

1

6

Волшебная  доска

1

1

7

Удивительные приключения

шахматной доски

1

1

1

8 - 11

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы

и переулки»

4

4

4

12

Шахматные фигуры

1

1

1

13

Начальное положение

1

1

1

14

Так много их, но мы

уже их знаем

1

1

1

15-16

Ладья

2

2

3

17-18

Слон

2

2

2

19-20

Ладья против слона

2

2

2

21-22

Ферзь

2

2

2

23-24

Ферзь против ладьи и слона

2

2

2

25-26

Конь

2

2

2

27-28

Конь против ферзя ладьи и слона

2

2

2

29-30

Пешка «Ни шагу назад!». Пешка.

2

2

2

31-32

Пешка против ферзя ладьи и слона

2

2

2

33-34

Король

2

2

2

35-36-

Король «Волшебный квадрат»

2

1

1

37

Интеллектуальный турнир

1

1

1

Итого в год

37

37

37

Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы 2 год обучения

Раздел, тема

        Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1-2

Шахматное королевство

2

2

2

3-4

Шах

2

2

2

5

Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах

1

1

1

6

Мат

1

1

1

7-9

Мат в один ход

3

3

3

10

Что такое связка

1

1

1

11

Ничья

1

1

1

12

Рокировка

2

1

2

13

Непобедимый

1

1

1

14

Волшебный мир комбинации

2

1

2

15

Реши этюд отгадай задачу

1

1

1

16

Итальянская партия

1

1

1

17

Сицилийская защита

1

1

1

18

Принятый ферзевый гамбит

1

1

1

19

Подготовка к интеллектуальному турниру

1

1

1

20

Интеллектуальный турнир

1

1

1

21-22

Короткие партии

2

2

2

23

Здоровые телом- сильные духом

1

1

1

24

В гостях хорошо, а дома лучше

1

1

1

25-26

Великие гроссмейстери

2

1

2

27

Показательная партия «Морфии и консультанты»

1

1

1

28 -29

Решение шахматных задач и этюдов

1

1

1

30 -31

И король жаждет боя

2

2

2

32-33

Это интересно

1

1

1

34-35

Повторение пройденного

2

2

2

36

Шахматный турнир на личное первенство

1

1

1

37

Шахматный праздник

1

1

1

Итого в год

37

34

37

II. Содержание программы.

Шахматы – не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект российского государства. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число передовых технологий.

Занятия шахматами необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в процессе обучения игре в шахматы у дошкольников развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание.

Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.

Особое внимание следует уделить шахматным играм и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.

Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях.      На втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание.  Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

Календарно – тематическое планирование по обучению детей игре в шахматы 1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий       (план)

Дата проведения занятий (факт)

1-2

Шахматное королевство

2

07.09.17г

14.09.17г

07.09.17г

14.09.17г

3

Легенда о Радже и мудреце

1

21.09.17г

21.09.17г

4

В стране шахматных чудес

1

28.09.17г

28.09.17г

5

Мудрец

1

05.10.17г

05.10.17г

6

Волшебная доска

1

12.10.17г  

12.10.17г  

7

Удивительные приключения шахматной доски

1

19.10.17г

19.10.17г

8-11

Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки»

4

26.10.17г

 02.11.17г

 9.11.17г  

16.11.17г

26.10.17г

 02.11.17г

 9.11.17г  

16.11.17г

12

Шахматные фигуры

1

23.11.17г

23.11.17г

13

Начальное положение

1

30.11.17г

30.11.17г

14

Так много их, но мы уже их знаем

1

07.12.17г

07.12.17г

15-16

Ладья

2

14.12.17г  

21.12.17г

14.12.17г  

21.12.17г

17-18

Слон

2

28.12.17г 11.01.18г

28.12.18г 11.01.18г

19-20

Ладья против слона

2

18.01.18г 25.01.18г.

18.01.18г 25.01.18г

21-22

Ферзь

2

01.02.18г 08.02.18г.

01.02.18г.                       08.02.18г.

13

Ферзь против ладьи и слона

2

15.02.18г. 22.02.18г

15.02.18г. 22.02.18г

14

Конь

2

01.03.18г 15.03.18г

01.03.18г 15.03.18г

15

Конь против ферзя ладьи и слона

2

22.03.18г 29.03.18г.

22.03.18г

29.03.18г

16

Пешка

2

05.04.18г 12.04.18г

05.04.18г. 12.04.18г

17

Пешка против ферзя ладьи и слона

2

19.04.18г 26.04.18г

19.04.18г 26.04.18г

18

Король

2

03.05.18г 10.05.18 г

03.05.18.г 10.05.18г

19

Шах и мат

2

17.05.18г 24.05.18г

17.05.18.г 24.05.18.г

20

Интеллектуальный турнир

1

31.05.18г

31.05.18.г

Итого

37

Календарно – тематическое планирование по обучению детей игре в шахматы 2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1

Шахматное королевство

2

07.09.17г.

14.09.17г

09.09.17г

 02.09.17г

07.09.17г.

