Статья. Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
статья на тему

Кочеткова Наталья Викторовна

"Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kochetkova_frebel.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности  

Кочеткова Наталья Викторовна

воспитатель МБДОУ Детский сад № 3

 

Общепризнано, что игра – ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов у ребенка.

Игры с использованием  набора  «Дары Фребеля» и развивающей игры Б. П. Никитина «Сложи узор» обеспечивают развитие  логического мышления, овладение действиями пространственного моделирования, стимулирование познавательной активности к математическому  развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Основные характеристики игрового набора «Дары Фребеля»

Фридрих Фребель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

        Первый дар представляет собой набор цветных мячиков различных цветов – помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления.

Во второй «дар»  входит - деревянный кубик, шар и цилиндр.

Второй «дар» помогает знакомить детей с разными формами, свойствами предметов:

- шар можно рассматривать в движении,  он катится;

- куб в своем постоянстве и покое  - вместе с детьми выясняем, почему куб не катится, что ему мешает (наличие углов);

- цилиндр в свою очередь может двигаться как шар и стоять как куб.

Знакомясь с формами куба,   рассматриваем его  с разных сторон, из разных положений. Показ проекций предмета покажет ребенку то, что один и тот же предмет с разных положений может видеться по-разному (вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной).

Также сравнивая  фигуры между собой, с выявлением особенностей каждой, выявили факт:

-быстро крутящийся шар не изменяет свою форму;

-быстро вертящийся куб, подвешенный за центр стороны, принимает форму цилиндра;

-быстро вертящийся куб, подвешенный за вершину и ребро, принимает одну и ту же форму, как говорят дети, юлы или ромба. Вводится новое понятие  - октаэдр.

-быстро крутящийся цилиндр, подвешенный за округлую сторону, изменяет свою форму. И здесь мнения детей расходятся: одни говорят, что это куб, другие видят шар.

Дары Фребеля позволяют, давая детям понятие объёма и плоскости, показать и доказать разницу между плоской и объёмной фигурой экспериментально (показ с подсвечиванием — тень от куба — квадрат). Можно также обвести куб карандашом и получить плоскостную фигуру.

        Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части).

        Посредством этих предметов ребенок получает представление о целом и составляющих его частях - «сложное единство».

        Четвертый дар  куб, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).        Здесь также рассматриваются отношения формы и величины.        

        Дети играют в такие игры: "Сравни фигуры", "Больше - меньше", "Построй мост", "Длиннее - короче".

Пятый и шестой "дары" - кубики, дважды равномерно разделенные во всех направлениях на маленькие кубики, по диагонали пополам.

        По сути, дети знакомятся с таким понятием, как дробь, хотя еще и не вводится такое понятие. «Это половинка и это половинка, вместе это единица, т. е. целое».

       Далее, дети из двух половинок разных фигур могут построить дом, либо два одинаковых дома, разделив поровну половинки. Разделив детей на пары, можно построить дома по показу — первая пара строит дом, а вторая повторяет. Дети сами должны заметить и исправить допущенные ошибки, анализируя постройку.        

Вариантом использования «даров Фребеля» из модуля 10 (это фишки) может быть игра в магазин. Фишки - это деньги.  Играя в магазин, дети проигрывают ситуацию счёта, в соответствии с задачей образовательной области «Познавательное развитие» - формируя навыки счёта в пределах первого десятка.

Каждому ребенку раздаётся определённое количество фишек (денег), все дети считают, чтобы у остальных было денег поровну. Далее выставляется ценник. У каждого вида товара своя цена. Продавец продаёт товары в соответствии с ценой. Перед ребёнком может встать выбор — взять одну большую дорогую игрушку или несколько маленьких. Так мы проигрываем социальные роли и решаем педагогические задачи по ФЭМП.

        Одной из задач образовательной области «Познавательного развития» является знакомство с задачей, представление о составлении и решении задач на сложение и вычитание в пределах первого десятка.

        Можно дать ребёнку задание: «На полянке распустились 3 желтых цветка и 2 синих. Сколько всего цветов стало на полянке?» При этом используются фишки, которые являются лишь символами цветов.

Очень интересным и универсальным пособием являются «Палочки» из 8 модуля и геометрические фигуры из модуля 7, представляющие готовый материал для конструирования, ФЭМП, развития ритмических способностей детей.

Выкладывая фигуры различных персонажей, дети могут быть ограничены условиями (ноги длинные, неокрашенные, руки короткие, синие, показ), а также могут сами ограничить пространство с помощью всё тех же палочек, обучаясь при этом договариваться друг с другом.  

Развивающая игра «Сложи узор»  Б. П. Никитина

Данная игра не является новой, инновационной для практиков дошкольного образования, так как многие педагоги используют в своей работе развивающие игры Никитина.

Однако сегодня в аспекте деятельностного подхода к развитию детей дошкольного возраста, а также учитывая, что игра основана на построении и моделировании, возникла необходимость и актуальность в использовании игры «Сложи узор», способствующая развитию логического мышления, а также овладение действиями пространственного моделирования

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Для игр с кубиками помогает альбом «Чудо-кубики-2», предназначенный для индивидуальной и групповой работы с детьми 4-8 лет. Задания пронумерованы в порядке возрастания сложности.

        «Сложи узор» с  настольными кубиками:

        На  первом уровне ребенку предлагается рисунки-схемы, на которых прорисованы границы кубика. Ребенок на этом уровне просто копирует изображение, выкладывая кубики на схему. Упражнения способствуют развитию внимания, пространственному мышлению, освоению различных способов комбинирования цветных граней.

        На 2 уровне – изображение ребенку предлагается уже сплошное. Границы между кубиками не прорисованы. Не прорисованные границы превращают рисунок в головоломку. Развивается мышление. Способность к анализу и синтезу.

        «Сложи узор» с напольными кубиками:

        Третий уровень. Рисунки даны в уменьшенном масштабе, границы прорисованы. Ребенок выкладывает узор по образцу на полу.

        Четвертый уровень: Изображение в уменьшенном виде, сплошное. Это очень сложный вид задания, над которым возможно поломает голову и взрослый.

        Дополнительные задания:

        После того, как ребенок правильно собрал рисунок, можно ребенку предложить выполнить задание, способствующее развитию памяти: «сфотографировать рисунок» глазками, запомнить все детали рисунка  и собрать его, но уже по памяти.

        Упражнения на симметрию помогут ребенку лучше ориентироваться в пространстве. Для восстановления симметрии можно также взять любой симметричный рисунок и убрать его половину. Перед восстановлением предложите ребенку догадаться, что же должно получиться, а после проверить свою догадку на практике.

        Зарисовывание рисунков из кубиков – отличное упражнение, способствующее развитию внимания и ориентации в пространстве.

        Таким образом, данные дидактические материалы, «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель и игры Никитина, способствующие развитию элементарных математических представлений, овладению действиями пространственного моделирования, детской любознательности и умению решать проблемы, являются бесценным игровым материалом.

Не зря говорят, все новое – хорошо забытое старое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...

Презентация.«Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Опыт работы. «Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (игров...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

формирование представления о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

В статье раскрывается акктуальность темы,общая цель и задачи,подробно расписывается методика проведения пяти дидактических игр....