ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Консультация для родителей.
консультация на тему

Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_rechevyh_narusheniy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синицына М.А.

Учитель – логопед

Детский сад №7

ПРОФИЛАКТИКА  РЕЧЕВЫХ   НАРУШЕНИЙ

У МЛАДШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ.

Консультация для родителей.

Профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Это одна из главнейших задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы.

Как показывает практика, с каждым годом число практически неговорящих детей возрастает. Причины этого явления неоднозначны: нарушения ЦНС, минимальная мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов, целый ряд причин в постнатальный период от рождения до года.

Неврологическая симптоматика, на которую необходимо обратить внимание родителям.

·Первый крик ребёнка был очень слабым.

·Ранний отказ от грудного вскармливания. Это может быть связано с ослаблением круговой мышцы рта.

·Укороченная уздечка. Подрезать или нет – это решит хирург.

·Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряжённость) рук.

·Слабость иннервации в органах артикуляции, саливации (повышенное слюноотделение), как результат – нечёткое звукопроизношение, смазанность речи.

Чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени потребуется для коррекции. Не ждите до 5 лет. Не откладывайте визит к неврологу, дефектологу и логопеду.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Поэтому нужно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Даже если ваш ребёнок не говорит, она может укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика с младшими дошкольниками проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Например, пассивная гимнастика для губ предполагает проведение таких упражнений:

̶  растягивание губ в улыбку;

̶  поднимание верхней губы;

Все движения выполняют по 3-4 раза, повторяя несколько раз в день.

Активная гимнастика сначала выполняется в медленном темпе и обязательно в медленном темпе и обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения. Затем количество повторений увеличивают до 10 раз.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.

Будьте терпеливы!

Привлеките любимую игрушку: «Давай покажем мишке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

Можно проводить упражнения – имитации: «Как тигр рычит», «Бегемот открывает рот», «Как птичка поёт», «Как лошадка скачет».

Очень эффективны игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткую дикцию и произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1 – 2 упражнения. Они помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Нужно следить, чтобы щёки не надувались. Достаточно 3 раза повторить.

 Например, дыхательное упражнение: «Шторм в стакане». Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Нужно следить за тем,  чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

«Футбол». Оборудование: вата,  кубики, карандаши. Из кусочка ваты нужно скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на мяч, пытаясь забить гол. Вата должна оказаться между кубиками.

Памятка для родителей.

Обучение артикуляции звуков – очень сложная задача. Несмотря на то, что в произнесении звуков ребёнок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется почти 5 лет для овладения этим искусством.

Нужно готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков  родного языка, тренировать его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, б, м, ф, в. Так же важно работать над дыханием, пропевать гласные звуки.

Следите за звукопроизношением ребёнка в бытовой речи, ненавязчиво поправляйте его. Лишь постоянное наблюдение за речью детей способствует успешному и быстрому формированию правильного произношения.

Синицына М.А.

Учитель – логопед

Детский сад №7

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ  С ОНР.

Рекомендации родителям.

В настоящее время всё чаще встречаются дети с нарушением звукопроизношения. Одна из частых причин этого – неумение владеть своим артикуляционным аппаратом.  При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей. Из – за этого звуки особенно в потоке речи звучат смазано. Нарушаются динамика движений (они становятся вялыми, замедленными), скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое, а от неё зависит чёткость произнесения звуков.

У детей с функциональной незрелостью речевых зон коры головного мозга задерживается усвоение звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика, что служит одной из причин более позднего становления звуков речи.

Процесс постановки звука сложнее, чем самостоятельное появление звука у ребёнка, поскольку с физиологической точки зрения он предполагает формирование условного рефлекса.

Для отработки поставленных звуков я использую приём биоэнергопластики. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Некоторые исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно если они пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии.

Если логопед ребёнку поставил звук, то дома его закрепить можно играя с ребёнком, а не просто повторяя за мамой поставленный звук. Возьмите трафарет, ребёнок обводит его и повторяет при этом изолированный звук.

Можно  нарисовать ребёнку   ступеньки, поднимаясь по ним, он произносит поставленный звук. Если вы закрепляете звук в слогах, можно взять его любимую игрушку и пропеть для неё слоги, играя на пианино, которое можно тоже нарисовать.

Коррекции звукопроизношения и развитию мелкой моторики способствует игра «Найди клад». В коробку с горохом спрятать предмет. Пока ребёнок ищет его, проговаривает то, что нужно отработать: звук, слог или слово.

Используя настольную игру «Мозаика», можно закрепить произношение звуков, слогов, слов. Например, выкладываем синий цветок и произносим закрепляемый звук «С». Прилетела оса и собрала нектар с цветочка. Таким образом, несколько раз закрепление звука происходит в игровой форме.

При кажущей простоте все игровые упражнения наполнены дидактическим смыслом, несут большую коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно – ориентировочным действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

консультация для родителей "Обогащение словаря младшихдошкольников"

Представлена консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста...