Конспекты НОД в старшей группе (Педагогический проект «Русская матрёшка»)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Боголюбова Наталья Геннадиевна

Исследовательская работа в образовательной деятельности, помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по лепке и росписи авторской матрешки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

(Педагогический проект «Русская матрёшка»)

Познание. Формирование целостной картины мира.

Тема «Знакомство с русской матрешкой».

Программное содержание:

О/О Познание

1. познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;

2. дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

3. учить называть свойства и качество предметов.

Интеграция образовательных областей.

О/О Коммуникация

1. формировать грамматически правильную речь;

2. учить детей составлять описательный рассказ;

3. обогатить словарь детей.

О/О Социализация

1. воспитывать патриотические чувства;

2. развивать эстетический вкус.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с

матрешками; чтение художественной литературы («Игрушки» И. Булва-Давыдова,

«Матрешки», «Полхово-майданская роспись» С. Вахрушева).

Материал: игрушки-матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке.

Словарная работа: семёновская, полхово-майданская, веселая, нарядная, красивая.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица

Для маленькой - темница.

                                 (Матрешка.)

Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрешке. Эта веселая игрушка - расписная матрешка - родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу - художник увидел в Японии. Эта была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу. Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще... С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда (выставка матрешек).

Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?

Дети: У одной - красный, у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый с белым

платочком в горошек, у четвертой - яблоки на переднике.

Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским

именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так

родилась матрешка - разъемная деревянная кукла.

Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (Из дерева)

Воспитатель: Начали точить матрешек по русским селам, где издавна работали умельцы с

деревом: В Сергиевом Посаде, в селе Полховский Майдан, Семёново и других

(выставка иллюстраций, альбомов).

Воспитатель: эта матрёшка из Полховского Майдана

(рассматривание полхово - Майданской матрёшки).

А я, подружка из Майдана

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами,

Сияющими лепестками

И ягодами разными, спелыми и красными.

Воспитатель: По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый,

алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. Чем украшен сарафан

матрёшки? Какими красками расписывали матрёшку?

 (рассматривание Семеновской матрёшки)

А я из тихого зеленого городка Семёново.

Я в гости к вам пришла

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.

Воспитатель: У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами

малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором. Чем расписан сарафан этой матрёшки? Какими красками пользовались художники?

Физкультурная минутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.                 (хлопки перед собой)

На ногах сапожки,

Топают матрешки.                   (руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед

                                                  на пятку, затем левую)

Влево, вправо наклонились,   (наклоны влево – вправо)

Всем знакомым поклонились. (наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры.       (повороты туловища направо – налево, руки к плечам)

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.                   (хлопки в ладоши перед собой)

Выставляя матрешек, воспитатель предлагает дидактическую игру «Выбираем сувенир».

Воспитатель: Какую матрешку вы бы выбрали в подарок другу? Расскажите, почему она

вам понравилась?

Дети:

 Я бы подарил эту матрешку, потому что она с петухом - это самая первая русская

матрешка

 Эта матрешка украшена яркими цветами и зелеными листьями, у нее красивый

сарафан, поразительные черты лица. Она выполнена семеновскими мастерами.

 У этой матрешки цветы, ягоды, листья сказочные обведены черным контуром. Ее

выполнили полхмайданские мастера.

Воспитатель: Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали

люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую

матрешку.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

(Педагогический проект «Русская матрёшка»)

Художественное творчество. Рисование.

Тема «Украсим сарафаны матрёшкам».

Программные содержание.

О/О «Художественное творчество»

1. развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие

способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать

окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;

2. учить использовать тампоны при украшении силуэта матрёшки;

3. закрепить умение работать с кистью и красками.

Интеграция образовательных областей.

О/О «Познание»:

1. продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством – русской

матрёшкой;

2. развивать сенсорные навыки.

О/О Социализация»:

Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Предварительная работа: рассматривание матрёшек, чтение стихов о матрёшках.

Материал: русский народный костюм для педагога, силуэты матрёшек, краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки, кисточки.

Словарная работа: сарафан, косынка, нарядная, расписная, красивая.

Ход занятия:

Звучит музыка. Педагог в русском народном костюме. Входит в группу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы

все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и

носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.

Воспитатель: А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как

родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село.

Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится.

Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него

дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не

печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", -

сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной

девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке,

рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся

нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да

не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял

деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками

разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка,

смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как

куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро

выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные

игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Воспитатель: Вот так ребята родилась матрёшка. И я приглашаю вас в музей деревянной

игрушки. (дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

Воспитатель: А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной

стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек

Воспитатель: Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

Воспитатель: Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка

раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинке.

Эту куклу открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую –

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

Вот поставленные в ряд

Воспитатель: Сколько кукол?

Дети: Кукол пять.

Воспитатель: Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая,

еще меньше, самая маленькая).

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшек. Кручу, верчу, превратить вас

хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый

украсит цветами и узорами свою матрёшку. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить

к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка. Что у неё на голове? (косынка)

Воспитатель: На туловище? (сарафан)

Воспитатель: Чем украшен сарафан? (цветами)

Воспитатель: Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен

цветами или узорами.

Захотелось мне матрёшку

В полный рост нарисовать.

Воспитатель: У каждого из вас есть ватные палочки и кисточки. Палочками мы будем

расписывать косынку матрёшки, а кисточками рисовать цветочки и листья. Сначала

украсим платочек, макаем палочку в краску и рисуем ею точки. А потом распишем

сарафан цветочками и листьями (показ воспитателя, самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера.

Давайте поставим их на выставку и полюбуемся ими.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

(Педагогический проект «Русская матрёшка»)

Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Тема «Матрешки в гостях у ребят»

Цель.

О/О «Познание»

1. закрепить счётные умения в пределах десяти;

2. закрепить умение при сравнении предметов выделять параметр высоты, употребляя

слова: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая;

3. упражнять в счете звуков на слух в пределах пяти;

4. продолжать знакомить детей с историей появления матрёшки.

Интеграция образовательных областей.

О/О «Комуникация»

Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

О/О «Социализация»

Воспитывать усидчивость, активность.

Материал: Демонстрационный – домик для матрёшек, матрёшки, посуда. Раздаточный –

матрёшки.

Словарная работа: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я обнаружила у нас в группе какой-то конверт. Давайте посмотрим,

что же в нем (загадка). Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и

постарайтесь отгадать:

На крыльцо резной избушки

Вышли бойкие подружки:

Пять красавиц расписных!

Все в платочках кружевных!

Все в передниках цветастых!

Пять румяных! Пять глазастых!

Сёстры-куколки стоят.

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это? (Матрёшки)

Воспитатель: Правильно, это матрёшки. Мы с вами в детском саду и вы дома с

родителями из бумаги, дерева, ткани, картона, пластилина делали красивых матрёшек.

Посмотрите, какой у нас здесь стоит красивый домик. Как вы думаете, кто здесь живёт?

(матрёшки)

Воспитатель: Правильно, здесь живут матрёшки. Они и пришли к нам в гости. Хотите я

вам расскажу, как появились матрёшки? Садитесь все поудобнее.

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Матрёшка

– одна из самых популярных русских игрушек. Первая матрёшка представляла собой

девушку в костюме: сарафане, переднике, платочке с петушком. Изображение девочки

чередовалось с изображением мальчика. Последняя изображала младенца. По преданию,

кто-то увидев такую куклу, смеясь воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!» С

тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой. Матрёшку сделать непросто. Сначала из дерева

(липы или берёзы) делают заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой и лишь

потом их размеры становятся всё больше. А художник весёлыми красками расписывает

матрёшек, одевая их в нарядную одежду. И вот матрёшка уже улыбается. А что её

скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй. Матрёшек стали делать в разных

городах, а вкладываемых фигурок становилось всё больше. Но матрёшки - это не всегда

девочки-куколки. Бывают и богатыри. Такие есть и у нас. А бывают и великаны, ростом с

вас. И вот таких красивых матрёшек стали возить в разные страны, показывать на

выставках за границей. И с тех пор русскую матрёшку любят во всём мире и нам эта

игрушка тоже нравится. А хотите поиграть с матрёшкой? (Да)

Воспитатель: Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости? (Нет)

Воспитатель: А почему вы так думаете? (Матрёшек всегда много)

Воспитатель: Давайте познакомимся с подружками. (Выставляю матрёшек)

Воспитатель: Вот как их много. Давайте посчитаем. Иди Алина (один, два, три, четыре,

пять, – всего пять)

Воспитатель: Дети, а матрёшки одинаковые? (Нет)

Воспитатель: Они разные по высоте. Кирилл, иди покажи, какие они? (Самая высокая,

ниже, ещё ниже, ещё ниже, самая низкая)

Воспитатель: Дети, матрёшки пришли к нам в гости. А что мы должны сделать, когда к

нам приходят гости? (Угостить гостей)

Караваем всех встречаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Воспитатель: Давайте угостим наших матрёшек чаем из самовара. Дети, а одинаковую ли

посуду мы должны им поставить? (Нет)

Воспитатель: А почему? (Матрёшки разного роста и посуда должна быть разная)

Воспитатель: Как бы ты разложил посуду для всех матрёшек? (По величине)

Воспитатель: Правильно ли Владик разложил посуду? (Да)

Воспитатель: Почему вы так думаете? (Потому что он её разложил по величине)

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами отдохнём!

Физкультминутка под музыку.

Похлопаем в ладошки,

Похлопаем немножко,

Ведь к нам пришли Матрёшки,

Очень хорошо!

Их в гости приглашаем

И чаем угощаем,

За чаем не скучаем,

Вот как хорошо!

Давайте мы попляшем,

Давайте мы попляшем,

Попрыгаем, поскачем,

Пусть все на нас глядят.

Без дела не скучаем,

Без дела не скучаем,

Всех в гости приглашаем,

Вы приходите к нам.

Игровое упражнение «Матрёшки слушают музыку».

Воспитатель: Ребята, матрёшки очень любят слушать музыку. Послушайте и вы музыку и

сосчитайте звуки (ударяю ложками, стучу в барабан, играю на дудочке, а дети считают

звуки и отсчитывают столько матрёшек, сколько звуков они слышали).

Воспитатель: Сколько звуков вы слышали? Сколько матрёшек вы отсчитали? Почему вы

отсчитали столько матрёшек? Понравилось ли вам играть с матрёшками? А какое у вас

было настроение, когда к вам в гости пришли матрёшки? (Хорошее, радостное, весёлое,

праздничное)

Воспитатель: Как бы вы изобразили весёлое настроение? Я с вами согласна. Когда у

людей весёлое, радостное настроение, они улыбаются друг другу. Давайте повернёмся к

матрёшкам и улыбнёмся на прощание!

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

(Педагогический проект «Русская матрёшка»)

Физическая культура.

Тема «Матрешки с платочками»

Программные задачи.

1. Упражнять в ходьбе и беге по одному, в ходьбе и в беге в рассыпную;

2. Формировать умение подлезать под дугу не касаясь руками пола;

3. Упражнять в сохранении равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры;

4. Закреплять умение прыгать на двух ногах между предметами;

Интеграция образовательных областей

О/О «Безопасность»

Учить соблюдать правила безопасности во время игры.

О/О «Социализация»

1. Воспитывать дисциплинированность, волевые качества;

2. Развивать физические качества: ловкость, быстроту;

3. Вызвать интерес, желание заниматься физической культурой.

Оборудование: дуга (высота 50см), доска (ширина 15 см), обруч с привязанными

лентами, кубики, набивные мячи, платочки, матрёшка.

Части НОД. Содержание НОД.  Дозировка.  Методические  указания.

I. Ходьба и бег в колонне по одному.

Ходьба и бег врассыпную.

Ходьба друг за другом, перестроение в 2 колонны. 1 мин

Распоряжение: Спина прямая,  дыхание не задерживать, движения выполнять четко

II 1.Общеразвивающие упражнения с платочками.

1) «Матрёшки поднимают платочки»

И.п.-стойка ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках, хват за концы сверху. Платочек вперед, вверх, вперед, вернуться в исходное положение. 6 раз

Указание: Руки прямые, тянемся вверх

2) «Матрёшки пляшут»

И.п.-стойка ноги на ширине плеч, платочек в правой руке. Поворот вправо, взмахнуть платочком, вернуться в и.п. Переложить платочек в левую руку, тоже повторить влево.

по 3 раза в каждую сторону

Указание: Поворачиваемся вправо, влево

3) «Матрёшки приседают»

И.п.-ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках вниз, хват сверху за концы. Присесть, платочек вперед, встать, опустить платочек, вернуться в исходное положение. 6 раз

Указание: Спина прямая

4) «Матрёшки машут платочками»

И.п.-роги на ширине плеч, платочек в 6 раз Напоминание: Голову не опускать, согнутых руках перед собой. Наклон вперед, помахать платочком вправо - влево, выпрямиться, вернуться  в исходное положение. Ноги прямые.

5) «Весёлые матрёшки»

И.п. - ноги слегка расставлены, платочек в правой руке. Прыжки на двух ногах, на месте в

чередовании с ходьбой. Под счет воспитателя на счет 1 – 8, повторить 3 раза

Указание: Прыгаем легко

6) Повторить первое упражнение.

Основные виды движений

1) «Матрёшки идут по мостику».

Ходьба по доске (ширина 15 см), положенной на пол, перешагивают через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребенка. 3 раза

Указание: Голову держать прямо, руки в стороны.

2) «Матрёшки подлезают».

Подлезание под дугу (высота 50 см), н касаясь руками пола. 3 раза

Указание: Присесть, наклонить голову, руками не касаться пола.

3) «Матрёшки прыгают»

Прыжки на двух ногах между набивными мячами (4-5 шт), положенными в линию. 3 раза

Указание: Руки на поясе. Способ: поточный

Подвижная игра «Матрёшки и карусель»

Дети идут по кругу, держась за ленточки и говорят

«Тихо-тихо, еле-еле завертелись карусели», встряхивая ленточками, ленточки внизу. 

«А потом, а потом все бегом, все бегом». Бегут по кругу друг за другом, взмахивая ленточками, ленточки вверху на вытянутой руке.

«Тише дети, тише, тише, за матрёшкой не

спешите, карусель остановите», идет по кругу, друг за другом, ленточки опущены вниз, останавливаются. 2 раза

Напоминание: Бежать не

наталкиваясь друг на друга.

III. Игра малой подвижности «Найди матрёшку»

Воспитатель прячет матрёшку, а дети ее ищут. 2 раза

Напоминание: Не подглядывать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

(Педагогический проект «Русская матрёшка»)

Художественное творчество. Лепка.

Тема «Матрёшка».

Программное содержание.

О/О «Художественное творчество».

1. познакомить с процессом изготовления игрушки матрешки;

2. учить лепить пластическим способом, используя в работе приемы оттягивания и

сглаживания;

3. упражнять в работе со стекой;

4. добиваться передачи выразительности образа.

Интеграция образовательных областей.

О/О «Познание»

1. продолжать знакомить с предметом народного творчества, изделием русских

мастеров – матрёшкой;

2. закрепить знание детей о цветовой гамме.

О/О «Здоровье»

Развивать мелкую моторику рук

О/О «Социализация»

Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать уважительное отношение к труду

народных мастеров.

Предварительная работа: игры детей с матрёшками, беседы о матрёшках, чтение стихов.

Материал: изображения разных видов матрешки, схемы изготовления, пластилин, стеки,

матрешки на каждого ребенка.

Словарная работа: оттянуть, сплющить, цилиндр.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается в бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская…(матрёшка).

Воспитатель: Давайте полюбуемся матрёшкой, какая она нарядная, красивая. Расскажите

ребята об игрушке (при описании обратить внимание на одежду). А сейчас вспомним

стихи о матрёшке.

Дети читают стихи о матрешке.

У матрешки, у Матрены косыночка красная,

А полоска на платочке желтая, атласная.

Вот девчонки собрались в красных сарафанах,

Отвернулся. Где ж они? Лишь одна осталась!

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Воспитатель: Послушайте, что я расскажу вам о матрёшке. Разные бывают на свете

игрушки. И очень большие, и совсем маленькие. Из дерева и ткани, из глины и соломы.

Одних можно укладывать спать, других – кормить и купать. У каждой игрушки есть имя:

Катя, Маша, Наташа. А есть игрушки, носящие одно и то же имя – Матрешка. Много,

очень много этих кукол. Они живут в больших и маленьких городах, в поселках, деревнях.

Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в

маленькой еще меньше. Матрешку знают во всем мире. Это русский сувенир. Ее

изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из

них и вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается, потом

следующую – побольше, затем – еще больше, в последнюю очередь – самую большую.

