Методическая разработка "Детский дизайн"
статья на тему

Гусева Ирина Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Детский дизайн – как средство развития творческих способностей ребёнка дошкольного возраста.

Гусева Ирина Александровна,

воспитатель МДОУ «Детский сад №95»

Оглавление.

Введение    

  1. Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность.
  1. Определение, специфика.
  2. Виды дизайна.
  3. Материалы.
  1. Влияние детского дизайна на развитие творческих способностей дошкольника.
  1. Творчество. Условия развития творческих способностей.

        2.2.  Значение детского дизайна для развития личности дошкольника.                                                                  

        2.3. Воображение – основной психический процесс, влияющий на                                      

               развитие творческой деятельности.

 Заключение – условия развития детского дизайна.                                      

Список используемой литературы.                                                                    

Введение.

Каждый день мы сталкиваемся с дизайнерскими решениями, хотя часто и не замечаем этого. Нам не всегда понятно, почему мы покупаем те или иные вещи, отмечаем элементы в оформлении задний и помещений.

Дизайнеры – это люди с необычным взглядом на обычное, которые обращают внимание на детали, обладают целостным мышлением, предлагают идеи, выходящие за рамки существующих решений. Они – экспериментаторы, оптимисты, полагающие, что у любой проблемы есть решение.

Именно этими чертами обладают в полной мере дети дошкольного возраста. Любой ребенок от природы – дизайнер. Ну а задача взрослых – поддержать его инициативу и нестандарность мышления.

Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если “дизайн для детей” является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то “детский дизайн” связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов. Дизайн – своеобразный мостик, как и живопись, музыка, поэзия, наука. Но никакой прорицатель не может сказать, каким именно путём преодолеет пропасть ребёнок, поэтому не следует искусственно уменьшать число мостов. А ещё лучше – строить новые.

  1.  Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность.

  1. Определение, специфика.

В настоящее время принято следующее определение дизайна. Дизайн – вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды (как в целом, так и отдельных её компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Что такое детский дизайн? И может ли ребенок быть дизайнером в полном смысле этого слова? Для того, чтобы разобраться в этом, вспомним, что само слово «дизайн» подразумевает «замысел», «задумку», «композицию». А задумать, составить план, сконструировать можно все что угодно…

Говоря о ребёнке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребёнка-художника. На самом деле дизайн – это необычный взгляд на обычные вещи. Дизайн – это красота плюс удобство. Главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Поэтому, для того, чтобы ребёнок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделиями), “творческое конструирование” и собственно деятельности “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Так, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздниками развлечениям (к примеру, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т.е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:

  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;
  • самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).

Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.

Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.

Старший дошкольник в состоянии “увидеть” и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой “проектный замысел”, предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо использовать нетрадиционные техники изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно вводить элементы дизайна, которые в работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.

Введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

Обучение технике нетрадиционного рисования и освоения дизайн-культуры нужно осуществлять поэтапно:

  • демонстрация педагогом новой техники рисования (с новым материалом), мотивация ребенка на освоение нового способа;
  • самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом;
  • апробирование способов рисования ребенком в самостоятельной деятельности;
  • использование нового способа (материала) при создании художественного образа в самостоятельной или совестной со сверстниками деятельности.

1.2.Виды дизайна.

В настоящее время нет определённой классификации видов и направлений как в детском, так и во  взрослом дизайне. Существуют уже известные виды : дизайн интерьера, фито-дизайн, компьютерный дизайн, ландшафтный и пр., но появляются всё новые и новые, т.к. это направление творческой, преобразующей деятельности очень популярно и находится в постоянном развитии. Ещё одной проблемой, не позволяющей классифицировать направления дизайна, является их невероятное количество. Если обратиться к определению детского дизайна и дизайна вообще, то из него следует, что эта деятельность самого широкого диапозона по разработке, проектированию предметно-пространственной среды (как в целом, так и отдельных её компонентов), а также жизненных ситуаций. Т.о., вносить творческие преобразования, проектировать, разрабатывать можно всё, что этому поддаётся, но очень сложно это «всё» классифицировать.

Г.Н. Пантелеев предлагает следующую классификацию типов и видов детского дизайна.

Первый тип – плоскостной (аппликативно-графический) дизайн.

Второй тип – объёмный  (предметно-декоративный) дизайн.

Третий тип – пространственный (архитектурно-художественный) дизайн.

