Практикум для родителей «Возраст капризов, воспитывать или выполнять требования»
консультация (младшая группа) на тему

Малик Надежда Михайловна

Психолого-педагогическое просвещение родителей  в вопросах воспитания и развития ребенка в кризисный период 3х лет, способствует снятию напряжения в семье, помогает пережить кризис и научится "правильно" реагировать на капризы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3_let.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Возраст капризов, воспитывать или выполнять требования»

Цель:  оптимизировать детско-родительские отношения в период кризиса 3х лет.

Задачи:

  • актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста
  • анализ проблем взаимодействия с детьми в кризисные периоды жизни;
  • расширение возможностей понимания и развития личностных особенностей и способностей своего ребенка;
  • формирование представления у родителей о причинах «плохого» поведения;
  • повышения психологической компетентности у родителей в вопросах конструктивного реагирования на капризы ребенка;
  • профилактика семейного неблагополучия;

Ход практикума:

1. Приветствие. Правила общения во время практикума.

2.  Стикер - имя. «Я пришел, чтобы…»

      3. Упражнение «Импульс».

     Цель: снятие напряжения, физическое раскрепощение, стимулирование спонтанности, активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие взаимного доверия и сплоченности.

Упражнение «Хвасталки»

Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»

Психолог:

Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.

    Уважаемые родители! Отметьте, пожалуйста, те утверждения, которые соответствуют поведению Вашего ребенка:

· Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

· Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

· Не воспринимает мнение других.

· Часто устраивает истерики.

· Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

· Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.

· Ругается, дразнится, обзывает родителей.

· Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.

· Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.

· Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image008.jpg

 п

з

Р

и

к

а

3

6

4

5

1

2

     4. «Мозговой штурм» — «Что я подразумеваю под понятием “каприз”?»

Родителям предлагается высказать свое мнение о том, что они подразумевают под понятием "каприз". При проведении данного упражнения необходимо соблюдать ряд правил, необходимых для организации "мозгового штурма": запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма, выдвижение как можно большего количества идей, обязательная фиксация всех идей и т.д.

Психолог:

- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

- Девочки капризничают чаще мальчиков.

- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!

-Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стоны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

5. Упр. «Угадай симптом кризиса»

Родители по очереди рассказывают о ситуации, которая взволновала их (ведущий вывешивает название симптома)

Негативизм- стремление делать все наоборот, вопреки просьбам. Ребенок может не сделать что то только потому что его об этом попросили.

Ребенок как бы опробует в общении слово «нет», осваивая более богатый спектр взаимоотношений.

Упрямство – ребенок настаивает на своем не только потому что ему этого очень хочется в данный момент, а потому что он это потребовал. Он как бы проверяет, может ли он что то потребовать и выполнят ли это требование.

Строптивость- центральный симптом кризиса. От негативизма отличается лишь тем, что она безлична.

Своеволие-  ребенок все хочет делать сам.

Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребенка- малыш может начать обзывать мать или отца. вдруг резко меняет отношение к игрушкам- замахивается на них.

Деспотизм (ревность)- проявление власти деспотичной над окружающими (мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он этого требует; ему должны достать то, что он хочет «черпалка»).

Протест- ребенок как будто находится все время в состоянии войны.

6. Мини-лекция «Причины детских капризов»

У каждого поступка есть причина. Детские капризы, как правило, возникают не на пустом месте, у ребенка есть основания вести себя подобным образом :

1) его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает;

2) хочет привлечь к себе внимание — он выбрал такой способ общения, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви, поэтому он будет ходить за вами по пятам, «канючить», хватать за руки;

3) хочет добиться чего-то очень желаемого — покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из-за каких-то непонятных ребенку причин;

4) выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным — это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!», «Перестань смотреть по сторонам!». Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не станет самостоятельным и уверенным в себе. Всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным;

5) испытывает психоэмоциональное напряжение — ребенок переживает конфликт с самим собой, он не выспался, устал за день, семейные ссоры родителей влияют на его психоэмоциональное состояние.

7. Командная игра «Как мы боремся с капризами»

Инструкция. Родители делятся на две команды, получают карточки с описанием ситуации. Представитель от команды зачитывает содержание карточки. Соперники в течение 2 мин должны дать комментарий и предложить способ воздействия на ребенка.

1. В воскресенье сын (4 года) устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и твердит: «Купи мне, купи!». Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.

2. Ване 4 года. Каждый день ходим на одну и ту же детскую площадку. Ему очень нравится играть с детьми, качаться на качелях, лазить по игрушечному кораблю, кататься с горки. Но когда наступает время уходить, повторяется одна и та же история: он не хочет возвращаться домой и устраивает публичное выступление… Почти всегда уношу орущего и бьющегося ребенка на руках.

3. От дома до садика два шага, но каждый раз дочка (3 года) требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога, как каша, — десять потов сойдет, пока довезешь. Да и сама уже должна ходить.

4. Из детского сада Миша (4 года) выходит, и такое чувство, что он повод ищет, к чему придраться, по какому поводу капризы закатить. Конечно, все кончается истерикой: домой заносим, раздеваться не дается, кричит. Что делать?

5. Одеваемся каждый раз с капризами. Сначала жду спокойно, пока дочь (4 года) набегается по раздевалке. Потом не выдерживаю, заставляю одеваться. Начинает кричать, вырываться. В результате испорчено настроение и у меня, и у нее.

6. Каждый раз, когда идем с Машей (4 года) из садика и подходим к магазину, она заводит разговор: «Мама, я хочу шоколадку. Купи мне шоколадку». На все увещевания, что мы будем ужинать, а шоколад перед ужином есть нельзя, иначе испортишь желудок, она не реагирует и только твердит свое. В результате она просто останавливается у магазина и, когда я пытаюсь ее увести, устраивает истерику. Приходится заходить и покупать шоколадку, иначе не успокоится.

7. Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать.

8. Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает«Я-сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить.

9. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать - не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение.

8. Саморегуляция .

Порой  чувства затмевают сознание и не дают принять верное решение. Очень часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у детей, о чем потом часто сожалеем. Как говорил Карлсон Малышу: «Спокойствие, только спокойствие!». Поэтому возьмите тайм-аут — «Я сейчас не буду с тобой разговаривать», «Посиди, успокойся» — во время которого посчитайте до 10 или примените методику глубокого дыхания, или выполните упражнение «Лифт». Все эти приемы вы также можете предложить ребенку или использовать вместе с ним.

 Упражнение «Глубокое дыхание»

Время выполнения — 2–3 мин.

1) Сядьте на стул, спина прямая, расслабленная.
2) Сделайте вдох через нос на счет 1-2-3-4, выдохните через рот на счет 4-3-2-1.

Упражнение «Лифт»

Время выполнения — 2–3 мин.

Сделав глубокий вдох, чтобы воздух дошел до живота, начните «поездку на лифте». Выдыхая, почувствуйте, как воздух начинает свой путь от «первого этажа» (живота). Упражнение хорошо выполнять стоя.

1) Вдохнули глубоко и медленно через рот так, чтобы воздух дошел до живота (первый этаж). Задержали дыхание, выдохнули ртом.
2) Снова вдохнули так, чтобы воздух поднялся на один «этаж» выше (желудок). Задержали дыхание — выдохнули через рот.
3) Вдохнули — и подняли лифт еще на один «этаж» (грудь), выдохнули.

После выполнения упражнения приходит ощущение, что и напряжение, и волнение вышли из тела, словно из дверей лифта.

     19. Упражнение «Чаша»

Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги или открыток, напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.

    10. Рефлексия.

    11. Заключение.

 Раздаточный материал «Кризис. Причины. Проявления. Польза. Стратегии поведения взрослых.» Список литературы.

Список литературы для родителей

Р. Хазиева «Детские капризы. Практическое руководство для родителей непослушных детей». Как добиться от ребенка выполнения требований взрослого, не подавив чувства собственного достоинства малыша, сохранив доверительные, уважительные взаимоотношения? Ответы на этот и другие важные вопросы на страницах книги.

Е. Корнеева «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». Что делать, когда ребенок кричит, упирается, захлебывается слезами, а окружающие с осуждением смотрят на незадачливого родителя? Пойти у малыша на поводу и добиться прекращения рева? Так он только этого и ждет. Отшлепать как следует, чтобы знал, кто тут на самом деле командует? Жалко. Эта и другие ситуации разбираются в книге.

З. Некрасова, Н. Некрасова «Что делать, если… Вас достали конфликты, капризы и детские вредности». Эта книга — практикум для родителей, подсказка, шпаргалка на каждый день. В ней собраны веселые, серьезные и очень действенные советы: что делать, если ребенок есть не желает; ломает игрушки; ноет, капризничает и (или) вопит; требует «хочу!» и «купи!»; не хочет идти домой и др.

И. Гурина, М. Шкурина, Т. Холкина «Сказки от капризов». В книге собраны особые психологические сказки на все случаи жизни. Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать игрушки, дерется, не хочет ходить в детский сад и т. д. — прочитайте ему одну из сказок, и вы увидите, как изменится его поведение.

М. Вульф «Психология детских капризов». Книга выдающегося российского психоаналитика. Автор исследует проблему реальности и фантазии в психике ребенка, анализирует детские сказки, дает им психоаналитическое толкование, объясняет природу детских капризов и раздражения.

М. Дени «Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом». Книга поможет понять, почему ребенок капризничает, и найти правильную линию поведения, когда эмоциональные качели раскачиваются слишком сильно. В ней много полезных советов, подсказок и действенных решений, например: как вести себя, когда эмоции захлестывают не только ребенка, но и родителей; как научить сына или дочь управлять негативными эмоциями и т. п.

Список использованных источников

1. Корнеева Е.Н, Детские капризы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

2. Лютова Е.К. Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.:Речь. – 2003.

3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.:ООО Издательство «Речь», 2002.

4. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться/ Луговская А., Шевнина О. – М.: Эксмо, 2006.

5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-458595.html .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий практикума для родителей «Детские капризы»

сценарий практикума для родителей «Детские капризы»...

практикум с родителями "Как выполнять артикуляционную гимнастику дома"

В работе представлены способы и примеры занимательного выполнения артикуляционной гимнастики дома, что позволит родителям совместно с детьми активно работать в подготовитльном этапе постановки звука...

Практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем детей красноречивыми"

Практикум направлен на знакомство родителей с приемами работы по развитию речи на занятиях в детском саду. Дать рекомендации родителям по развитию речи детей в условиях семьи....

Семинар - практикум для родителей детей раннего возраста "В царстве капризов и упрямства. Кризис 3-х лет"

Капризы и упрямство являются актуальной проблемой для родителей малышей 2-3 лет. Родители часто сталкиваются с непослушанием, капризами, истерикой у своих маленьких чад.  Что с этим делать? Как п...

Семинар-практикум для родителей: «Капризы и истерики детей дошкольного возраста»

Цель:  познакомить  родителей со способами  преодоления детских капризов, правилами  поведения  при детской истерике.   Задачи:1. Помочь родителям определить пр...

«Формирование умений выполнять требования взрослого, данные в устной форме, самостоятельно выполнять задания по образцу»

Цель: внедрение опыта работы по формированию умений выполнять требования взрослого, данные в устной форме, самостоятельно выполнять задания по образцу.Задачи:- продемонстрировать этапы работы по форми...