 14.09.17г

09.09.17г

 02.09.17г

2

Шах

2

21.09.17г

28.09.17г

16.09.17г

23.09.17г

21.09.17г

28.09.17г

16.09.17г

23.09.17г

3

Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах

1

05.10.17г

30.09.17г

05.10.17г

30.09.17г

4

Мат

1

12.10.17г

07.10.17г

12.10.17г

07.10.17г

5

Мат в один ход

3

19.10.17г

26.10.17г

02.11.17г

14.10.17г

21.10.17г

28.10.17г

19.10.17г

26.10.17г

02.11.17г

14.10.17г

21.10.17г

28.10.17г

6

Что такое связка

1

9.11.17г

11.11.17г

9.11.17г

11.11.17г

7

Ничья

1

16.11.17г

18.11.17г

16.11.17г

18.11.17г

8

Рокировка

2

23.11.17г

30.11.17г

25.11.17г

02.12.17г

23.11.17г

30.11.17г

25.11.17г

02.12.17г

9

Непобедимый

1

07.12.17г

09.12.17г

07.12.17г

09.12.17г

10

Волшебный мир комбинации

2

14.12.17г

21.12.17г

16.12.17г

23.12.17г

14.12.17г

21.12.17г

16.12.17г

23.12.17г

11

Реши этюд отгадай задачу

1

28.12.17г

30.12.17г

28.12.17г

30.12.17г

12

Итальянская партия

1

11.01.18г

13.01.18г

11.01.18г

13.01.18г

13

Сицилийская защита

1

18.01.18г

20.01.18г

18.01.18г

20.01.18г

14

Принятый ферзевый гамбит

1

25.01.18г

27.01.18г

25.01.18г

27.01.18г

15

Подготовка к интеллектуальному турниру

1

01.02.18г.

03.02.18г.

01.02.18г.

03.02.18г.

16

Интеллектуальный турнир

1

08.02.18г.

10.02.18г.

08.02.18г.

10.02.18г.

17

Короткие партии

2

15.02.18г.

22.03.18г

17.02.18г

24.03.18г.

15.02.18г.

22.03.18г

17.02.18г

24.03.18г.

18

Здоровые телом- сильные духом

1

01.03.18г

03.03.18г

01.03.18г

03.03.18г

19

В гостях хорошо, а дома лучше

1

15.03.18г

10.03.18г

15.03.18г

10.03.18г

20

Великие гроссмейстери

2

22.03.18г

17.03.18г

22.03.18г

17.03.18г

21

Показательная партия «Морфии и консультанты»

1

29.03.18г

24.03.18г

29.03.18г

24.03.18г

22

Решение шахматных задач и этюдов

1

05.04.18г.

31.03.18г.

05.04.18г.

31.03.18г.

23

И король жаждет боя

2

12.04.18г

19.04.18г

07.04.18г

14.04.18г

12.04.18г

19.04.18г

07.04.18г

14.04.18г

24

Это интересно

1

26.04.18г

21.04.18г

26.04.18г

21.04.18г

25

Повторение пройденного

2

03.05.18г

10.05.18г

28.05.18г

 05.05.18г

03.05.18г

10.05.18г

28. 05. 18г

 05.05.18г

26

Повторение пройденного

1

17.05.18г

12.05.18г

17.05.18г

12.05.18г

27

Шахматный турнир

1

24.05.18г

19.05.18г

24.05.18г

19.05.18г

28

Шахматный праздник

1

31.05.18г

26.05.18г

31.05.18г

26.05.18г

Итого

III. Методическое обеспечение.

Соотношение в использовании методов

Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также на разных этапах обучения.

Основные формы и средства обучения:

1. Теоретические занятия  

2. Практическая игра.

3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

-При знакомстве с шахматными фигурами.

-При изучении шахматной доски.

-При обучении правилам игры;

-При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Формы общения с семьей:

- круглый стол;

- викторина;

- конкурс;

- лекция-беседа;

- мастер-класс;

- анкетирование;

- консультация;

- день открытых дверей;

- презентация;

- творческое задание;

- тематическая встреча;

- совместная выставка;

- открытое занятие;

.  

                                                  Список литературы.

1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.:ГЦОЛИФК, 19

4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

6. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

8. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера» 2006

9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

10. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

11.  Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

12. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

13. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

14. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

15. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль1998

16. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения

п/п

Тема

Цель

Содержание

Средства

обучения/

материал

1-2

Шахматное королевство

Уточнение уровня

освоения программного

материала.

Выполнение тестовых

заданий.

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

 

Сентябрь

3

Легенда о Радже      

и мудреце

Познакомить с историей

шахмат. Заинтересовать

детей через

увлекательные и

достоверные факты.

Вызвать интерес к игре.

Просмотр презентации

«Легенда о радже и

мудреце»

Знакомство с рисованными

персонажами: Клеточкой,

Леной и Алешей

Комплект шахмат,

демонстрационная

доска, ИКТ,

рисованные

персонажи.

4

В стране шахматных чудес

Формирование

первоначальных

представлений о

понятиях: пешка, фигура;

развитие слухового и

зрительного восприятия,

мыслительных операций

анализа и синтеза

Слушание сказки «В стране

шахматных чудес», беседа

по содержанию;

Д/и

«Узнай и назови»,

рисование по сказке.

Гришин В.Г

Малыши играют в

шахматы; с.13-15

5

Мудрец

Развитие умения

различать пешки и

фигуры. Формирование

первоначальных

представлений о

начальном положении,

понятиях:, ход, партнер,

последовательности

ходов;

развитие тонкой

моторики, воображения.

Слушание легенды

«Мудрец» Беседа по

содержанию;

Д/и»Волшебный мешочек»,

«Что изменилось?»

Комплект шахмат,

демонстрационная

доска, полотняный

мешочек.

Гришин В.Г

Малыши играют в

шахматы; с.17-22

Октябрь

6

Волшебная    

     доска          

Знакомство с шахматной

доской: её формой,

белыми и черными

полями. Чередованием

белых и черных полей на

шахматной доске.

Закрепить умение

пользоваться линейкой и

карандашом,

ориентироваться на

тетрадном листе.

Развитие тонкой

моторики, счетных

навыков

Слушание

сказки«Волшебная доска»

выполнение практических

заданий предусмотренных

содержанием;

Шахматные задачи-шутки.

Гришин В.Г

Малыши играют в

шахматы; с. 23-25.

Листы в клетку

16Х16 см, карандаш

Сухин И.Г. с.9.

7

Удивительные приключения

шахматной доски

Заинтересовать детей

через увлекательные

Вызвать интерес к игре

Просмотр сказки

«Удивительные

приключения шахматной

доски»с опорой на

иллюстративный материал

учебника. Чтение-

инсценировка

дидактической сказки

«Котята-хвастунишки»

Д/и"Да и нет".

Сухин И.Г. с.6-

9;ИКТ,

8

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы и

переулки волшебной

Формирование

представлений о

шахматной доске,

шахматных полях,

правильном

расположении доски м/у

партнерами;

Закрепление изученного

ранее: Д/и «Да и нет».

Работа над новым

материалом: Расположение доски

Шахматная доска и

шахматные поля,

учебник,

карандаши.

Сухин И.Г. с.10-

12;Учебник Ч.1

с.7-10

9

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы и

переулки» Горизон-тали и

Формирование

представлений о

горизонталях, вертикалях

понятии «Горизонтальная

линия». Развитие

внимания, мелкой

моторики

Формирование понятий

«горизонталь»,

«вертикаль»; Д/и Поиграем-

угадаем», «Горизонтально-

вертикальная игра», вып-ие

задания .с.12

Шахматная доска и

шахматные поля,

учебник,

карандаши.

Сухин И.Г. с.10-

12;Учебник Ч.1

с.11-14.

10

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы

и переулки»

Формирование

представлений о

диагоналях, центре поля;

развитие внимания,

логического мышления,

пространственных

представлений

Формирование понятий

Д/и «Диагональ»,

«Горизонтально-

вертикально-диагональная

игра», мини-викторина.

Шахматная доска с

комплектом фигур

(6), учебник,

карандаши.

Сухин И.Г. с.10-

12;Учебник Ч.1

с.14-15.

Ноябрь

11

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы

и переулки»

Отработка практических

навыков ориентировки на

шахматной доске,

упражнение в нахождении

заданных вертикалей,

диагоналей и горизонталей,

с использованием

буквенно-цифровых

обозначений. Д/И

«Адреса», «Лабиринт»

Шахматная доска с

комплектом фигур ,

магниты. карандаш,

листы бумаги в

клетку.

12

Шахматные фигуры

Знакомство с

шахматными фигурами.

Развитие произвольного

внимания, логического

мышления. Воспитание

культуры поведения во

время игры.

Чтение сказки «Чудесные

фигуры» Знакомство с

шахматными фигурами:

белые и черные. Ладья,

слон, ферзь, конь, пешка,

король. Д/и «Угадайка»,

«Возьми и назови»,

«Запретная фигура»

Шахматная доска

Комплекты

шахматных фигур

по количеству

детей.

Учебник Ч.1

с.18 -19.

ИКТ – слайд

учебник с.19

13

Начальное положение

Познакомить детей с

Расстановкой фигур перед

шахматной партией.

Связью между

горизонталями,

вертикалями, диагоналями

и начальным положением

фигур. Правилами: "Ферзь

любит свой цвет".

Слушание и инсценировка

стихотворения о начальном

положении шахматных

фигур. Дидактические

задания и игры

«Волшебный мешочек» ,

«Угадайка», «Секретная

фигура», «Угадай», «Что

общего?», «Большая и

маленькая»,

Шахматная доска

Комплекты

шахматных фигур

по количеству

детей.

Слайд с.21,

шапочки с

изображением

шахматных фигур,

фрагмент

шахматной доски

14

Так много их, но мы

уже их знаем

Закрепление знаний о

правильном

расположении доски м/у

партнерами, расстановкой

фигур перед игрой;

развитие интереса к игре,

памяти, внимания творч.

способностей.

Логическая минутка,

Просмотр ММП «Книга

шахматной мудрости»,

решение предложенных в

ней задач. Игра-

соревнование «Расставь

фигуры»

Шахматная доска

Комплекты

шахматных фигур

по количеству

детей, ИКТ

15

Ладья

Знакомство с шахматной

фигурой «Ладья», местом

ладьи в начальном

положении, ходами.

Развитие внимания

Чтение дидактической

сказки «Как ладья

похудела» Рассказ о месте

ладьи в начальном

положении. Ход ладьи.