Каждый тип включает в себя три вида деятельности: художественная аранжировка, моделирование одежды, декоративно-пространственный дизайн. Содержание каждого вида деятельности зависит от типа дизайна.

  Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту. Данная задача решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества, как старинного (избы, терема, дворцы), так и современного.

  Занимаясь архитектурно-художественным дизайном, дети работают в трех пространствах: кукольное, детское, взрослое. Работа детей по дизайну  интерьер должна проходить поэтапно. Дети благоустраивают свое ближайшее кукольно-игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними детский интерьер (ширмы-перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя и “гулливерами” и “хозяевами” своих пространств. Дети рисуют, вырезают, плетут, лепят и расписывают несложные элементы обстановки для напольных кукольно-игровых пространств (обои, занавески, скатерти, дорожки, коврики и т.д.), а также – несложные декорации к спектаклям и развлечениям.

  Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: “Театр мод”, “Праздник шляп”, “О карнавал, карнавал!”, “Бал в сказочном королевстве”. Дети могут проявить себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

  В подготовке к театральному фестивалю дети могут  участвовать в создании театральных афиш, театральной тумбы, пригласительных билетов.

  Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

1.3.Материалы.

Материалы можно условно поделить на две группы.

  1. Неоформленные (бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, верёвки и пр.) – не несут в себе ничего, кроме фактуры.
  2. Полуоформленные:

- искусственные (коробки, пробки, бусы и пр.) – бросовый материал;

- природные (плоды, ветки, листья, камни…).

Бросовый материал.

  Отдавая дань памяти замечательному педагогу, стоящему у истоков отечественной системы дошкольного образования – Луизе Карловне Шлегер, - уместно заметить, что именно она, пытаясь создать новую систему воспитания в детском саду, основанную на принципах детской самодеятельности, инициативы и свободы творчества, впервые обратила внимание дошкольных работников на этот материал.

  Наблюдая детей, Л.К. Шлегер обратила внимание, что дошкольники собирают и хранят, как сокровища, все ненужные вещи, которые взрослые бросают в каждом доме: пустые коробки, пуговицы, пробки и пр.

  Называя «бросовый» материал «интереснейшим», Л.К. Шлегер утверждала, что он даёт детям чувство свободы и независимости от взрослого, т.к никто не жалеет эти ненужные вещи, не запрещает ими пользоваться. Педагогическую ценность бросового материала Шлегер видела в его разнообразии и доступности. Этот материал пригоден для создания детьми своих собственных игрушек, удовлетворяет главные потребности детей в создании, делании и творчестве. Бросовый материал, считала Л.К. Шлегер, воспитывает практичность, приучает  беречь и ценить каждую вещь и применять всё к делу. Данный материал настолько разнообразен, что, работая с ним, дети естественным образом развивает сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер.

2.Влияние детского дизайна на развитие творческих способностей дошкольника.

2.1.Творчество. Условия развития творческих способностей.

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка.

Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, задатки — некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека не мыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

"Каждое дитя в известной степени гений, а каждый гений до некоторой степени дитя". Эта знаменитая цитата из Шопенгауэра нуждается в разъяснении. В чем гениальность ребенка? И где эта естественная детская гениальность проявляет себя? Главное качество гения - видеть вещи и события дальше их обыденного и общепризнанного значения, видеть вопреки мнению и предрассудкам. Именно в этом смысле каждый ребенок - гений. Над ним еще не довлеет общепринятое, оно еще не стало (но очень скоро станет) застить весь мир. Но детская гениальность, увы, ограничена. Ей не под силу увидеть, невидимые другим, законы мира. Ребенку не хватает знаний о свойствах вещей и явлений. Утрата детской гениальности является ценой за эти знания, за вековой опыт человечества, позволявший выжить. Несмотря на трагическую необратимость этого процесса, каждому родителю под силу сохранить каплю гениальности в своем ребенке. Для этого достаточно дать возможность проявиться и утвердиться детской творческости , признать ее как уникальное, требующее уважения явление. Ребенок, чье творчество признают в детстве, на всю жизнь приобретет силу мыслить самостоятельно и оригинально.
Творчество – деятельность, пораждающая качественно новые продукты, отличающиеся оригинальностью и имеющие общественно-историческое значение. К. Платонов определил творчество как мышление в его высшей форме. Это мышление способно выходить на высокий уровень с целью решения той или иной задачи ранее неизвестными способами. Процесс творчества связан с активной работой воображения.

