Разноцветная осень в произведениях художников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Артемьева И.А.

Это занятие по закреплению знаний  о профессии художника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotsvetnaya_osen_v_proizvedeniyah_hudozhnikov.docx182.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ БСОШ №3 структурное подразделение – детский сад

Краткосрочная образовательная практика

 в старшей группе

 « Разноцветная осень  в произведениях художников».

C:\Users\FOX\Desktop\разноцветная осень\художник рисует осень.gif

Воспитатель: Артемьева Ирина Анатольевна

г.Бобров 2017 г.

Тип НОД: занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

Вид НОД: интегрированная.

Тема: «Разноцветная осень в произведениях художников».

Старшая группа.

Задачи:

Образовательные.

1. Познакомить с профессией художника.

2.Знакомить с разнообразием осенних пейзажей , натюрмортов, портретной живописи в репродукциях картин художников.

3. Формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению (выражать настроение, которое оно вызывает).

Развивающие.

1. Развивать навык гармонично располагать рисунок в формате листа бумаги.

2. Побуждать детей к самостоятельной передаче осеннего настроения, используя доступные им средства выразительности (цвет).

3. Развивать творческое воображение.

Воспитательные.

1. Воспитывать эмоциональный отклик на изображение на картине, самостоятельность, творческую активность.

2. Воспитывать способность к образному восприятию красоты природы через произведения литературы, живописи, музыки и её передаче в рисунке.

Интеграция образовательных областей:  Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое.

Задачи образовательных областей в интеграции: 

 Социально - коммуникативное развитие:

  • развитие общения и взаимодействия  со сверстниками;
  •  становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  •  развивать навыки сотрудничества, умение работать группами, оказывать помощь друг другу.

Речевое развитие: Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание.

Познавательное развитие: обобщать представления об осени и изменениях в природе поздней осенью.

Словарная работа: репродукция, натюрморт, мольберт, картинная галерея.

Демонстрационный материал: Репродукция картин И. Левитана “Золотая осень», «Поздняя осень». Репродукция картин художников «Натюрморт»,иллюстрации  для показа, палитра, кисть, 2 мольберта, 2 ватмана.

Раздаточный материал: Листы бумаги, цветные карандаши, акварель, мелки.

Техническое обеспечение: аудиозапись: весёлая музыка, П.И.Чайковский «Октябрь»; видеофрагмент из м/ф «Маша и медведь».

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и прозы об осени; загадывание загадок о погодных явлениях осени; рассматривание иллюстраций, репродукций картин; знакомство с приметами осени; разучивание песен, хороводов; вырезание листьев из цветной бумаги; раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель,  переодетый в художника, встречает детей.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:- Здравствуйте ребята!

Придумано кем-то
Просто и мудро
  При встрече здороваться:
- ДОБРОЕ УТРО!
- ДОБРОЕ УТРО!
  Солнцу и птицам.
  ДОБРОЕ УТРО!
  Улыбчивым лицам.
  И каждый становится
  Добрым, доверчивым...
  Пусть доброе утро
  Длится до вечера!

 «Доброе Утро!»

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: - Я вижу у всех хорошее настроение.

 - Ребята, догадайтесь, кто я? (одеваю фартук и шапочку, в руках палитра и кисть)

У меня есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,

А ещё мольберт-треножник,

Потому что я… (художник).

-Да, я – художник, а это моя мастерская. А вы знаете кто такие художники?

(Ответы детей). Правильно, художник  рисует картины.

Он и фрукты, и природу

Нарисует, и портрет.

Взял художник на работу

Кисти, краски и мольберт.  (С. Чертков)

Предлагаю присесть вам ковер и послушать небольшую историю.

     Человек всегда старался сделать свое жилье красивым и уютным. Много тысяч лет тому назад, первобытный человек, живя в пещере, начал изображать на стенах своего жилища людей и животных. Рисунок их был совсем простым: палочки, да крючки (показ иллюстраций). 

      Человек жил в пещере, не умел шить одежду, ел мясо диких животных, но уже рисовал. Но рисуя угольком из костра, люди видели скучные одноцветные рисунки. Как вы думаете, что придумали люди? (Ответы детей). Правильно, краски.

Но в мастерской художника должны быть не только краски.

 Давайте  вспомним, что нужно художнику для работы. А для этого отгадайте мои загадки.

Помощник деревянный
Должен быть он острым постоянно
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует…  (карандаш)

Я люблю купаться в краске
Совершенно без опаски.
С головою  окунаюсь,                                                                                                           

А потом, не вытираюсь.
По бумажному листу
Или тканному холсту.
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я?  (кисть)

А чтобы краски разводить
Художнику нужна… (палитра)

Нанесёт она узор

Очень трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит... (акварель)

Все загадки отгадали, а теперь мы поиграем!

Игра «Мастерская художника».

Звучит музыка «Ералаш - Музыка счастья».

Дети из множества картинок, выбирают одну, с принадлежностями художника. Выставляют на листе бумаги, создавая мастерскую.

Молодцы, ребята, теперь и вы создали свою мастерскую.

Воспитатель: -Что должен уметь художник? (Хорошо рисовать).

- Что он создаёт? (Картины).

- Что может изображать художник на своих картинах? (Природу, фрукты, овощи, человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок).

- Чтобы увидеть вокруг себя интересное, необычное, каким должен быть художник? (Наблюдательным, внимательным, трудолюбивым, обладать хорошей памятью).

- Стать настоящим художником совсем непросто. Для этого нужно долго и упорно трудиться, развивать память, воображение, наблюдательность, изучать творчество великих художников. А ещё у художника должен быть талант.  

-Ребята, а вы знаете имена великих художников? (В.Серов, И.Репин,

 И. Левитан; И. Шишкин, В.Васнецов). 

- Ребята, а где хранятся  работы художников? (Ответы детей). Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях (показ иллюстраций).

Воспитатель предлагает совершить экскурсию по мастерской и рассмотреть картины художников о осени.

Осенняя природа дарит нам необыкновенно богатую палитру ярких красок. От ярких тёплых оттенков до холодных тонов от которых мы чувствуем радость, но в тоже время и грусть прощания с летом.

Картина  Исаака  Левитана «Золотая осень».

Воспитатель: Какая это картина по настроению? (ответы детей).

Воспитатель: Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотой наряд.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной. (И.Бунин)

Картина Исаака Левитана «Поздняя осень».

Что вы можете сказать об этой картине. Какая здесь изображена осень?(Ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, осень бывает разная.  Говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью.

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
 (А.С.Пушкин)

Подходим с детьми к столу, где оформлена выставка  картин – натюрморты.

Рассматривание осенних натюрмортов.

Воспитатель: Ребята, помните, как Мишка из мультика «Маша и медведь» рисовал картину, где возле бочонка с мёдом  лежали яблоки и груши? Всё, что сорвано, срезано или собрано, но продолжает радовать человеческий глаз, — это натюрморт. Его и рисовал лохматый художник (просмотр фрагмента из м/ф).

Но прежде чем написать натюрморт, художник продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.

Воспитатель: А сейчас хочу проверить всё ли вы запомнили? И хочу загадать вам загадки.

Если видим на картине

Фрукты и цветы в корзине.

Или вкусный  - вкусный торт…

Значит это - … (натюрморт).     - Найдите на доске натюрморт.

Если видишь  на картине

Речку, поле, берег в тине,

Лес, дорогу, домик наш…

Перед нами сам - …(пейзаж). - Найдите на доске пейзаж.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, чтобы художниками быть, надо чтобы мы были здоровыми и наши руки никогда не уставали, в этом нам поможет физкультминутка  “Юные волшебники”.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать.

Итак,  наши руки готовы рисовать, осталось провести весёлую разминку “Кто быстрее”.

Ребята мы с вами разделимся на две команды. Перед вами у каждой команды стоят мольберты. На каждом прикреплён большой лист бумаги с нарисованными, но не раскрашенными предметами (предметы по количеству  участников). Вам нужно по очереди выходить к своему мольберту и раскрашивать один из предметов. Выигрывает команда, которая быстрее, правильнее, аккуратнее выполнит задание, и получит в приз листы бумаги для будущего рисунка.

А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих художников.    

Дети занимают места за столами. На столах лежат листы бумаги, с нарисованными основными деталями определенного жанра живописи: натюрморт – ваза; пейзаж – стволы деревьев. Воспитатель предлагает нарисовать детям картину, в том жанре, какой у них предложен на листах. 

Материал на выбор детей: цветные карандаши, восковые мелки, простые карандаши. Перед детьми репродукции картин, выполненные в различных жанрах живописи.

Самостоятельная продуктивная деятельность. 

Звучит мелодия П.И.Чайковский «Октябрь».

Подведение итогов.

Воспитатель: Ваши картины просто замечательные. Я очень рада, что вы побывали в моей мастерской.

Ребята, вы сказали, что художники хранят свои картины в музеях и галереях. А давайте и мы с вами оформим выставку ваших работ (оформляется выставка).

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали? Нужна ли нам профессия художника?

Хотите ли вы стать  настоящими художниками? Что нужно делать для этого.

Использованная литература.

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду .-М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
  2. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений» Г. С. Швайко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии Произведений художников Ставрополья.

Знаю, как непросто найти материал для реализации Региоанльного компонента программы. Надеюсь, тот материал поможет коллегам Ставропольского края. Чтобы не занимать место и не дублировать работу, интер...

Осень в произведениях русских художников.

Презентация поможет познакомить детей с творчеством русских художников, о том, как художники изобразили осень в своих произведениях. Красота природы осенью – неповторима. Многие х...

Презентация "Осень в произведениях русских художников"

quot;Осень в произведениях русских художников"...

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группа

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группаСиротенко МаринаТематический проект «Осень разноцветная» Тематически...

Осень в произведениях художников

Развитие художественно-эстетического восприятия посредствам искусства. Приобщение детей к изобразительной культуре через ознакомление с художественными произведениями. Просмотр кар...