Взятие. Дидактические

задания и игры

«Лабиринт», «Перехитри

часовых», «Один в поле

воин», «Кратчайший путь».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.22 -25.

Декабрь.

16

Ладья

Продолжить знакомить

детей с шахматной

фигурой – ладья. Показать

позиции фигуры,

различные ходы.

Развивать воображение,

сообразительность,

быстроту реакции,

мелкую моторику рук.

Чтение сказки «Простая,

бесхитростная фигура»

Ответы на вопросы

«Шахматной шкатулки»

Дидактические игры, «Игра

на уничтожение» , «Найди

фигуру», «Ограничение

подвижности».

«Захват контрольного

поля».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.26 -29.

17

Слон

Формирование

представлений о

шахматной фигуре

«слон», Месте слона в

начальном положении.

Ходом слона, взятием.

Разноцветные и

одноцветные слоны.

Понятием Легкая и

тяжелая фигуры.

Чтение сказки «Совсем этот

слон на слона не похож»

Дидактические задания

«Лабиринт», «Перехитри

часовых», «Один в поле

воин»,

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей.

Учебник Ч.1

с.30 -33.

18

Слон

Закрепление

представлений о

шахматной фигуре

«слон», Отработка

практических навыков

Отгадывание загадки о

слоне

Ответы на вопросы

«Шахматной шкатулки»

Дидактические задания

«Лабиринт», «Перехитри

часовых», «Один в поле

воин», «Кратчайший путь».

Дидактические игры

«Чудесный мешочек»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей.

Учебник Ч.1

с.33 -36.

Январь.

19

Ладья против

слона

Отработка практических

навыков игры ладьей.

Развитие внимания,

логического мышления,

смекалки, мелкой

моторики.

Дидактические задания

«Перехитри часовых»,

«Атака неприятельской

фигуры», «Двойной удар»,

"Взятие».

Учебник.

Демонстрационная

доска с набором

шахматных фигур

Учебник Ч.1

с.37 -42.

20

Ладья против слона

Отработка практических

навыков игры ладьей.

Развитие внимания,

логического мышления,

смекалки, мелкой

моторики

«Защита», «Выиграй

фигуру». Дидактические

игры, «Игра на

уничтожение» (ладья

против слона, две ладьи

против слона

Учебник.

Демонстрационная

доска с набором

шахматных фигур

Учебник Ч.1

с.42-45.

21

Ферзь

Знакомство с шахматной

фигурой «Ферзь», Местом

ферзя в начальном

положении. Ходами

ферзя, взятием. Введение

понятия «Ферзь – тяжелая

фигура»

Чтение дидактической

сказки «Могучая фигура»,

беседа по содержанию;

Дидактические игры

«Захват контрольного

поля», «Защита

контрольного поля».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.46 -50.

Февраль

22

Ферзь

Закрепление знаний о

шахматной фигуре

«Ферзь», Месте ферзя в

начальном положении.

Ходами ферзя, взятием;

Отработка практических

навыков

«Игра на уничтожение»

(ферзь против ферзя),

«Ограничение

подвижности»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.46 -52.

23

Ферзь против ладьи

и слона

Закрепление знаний и

отработка практических

навыков игры ферзем.

«Атака неприятельской

фигуры», «Взятие»,

«Перехитри часовых»,

«Игра на уничтожение»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.53 -58.

24

Ферзь против ладьи

и слона

Закрепление знаний и

отработка практических

навыков игры ферзем.

Логическая минутка. Д/и

«Захват контрольного

поля», «Ограничение

подвижности»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.53 -58.

25

Конь

Знакомство с шахматной

фигурой «Конь», местом

коня в начальном

положении, ходами.

Развитие внимания.,

умения отстаивать свою

позицию

Чтение сказки «Прыг, скок

и вбок». Рассказ и показ

сложности ходов коня Ход

коня, взятие. Конь – легкая

фигура. Дидактические

задания «Лабиринт»,

«Перехитри часовых»,

«Один в поле воин»,

«Кратчайший путь».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.62 - 64.

Март

26

Конь

Продолжать знакомить с

шахматной фигурой

«Конь» Развивать

ловкость и смекалку,

ориентировку в

пространстве,

способность думать,

мыслить, анализировать.

Активизировать словарь.

Задания: «Захват

контрольного поля», «Игра

на уничтожение» (конь

против коня, два коня

против одного, один конь

против двух, два коня

против двух),

«Ограничение

подвижности».

Д/и «Секретная фигура»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.65 - 68.

27

Конь против ферзя,

ладьи, слона

Продолжить знакомить

детей с шахматной

фигурой – конь. Показать

позиции фигуры,

различные ходы.

Развивать воображение,

сообразительность,

быстроту реакции.

Д/и «Волшебный мешочек»

Задания «Перехитри

часовых», «Сними

часовых», «Атака

неприятельской фигуры»,

«Двойной удар»,

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.69 – 73.

28

Конь против ферзя, ладьи,

слона

Продолжить знакомить

детей с шахматной

фигурой – конь. Показать

позиции фигуры,

различные ходы.

Развивать воображение,

сообразительность,

быстроту реакции.

Решение шахматных задач:

«Взятие», «Выиграй

фигуру». «Захват

контрольного поля»,

«Защита контрольного

поля», «Игра на

уничтожение»

«Ограничение

подвижности».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.73-77.