Результатом труда ребёнка в художественно-творческой деятельности является выразительный образ в отличии от художественного у профессионала, т.к. ребёнок не обладает тем уровнем психических процессов, который позволяет глубоко осознавать явления действительности.

Акт творчества отличается от других форм обучения тем, что в это время ребёнок не накапливает знания, а отдаёт их (Л.С. Выготский), обретая уникальный опыт самореализации.

Творчество – деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Ранние эмоциональные переживания связаны с восприятием красоты, оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами, при благоприятном влиянии, это первое, не всегда вполне осознанное тяготение к прекрасному, перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить искусство. Произведения художников учат ребят фантазировать, дети начинают видеть и слышать в произведении что-то своё, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.

И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребёнка:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Условия развития творческих способностей.

Только при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности.

 Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основная идея творческой работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

1. Раннее начало.

2. Организация эстетически грамотной среды. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Культурно-познавательная среда представляет собой пространство, заполненное произведениями искусств, позволяющее ребёнку соприкасаться с красотой, знакомиться со средствами выразительности. Ребёнок, действуя в данной среде, изменяет, трансформирует её.

3. Воспитание средствами искусства должно осуществляться в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребенка – через художественную литературу, живопись, театрализованную деятельность. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка. Знакомство детей с искусством следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определенной суммы знаний и выработки определенных умений и навыков, а как интересный увлекательный процесс доверительного общения с детьми, “погружения” их в мир творчества, создания новых художественных образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

4. Актуализация процессов восприятия. Прохождение информации через сенсорные каналы восприятия и ощущений делает возможным взаимодействие между отдельными модальностями восприятия ( визуальной, слуховой, кинестетической), которые и лежат в основе создания художественного образа посредством творческой, преобразующей деятельности. В основе этого явления лежит синестезия – чувственное отражение окружающей действительности; именно оно работает в различных видах искусства.

Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.

5. Свобода в самовыражении.

6. Творить вместе. Предоставленная ребёнку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослого – вот ещё одно немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Е. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Задача взрослого – помочь ребёнку встать на этот путь. И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.  О.М.Дьяченко при анализе зарубежной психологии выделяет два основных направления педагогики творчества:

  1. исследования, показывающие роль обучения в развитии творческих процессов (в частности, вопрос о сензитивных периодах Ш.Бюллер, детально рассмотренный Е.П.Торренсом, который также показал влияние культуры на развитие творчества детей; исследования И.Хатена, Б.Олмо, А.Эденса, Ю.Дери, показавшие влияние направленного обучения на уровень творческих процессов);
  2. составление и использование комплексных программ, ориентированных на развитие творчества у детей.

О.М.Дьяченко, анализируя классификацию подобных программ, предложенную Е.П.Торреном, выделяет две большие группы программ: во-первых, нацеленные на создание условий, необходимых для развития творчества (К.Роджерс, Г.Смит) и, во-вторых, направленные обучающие программы (Р.Хесс и Д.Крофт, Л.Хаскелл).

7. Наличие интереса, проблемной ситуации. Для творческого развития совершенно не достаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное – ребёнок должен постоянно решать проблемы. Но и этого не достаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема – это ступенька лестницы, ведущей вверх, и взобраться по этой лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим и если все они будут на месте. Пусть лестница удобна и ни одна ступенька не выломана, подняться по не легко лишь в том случае, если путь этот интересен. Проблемно-мотивационный аспект призван стимулировать активность ребёнка за счёт органичного внесения проблемной ситуации в ход творческого процесса. Профессионализм педагога проявляется в умении заострить ситуацию так, чтобы ребёнок её воспринял как личную проблему. «…Личность не растворяется в ситуации. Быть личностью – значит быть независимым от ситуации, стремиться к её преобразованию» ( В.В. Сериков).

8. Личность педагога. Метод «подмастерья» позволяет рассматривать педагогический прцесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребёнка в едином творческом прцессе. А умение действовать «по ситуации» - одно из важнейших требований к качественным характеристикам в профессионализме педагога.

Чтобы добиться успехов в работе с детьми, педагог должен сам хорошо ориентироваться в искусстве, знать его особенности, жанры, виды, средства выразительности, искусствоведческую терминологию и доступно доносить всё это до детей.

9. Максимальное напряжение сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.

10. Связь с игрой. Сущность духовной жизни ребёнка-дошкольника проявляется в игре. Важное дело для воспитателя – выбрать материал для игры. Согласно Л.К. Шлегер, «детские работы, одухотворённые творчеством ребёнка, всегда являются игрушками, в которые ребёнок играет». Дошкольнику нужно предоставить широкую возможность играть, а для этого в детском саду следует создать такую обстановку, «и внешнюю и внутреннюю, в которой ребёнок каждого возраста мог бы спокойно осуществлять свою жизнь…, где он чувствовал бы себя свободно, легко и радостно и находил бы отклик всем своим запросам и интересам, соответствующим возрасту».

11. Б.М. Теплов пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без неё все другие достоинства  теряют значение». Этому условию, естесственно, удовлетворяет то творчество, «которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции».

12. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Опыт работы по развитию творческих способностей детей при формировании дизайн-культуры помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала (подручного или бросового) рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А так же позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки.

Само предназначение воспитания в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребёнка. Т.о. цель творческой деятельности не столько в обучении, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную неповторимую личность.

        2.2.  Значение детского дизайна для развития личности дошкольника.    

«Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу»                 ( Сухомлинский В.А.). А состояние человеческой души – главная цель воспитания.

Занятие дизайном позволяют удовлетворить основные потребности ребенка,

а именно:

  • желание практически действовать   предметами, которое предполагает получение
    определенного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Занятие дизайном вносят вклад в психическое развитие ребенка. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, практическому освоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов. Ребенок обладает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. Использование  художественного слова, музыкальных отрывков создает определенные условия, при которых происходит формирование эстетических чувств детей. Детский дизайн способствуют познанию окружающей действительности, развивают пространственно - конструктивное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук, речь.

У ребенка появляется созидательное отношение к окружающему, что является важнейшей предпосылкой для последующей трудовой деятельности.

Задача занятий по детскому дизайну: способствовать формированию у дошкольников      трудовых навыков,творческой активности, художественного вкуса. Формировать специальные навыки и умения, которые они могут использовать в дальнейшем в повседневной жизни. В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение единой цели в коллективной деятельности и т.д.) со взрослыми и сверстниками.Сформировать у детей практические навыки работ с материалами и инструментами.Заложить основы созидательного отношения к окружающему миру, развивать познавательное отношение к действительности. Сформировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Заложить основы творческого проявления в детях.

Задачи занятий по детскому дизайну:

  1. Развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по
    художественному ручному труду.
  2. Формирование практических умений ручной работы, на основе
    расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки,
    глазомера и т.д.
  3. Овладение основами трудовой культуры, развития трудовых умений и
    навыков; развитие умения заранее планировать ход различных
    поэтапных операций, моделировать разработанный предмет.
  4. Вариативно, творчески, рационально использовать различные
    материалы для работы.
  5. Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду и
    уважительного отношения к результатам своего труда и других людей.
  6. Развитие детей нравственно, интеллектуально, художественно
    эстетически.

Занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности, педагог старается сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайн-культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.

В результате занятий по детскому дизайну дети  эмоциональнее откликаются на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повышается их творческая активность и художественная самостоятельность.

Творческая активность проявляется также в способности детей планировать свою работу. Дети учатся замысливать образ, искать средства его воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.  В высказываниях детей появляется местоимение “Я”: “ Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…”. Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

Кроме того, занятия дизайном способствуют формированию у детей устойчивости замысла, оказывают помощь в умении планировать свой результат. У дошкольников пробуждаются чувства творческого удовлетворения (“я” – декоратор, “я” – модельер). В сотворчестве с другими детьми  ярче выступает индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.

Особенности деятельности детей занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной совместно-поисковой деятельности, способствуют успешному формированию у детей творческого мышления, общительности. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Наблюдая за окружающей предметной средой, старшие дошкольники учатся умело подбирать обстановку кукольных комнат в соответствии с назначением помещений (гостиная, кухня-столовая, спальня). Так, играя в сюжетно-ролевые игры, они проявляют себя активными участниками инсценировок, придумывают гардероб для кукол, персонажей спектакля, костюмы для развлечения (платья, шляпки, туфли, украшения).

Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте». Малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Предметы, находя своё место в интерьере, в играх, способствуют осуществлению грандиозной работы осмысливания окружающего мира и самого себя. ( М.В. Осорина)

                                                             

 

 

2.3. Воображение – основной психический процесс, влияющий на развитие творческой деятельности.

« В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке песка.»           Уильям Блейк.

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.

По мнению О.М.Дьяченко, воображение рассматривается как существенный момент в развитии творчества.

Своеобразие выразительного образа, создаваемого ребёнком, процесс его зарождения и воплощения связаны с особенностями  развития его воображения.

Любой курс обучения дошкольников должен решать такие задачи, как создание учебной мотивации, формирование общеучебных умений и навыков, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми и т.д. А вот какие специфические задачи ставят перед собой педагоги, занятые развитием творческого воображения (РТВ) ребенка:

  • учить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
  • видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях;
  • формулировать противоречия;
  • комбинировать части в целое, в том числе части различных объектов;
  • строить модели объектов, ситуаций; создавать объекты, ситуации по заданным моделям;
  • проводить аналогии между разными предметами;
  • находить сходное у разных предметов;
  • переносить свойства одних предметов на другие;
  • учить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов и т.п.

Давыдов отмечал – главным свойством воображения является способность переносить свойства одних объектов на другие. Дети дошкольного возраста достраивают образ на основе деталей. Умение видеть целое раньше частей является основой формирования замысла ребёнка. Т.о., развитие воображения – необходимое условие формирования у ребёнка дизайнерской деятельности.

Заключение.

Условия развития детского дизайна.  

1. Развитие творческих способностей (см. условия развития) и воображения.

2. Использование нетрадиционных техник в продуктивных видах деятельности.

3. Знакомство со свойствами материалов. Использование нетрадиционных материалов.

4. Знакомство с профессией дизайнера. Посещение музеев, выставок.

5. Использование и развитие разнообразных видов и направлений дизайна.

6. Целенаправленное, систематическое обучение основам дизайна.

7. Отсутствие шаблонности, поощрение творческих проявлений.

8. Оформление и использование детских работ в быту, играх, интерьере.

9. Творческая личность педагога.

10. Родители – помощники в становлении творческой личности ребёнка.   

Список используемой литературы.

  1. Давыдова Г.Н.  Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80с.
  2. Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. – 224с.
  3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2002. – 128с.
  4. Компанцева Л.В., Подашуль Н.В., Комолова Е.И. Развитие художественно-творческих способностей у детей: Методическое пособие для воспитателей. Шахты. Изд-во АО ф. «Принтер», 1996. – 76с.
  5. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов: «Феникс», 2003. – 288с.
  6. Коротеев И.А. Оригами для малышей: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. – 95с.
  7. Крулехт М.В., Крулехт А.А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2004. – 112с.
  8. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192с.
  9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.
  10. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с.
  11. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2005. – 48с.
  12. Терещук М.Н. Занятия по изобразительному искусству с детьми старшего дошкольного возраста. Методическое пособие / - Я.: ИПК работников образования, 1998. – 98с.
  13. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.

Журналы.

  1.  Комарова Т. «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?»// Дошкольное воспитание, №2, 2005, с. 80.
  2. Ярыгина А. «Графический дизайн. Что это такое?» // Дошкольное воспитание, №2, 2005, с. 35.
  3.  Обруч, №6, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организации образовательной деятельности в режимные моменты «Создание детских дизайн-проектов сервировки стола» в старшей группе.

Ваши дети не хотят дежурить по столовой или дежурят одни и те же?! Наверное, в каждом детском саду сталкивались с этой проблемой. Причины такого поведения детей могут быть разные. Это и незаинтересова...

Методическая разработка организации образовательной деятельности в режимные моменты «Создание детских дизайн-проектов сервировки стола» в старшей группе.

Ваши дети не хотят дежурить по столовой или дежурят одни и те же?! Наверное, в каждом детском саду сталкивались с этой проблемой. Причины такого поведения детей могут быть разные. Это и незаинтересова...

Дизайн-проект "Методический кабинет ДОУ"

В проекте представлен вариант реконструкции методического кабинета в соответствии с новыми требованияим....

Методическая разработка педагогический дизайн-проект "Что за чудо этот бант."

Бант- красивое, яркое украшение для любой девочки. Да и костюм взрослого может оживить этот аксессуар. Но время неумолимо, бантики уступили время заколкам, резинкам. И мне очень захотелось рассказать ...

Методические рекомендации по благоустройству и дизайну игровой площадки

Создание комфортных, благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Развивать эстетические чувства, мелкую моторику. Способствовать развитию основных физических качеств. Воспитывать любовь...

Детский дизайн. Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетической деятельности «Подарок для маленькой хозяюшки». 2 младшая группа.

Детский дизайн. Методическая разработка  непосредственной образовательной деятельности  по художественно-эстетической деятельности «Подарок для маленькой хозяюшки». 2 младшая гру...