29

Пешка «Ни шагу назад!»

знакомство с Местом

пешки в начальном

положении; понятиями:

ладейная, коневая,

слоновая, ферзевая,

королевская пешка. Ход

пешки, взятие. Взятие на

проходе. Превращение

пешки

Чтение дидактической

сказки «Детский сад

«Чудесная Пешка»»

Рассказ о пешке.

Дидактические задания

«Лабиринт», «Один в поле

воин».Д/и «Волшебный

мешочек».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.3-5.

30

Пешка

Продолжать знакомить

детей с пешкой. Научить

«сражаться пешками».

Поощрять стремление

высказывать свое мнение.

Дидактические задания

«Перехитри часовых»,

«Сними часовых», «Атака

неприятельской фигуры»,

«Двойной удар», «Взятие»,

«Защита», «Выиграй

фигуру». Дидактические

игры «Захват контрольного

поля»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.6 - 8.

Апрель

31

Пешка против ферзя, ладьи,

слона, коня

Продолжать знакомить

детей с пешкой.

Отрабатывать умение

«сражаться пешками».

Приобщать детей в ходе

решения занимательных

задач к элементарной

творческой деятельности.

Поощрять стремление

высказывать свое мнение.

Дидактические игры «Игра

на уничтожение» (пешка

против пешки, две пешки

против одной, одна пешка

против двух, две пешки

против двух,

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.9 -16.

32

Пешка против ферзя,

ладьи, слона, коня

Продолжать знакомить

детей с пешкой.

Отрабатывать умение

«сражаться пешками».

Приобщать детей в ходе

решения занимательных

задач к элементарной

творческой деятельности.

Поощрять стремление

высказывать свое мнение.

«Двойной удар»

«Ограничение

подвижности», «Защита»,

Перехитри часовых»

Рисование

33

Король

Показать, как ходит

король. Разучить правило

«Королей не уничтожают»

и что оно означает.

Развивать внимание,

способность работать по

правилам, умение

мыслить, находить

правильное решение,

отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в

начальном положении. Ход

короля, взятие. Короля не

бьют, но и под бой его

ставить нельзя.

Дидактические задания:

«Один в поле воин»,

«Кратчайший путь». Чтение

и инсценировка сказки

«Лена, Оля и Баба Яга».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.17 – 22.

Костюмы для

инсценировки.

34

Король

Показать, как ходит

король. Разучить правило

«Королей не уничтожают»

и что оно означает.

Развивать внимание,

способность работать по

правилам, умение

мыслить, находить

правильное решение,

отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в

начальном положении. Ход

короля, взятие. Короля не

бьют, но и под бой его

ставить нельзя.

Дидактические задания:

«Один в поле воин»,

«Кратчайший путь». Чтение

и инсценировка сказки

«Лена, Оля и Баба Яга».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.17 – 22.

Костюмы для

инсценировки.

35

Король «Волшебный квадрат»

Формирование

представлений о

волшебном квадрате,

который король

использует в игре.

Развивать способность

думать, мыслить,

рассуждать и

анализировать.

Активизировать словарь.

Рассказ о волшебном

квадрате, который король

использует в игре.

«Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры

«Захват контрольного

поля», «Защита

контрольного поля»,

«Ограничение

подвижности».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.23 – 28.

Май

36

Король «Волшебный квадрат»

Формирование

представлений о

волшебном квадрате,

который король

использует в игре.

Развивать способность

думать, мыслить,

рассуждать и

анализировать.

Активизировать словарь.

Рассказ о волшебном

квадрате, который король

использует в игре.

«Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры

«Захват контрольного

поля», «Защита

контрольного поля»,

«Ограничение

подвижности».

Демонстрационный

материал, шарады,

ребусы,

головоломки,

занимательный м-ал

И.Г.Сухина

37

Интеллектуальн

ый турнир

Развитие познавательной

активности, воображения,

сообразительности,

быстроты реакции,

посредством игровых

развивающих заданий,

Выполнение игровых

заданий.

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

Календарно-тематическое планирование

2 год обучения

п/п

Тема

Цель

Содержание

Средства

обучения/

материал

1-2.

Педагогиче

ский

мониторинг

Уточнение уровня

освоения программного

материала.

Выполнение тестовых

заданий.

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

Сентябрь.

3.

Шах

Цель: Формировать

представление о позиции

«шах» Развивать

способность думать,

мыслить, рассуждать и

анализировать.

Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей,

слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические задания

«Шах или не шах», «Дай

шах», «Пять шахов»,

«Защита от шаха».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.29 - 35.

4.

Шах

Закрепить представления

детей о позиции «шах»

Развивать логического

мышления умения

доказывать правильность

решения, опровергать

неправильные,

сообразительность,

быстроту реакции.

Воспитывать умение

выслушивать других

детей.

Открытый шах. Двойной

шах. Дидактические

задания «Дай открытый

шах», «Дай двойной

шах». Дидактическая

игра.«Первый шах» -

проведение игры всеми

фигурами из начального

положения.

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.36 - 41.

5.

Двойной шах с выигрышем

фигуры, лучший шах

Продолжать учить играть

всеми фигурами из

начального положения

учить сравнивать фигуры,

показывать их различие и

сходства; развивать

произвольное внимание,

логическое мышление,

тонкую моторику

Демонстрационная

доска, шахматные

фигуры, шахматные

доски (одна на двоих

детей) с комплектом

фигур, фишки;

Учебник Сухин И.Г

с.42-43

Октябрь.

6.

Мат.

Формирование

представлений о том, что

мат - цель игры

упражнение в определении

шахматных ситуаций.

Чтение сказки «До

свидания, Шахматная

страна»

Объяснение нового

материала: мат ферзем,

ладьей, слоном, конем,

пешкой. Дидактическое

задание «Мат или не

мат».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.44 - 52.

7.

Мат в один ход.

Закрепить представления

детей о позиции «мат»

Развивать быстроту

реакции. Воспитывать

организованность

Мат в один ход: сложные

примеры с большим

числом шахматных

фигур. Дидактическое

задание «Дай мат в один

ход».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.53 – 55.

8.

Мат в один ход.

Закрепить представления

детей о позиции «мат»

Развивать быстроту

реакции. Воспитывать

организованность

Решение словесных

логических задач,

сложных примеров с

большим числом

шахматных фигур.

Дидактическое задание

«Дай мат в один ход».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.56-57

9.

Мат в один ход.

Закрепить представления

детей о позиции «мат»

Развивать быстроту

реакции. Воспитывать

организованность

Мат в один ход: сложные

примеры с большим

числом шахматных

фигур. Дидактическое

задание «Дай мат в один

ход».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.57 – 60.

10.

Что такое связка.

Закрепление знаний и

умений полученных ранее;

Формирование понятия

«Связка»

Закрепление хода

слоном. Понятие

«связка» решение

шахматных задач и

этюдов

Д/и «Расставь на

доске», «Пройди и

назови поле»,

Демонстрационная

доска, шахматные

фигуры, шахматные

доски (одна на двоих

детей) с комплектом

фигур, альбомные

листы, цветные

карандаши.

Ноябрь.

11.

Ничья

Формирование

представлений о

положении «пат» ,

выделение отличий пата

от мата.

Чтение сказки «Мат и

пат», Рассказ о позициях

«мат» и «пат»

Вариантах ничьей.

Примеры на пат.

Дидактическое задание «

Пропавшая фигура» «Пат

или не пат».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.61 - 62.

12.

Рокировка

Цель: знакомство с

понятием «Рокировка»

Зачем нужна рокировка.

Как делается рокировка.

Развитие творческое

мышление, логического

мышления,

Длинная и короткая

рокировка. Правила

рокировки.

Дидактическое задание

«Рокировка».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.63 - 68.

13.

Непобедимый

Формирование

представлений о важности

первых ходов, этикете

шахматной игры,

совершенствование

умения доказывать

правильность своего

решения, развитие

интеллектуальных

способностей.

Слушание сказки

«Непобедимый», беседа

по содержанию, решение

шахматных задач, Д/И

«Узнай и назови»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Гришин В.Г. с.107-

113.

14.

Волшебный мир

комбинаций

Формирование первичных

представлений о том, что

должен знать игрок, чтобы

уверенно разбираться в

партии чувствовать себя

спокойно во время игры

Логическая минутка;

Слушание шахматной

сказки «Волшебный мир

комбинаций», беседа по

содержанию; решение

шахматных задач;

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Гришин В.Г. с.115-

119.

Декабрь.

15.

Реши этюд, отгадай

Задачу.

Упражнение в решении

шахматных этюдов,

Логическая минутка;

слушание «Волшебной

истории»

Решение шахматных

этюдов

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Гришин В.Г. с.1122-

130

16.

«Итальянская

партия»

Закрепление

представлений и

рекомендации о

принципах разыгрывания

дебюта и важности первых

ходов

Разыгрывания дебюта на

примере «Итальянской

партии» с пояснениями

о том, как лучше

начинать шахматную

партию). Дидактическая

игра «Два хода»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.69

17.

Сицилианская защита

Формирование

представлений о

принципах разыгрывания

дебюта; и важности

первых ходов

Закрепление Знаний

правил ведения шахматной

партии

Рассказ педагога о

принципах разыгрывания

дебюта на примере

«Сицилианской защиты»

с пояснениями о том,

как лучше начинать

шахматную партию).

Дидактическая игра «Два

хода»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.69 - 71.

18.

Принятый ферзевый гамбит

Закрепление

представлений и

рекомендации о

принципах разыгрывания

дебюта;

Показ педагогом

разыгрывания дебюта

«Принятый ферзевый

гамбит» Игра всеми

фигурами из начального

положения без

пояснений о том, как

лучше начинать

шахматную партию).

Дидактическая игра «Два

хода»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.70.

Январь.

19.

Подготовка к

интеллектуальном

у турниру

Развитие познавательной

активности, воображения,

сообразительности,

быстроты реакции,

посредством игровых

развивающих заданий,

Мини-конкурс «Её

величество Загадка»,

Обучение отгадыванию

ребусов; Решение

словесных логических

задач.

Жеребьевка

продумывание заданий.

Игровой

занимательный

материал.

20.

Интеллектуал

ьный турнир

Развитие познавательной

активности, воображения,

сообразительности,

быстроты реакции,

посредством игровых

развивающих заданий,

Выполнение игровых

заданий.

Демонстрационный

материал, шарады,

ребусы, головоломки,

занимательный м-ал

И.Г.Сухина

21.

Короткие партии

Закрепление знаний о

принципах разыгрывания

дебюта. Игра всеми

фигурами из начального

положения.

Логическая минутка;

Демонстрация коротких

партий. Игра всеми

фигурами из начального

положения. Партии 1 - 2

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.76 - 79.

Февраль.

22.

Короткая партия

Цель: Закрепление

представлений и

рекомендации о

принципах разыгрывания

дебюта. Игра всеми

фигурами из начального

положения

Логическая минутка

Демонстрация коротких

партий. Игра всеми

фигурами из начального

положения.

Партии № 14 - 15

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

Сухин И.Г.. стр.86-

87

23.

Здоровые

телом –

сильные

Пропаганда здорового

образа жизни, Воспитание

культуры игры.

Слушание сказки

«Здоровые телом –

сильные духом. Работа

по содержанию.

Обсуждение

психологических этюдов.

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур

В.Г.Гришин с 167-

139

24.

В гостях

хорошо, а дома

лучше

Вызвать положительные

эмоции, желание

поделиться своими

впечатлениями ,

закрепление хода конем.

Конкурс «Ответь как в

сказке, сам, без

подсказки»,Д/и «Ход

конем» с любого поля 1 и

8 горизонтали. Рисование

на тему: Моя шахматная

страна; выставка работ

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур по

количеству детей ,

цв. Карандаши.

В.Г.Гришин с 131-

136

25.

Великие гроссмейстеры

продолжать воспитывать

устойчивый интерес к

игре в шахматы ;

Закреплять умение решать

шахматные задачи, этюды

Практические занятия в

парах;

работа с диаграммами.

Знакомство с именами

великих шахматистов

(А.Карпов, Г.Каспаров).

Портреты

шахматистов;

демонстрационная

доска, шахматные

фигуры, альбомные

листы, цветные

карандаши. Сухин

И.Г.. стр.9-22

26.

Великие гроссмейстеры

продолжать воспитывать

устойчивый интерес к

игре в шахматы ;

Закреплять умение решать

шахматные задачи, этюды

Д/и «Расставь на

доске», «Пройди и

назови поле»;

работа с диаграммами .

Знакомство с именами

великих шахматистов

(М.Ботвинник, и др.)

Портреты

шахматистов;

демонстрационная

доска, шахматные

фигуры, альбомные

листы, цветные

карандаши. Сухин

И.Г.. стр.9-22

Март.

27.

Показательная

партия «Морфии-

консультанты

продолжать воспитывать

устойчивый интерес к

игре в шахматы ;

Закреплять умение решать

шахматные задачи, этюды

Практические занятия в

парах

Графический диктант

Демонстрационная

доска, шахматные

фигуры, листы в

клетку, карандаш

28.

Решение шахматных задач и этюдов.

Закреплять знания о

принципах разыгрывания

дебюта; учить

рационально

распоряжаться

небольшими шахматными

силами, сохранившимися

на доске, достигать

выигрыша или добиваться

ничьей, находясь в

трудном положении.

Демонстрация коротких

партий. Игра всеми

фигурами из начального

положения

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Гришин В.Г. с.121-

129

29

Решение шахматных задач и

этюдов.

Закреплять знания о

принципах разыгрывания

дебюта; учить

рационально

распоряжаться

небольшими шахматными

силами, сохранившимися

на доске, достигать

выигрыша или добиваться

ничьей, находясь в

трудном положении.

Демонстрация коротких

партий. Игра всеми

фигурами из начального

положения

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Гришин В.Г. с.121-

129

30

И король жаждет боя

Закрепление

представлений и

рекомендации о

принципах разыгрывания

дебюта. Закрепления

умения записывать

шахматную нотацию

Игра всеми фигурами из

начального положения.

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур

31

И король жаждет боя

Закрепление

представлений и

рекомендации о

принципах разыгрывания

дебюта. Закрепления

умения записывать

шахматную нотацию

Игра всеми фигурами из

начального положения.

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур

32

Это интересно

Побуждать детей к

самостоятельному поиску

знаний, развивать

познавательный интерес

познакомить с

интересными фактами из

истории шахмат

Логическая минутка;

слушание сообщений об

известных шахматистах,

Графический диктант.

Конкурс на лучшую

шахматную загадку

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур,

листы бумаги в

клетку, карандаш

33

Это интересно

Побуждать детей к

самостоятельному поиску

знаний, развивать

познавательный интерес

познакомить с

интересными фактами из

истории шахмат

Логическая минутка;

слушание сообщений об

известных шахматистах,

Графический диктант.

Конкурс на лучшую

шахматную загадку

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур,

листы бумаги в

клетку, карандаш

Апрель.

34

Повторение пройденного

Закрепление пройденного,

развитие логического

мышления, умения

отстаивать свое мнение

Дидактическое задание

«Пат или не пат», «Дай

мат в один ход»,

«Дешифровщики»

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур,

листы бумаги в

клетку, карандаш

35.

Повторение пройденного о

Закрепление пройденного

развитие логического

мышления, умения

отстаивать свое мнение

Повторение правил хода

и взятия каждой фигуры;

Дидактическое задание

«Дай мат в один ход»;

Д/и «Адрес»,

«Шифровка»

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур,

листы бумаги в

клетку, карандаш.

36

Шахматный турнир на

личное

первенство(финал)

развивать умение

сосредотачивать внимание

на заданиях;

поддерживать интерес к

интеллектуальной

деятельности, желание

играть в шахматы,

проявляя настойчивость,

целеустремленность.

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур,

листы бумаги в

клетку, карандаш.

Май.

37.

Шахматный

праздник

Активизировать

мыслительную и

познавательную

деятельность

воспитывать интерес к

игре в шахматы;

Инсценировка с участием

детей

Гришин В.Г. с.148-

156

Атрибуты и костюмы

персонажей

Календарно-тематическое планирование

На лето

п/п

Тема

Цель

Содержание

Средства

обучения/

материал

1

Открытое занятие для родителей «Азбука шахматной игры».

Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач.

Инсценировка с участием

детей

Гришин В.Г. с.148-

156

Атрибуты и костюмы

персонажей

Сентябрь.

2

Это интересно

Побуждать детей к

самостоятельному поиску

знаний, развивать

познавательный интерес

познакомить с

интересными фактами из

истории шахмат

Логическая минутка;

слушание сообщений об

известных шахматистах,

Графический диктант.

Конкурс на лучшую

шахматную загадку

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур,

листы бумаги в

клетку, карандаш

3

Волшебный мир

комбинаций

Формирование первичных

представлений о том, что

должен знать игрок, чтобы

уверенно разбираться в

партии чувствовать себя

спокойно во время игры

Логическая минутка;

Слушание шахматной

сказки «Волшебный мир

комбинаций», беседа по

содержанию; решение

шахматных задач;

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Гришин В.Г. с.115-

119.

4

Сицилианская защита

Формирование

представлений о

принципах разыгрывания

дебюта; и важности

первых ходов

Закрепление Знаний

правил ведения шахматной

партии

Рассказ педагога о

принципах разыгрывания

дебюта на примере

«Сицилианской защиты»

с пояснениями о том,

как лучше начинать

шахматную партию).

Дидактическая игра «Два

хода»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.69 - 71.

Октябрь.

5

Эстафета

Закреплять умения правильно и быстро расставлятьфигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые  они ставятся.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки.

6

Интеллектуальный турнир

Развитие познавательной

активности, воображения,

сообразительности,

быстроты реакции,

посредством игровых

развивающих заданий,

Выполнение игровых

заданий.

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

7

Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре

Учить элементарным  основам шахматной игры..

Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске

Загадки из тетрадки.

8

Короткие партии

Цель: Закрепление

представлений и

рекомендации о

принципах разыгрывания

дебюта. Игра всеми

фигурами из начального

положения

Логическая минутка

Демонстрация коротких

партий. Игра всеми

фигурами из начального

положения.

Партии № 14 - 15

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

Сухин И.Г.. стр.86-

87

9

Решение шахматных задач и этюдов

Закреплять знания о

принципах разыгрывания

дебюта; учить

рационально

распоряжаться

небольшими шахматными

силами, сохранившимися

на доске, достигать

выигрыша или добиваться

ничьей, находясь в

трудном положении.

Демонстрация коротких

партий. Игра всеми

фигурами из начального

положения

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур по

кол-ву детей

Гришин В.Г. с.121-

129

Ноябрь.

10

Двойной шах с выигрышем

фигуры, лучший шах

Продолжать учить играть

всеми фигурами из

начального положения

учить сравнивать фигуры,

показывать их различие и

сходства; развивать

произвольное внимание,

логическое мышление,

тонкую моторику

Демонстрационная

доска, шахматные

фигуры, шахматные

доски (одна на двоих

детей) с комплектом

фигур, фишки;

Учебник Сухин И.Г

с.42-43

11

Повторение пройденного

Закрепление пройденного,

развитие логического

мышления, умения

отстаивать свое мнение

Дидактическое задание

«Пат или не пат», «Дай

мат в один ход»,

«Дешифровщики»

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур,

листы бумаги в

клетку, карандаш

12

Шахматный турнир

развивать умение

сосредотачивать внимание

на заданиях;

поддерживать интерес к

интеллектуальной

деятельности, желание

играть в шахматы,

проявляя настойчивость,

целеустремленность.

Шахматная доска,

комплекты

шахматных фигур,

листы бумаги в

клетку, карандаш.

13

Шахматный праздник

Активизировать

мыслительную и

познавательную

деятельность

воспитывать интерес к

игре в шахматы;

Инсценировка с участием

детей

Гришин В.Г. с.148-

156

Атрибуты и костюмы

персонажей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по дополнительному образованию «Юный шахматист»

Дидактические игры,загадки,задания по начальному обучению шахматной игре старших дошкольников....

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение ана...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их числе:§  широкое использ...

Дополнительная программа «Юный шахматист» (для детей 6-7 лет)

Цели. создание условий для развития интеллектуально- творческой, одаренной личности через занятия шахматами.Задачи. Познакомить с историей шахмат; обучение основам шашечной игры; обучение простым комб...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная Программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» для детей 6-7 лет   реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса ...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа кружка физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа кружка физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Юный шахматист"

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Юный шахматист"...