Потом игрушки расписываются яркими красками, «одевают» их в пестрые сарафаны и

платки, прорисовывают лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки. И ожила

матрешка!

Воспитатель: Я предлагаю сегодня вылепить матрёшек. А чтобы вы лучше справились с

работой, матрёшка привела с собой своих младших сестер (выдаю каждому ребенку по

матрешке). Садитесь удобнее, а я вам покажу, как нужно лепить матрешку из куска

пластилина, потому что у этой матрешки голова плавно переходит в туловище. Скажите, у

цилиндра я оттягиваю одну сторону – это будет голова матрешки. Теперь я разглаживаю

пластилин пальцем по линии шеи и плеч. А другой конец получившейся формы

сплющиваю, чтобы матрешка была устойчивой. Скажите, что еще мне осталось сделать?

(Украсить, нарисовать ручки). Для этого я использую стеку и прорисовываю сарафан,

руки, лицо (можно использовать заготовки лица, выполненные на бумаге). Теперь

матрешке повяжу платочек. Вот какая красивая матрешка!

Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнем.

Дети выполняют танцевальные движения под слова песенки.

Мы веселые матрешки, ладушки-ладушки,

На ногах у нас сапожки, ладушки-ладушки,

В сарафанах наших пестрых, ладушки-ладушки,

Мы похожи, словно сестры, ладушки-ладушки.

Приступают к работе, воспитатель следит за последовательностью лепки, за правильным

использованием стеки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. А для этого

поставим их в круг: первой в хороводе будет стоять самая красивая матрешка, за ней –

самая веселая, потом – самая румяная и т.д.

Дети рассматривают матрешек и делятся впечатлениями о них и о своей работе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

(Педагогический проект «Русская матрёшка»)

Художественное творчество. Аппликация.

Тема «Русская матрёшка».

Программное содержание.

О/О «Художественное творчество».

1. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг,

овал;

2. Закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем.

Интеграция образовательных областей.

О/О «Познание»

1. Продолжить знакомить детей с матрёшкой;

2. Закрепить представление о цветовой гамме.

О/О «Безопасность»

Продолжать учить детей безопасному обращению клеем.

О/О «Социализация»

1. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и за свой народ;

2. Воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними.

Словарная работа: нарядная, веселая, грустная, круг, овал.

Материал: Матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, клеёнки – подставки,

салфетки, клей, «матрешки – подружки», демонстрационные картинки с изображением

деревянных игрушек.

Ход занятия.

(Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить

матрёшку и обычные игрушки).

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте

её отгадать:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.     (Матрёшка)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и

разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек. А в какие ещё

игрушки вы любите играть? (ответы детей)

Воспитатель: Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так

много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами (дети подходят к доске и

садятся на стульчики).

Воспитатель: Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные

фигурки). Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую

деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на

голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле

пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто

называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер

вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И

своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же

раскупали. Мастеров было много, и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и

красочной (показать современную матрёшку). Прошло много лет, а матрёшка так же

любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими

свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут

на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны

– России!

Физкультминутка.

Танцевальные движения под музыку.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю на

фланелеграфе матрешку из аппликации). Как вы думаете, почему она грустная? (она одна)

Воспитатель: У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим

сарафаны подружкам нашей матрёшки.

Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой).

Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке).

Воспитатель: Давайте устроим хоровод матрёшек (дети под музыку танцуют русскую

плясовую с матрёшками).

Мы матрёшки,

Мы сестрички.

Мы толстушки – невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по аппликации в старшей группе на тему: "Русская матрёшка"

Занятия аппликацией несут для детей большую пользу. Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Развивается мелкая моторика, потому ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русская матрёшка»

целе направленон ознакомление детей с русской матрешкой...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Народная игрушка-русская матрёшка».

Цель:Познакомить  детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:- Знакомство детей с историей матрёшки русской.- Заинтересовать и развить интерес детей к народному творчеству.-Развивать твор...

Педагогический проект "Русская матрёшка"

Педагогический проект "Русская матрёшка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с русскими народными промыслами....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Народная игрушка-русская матрёшка».

laquo;Народная игрушка-русская матрёшка» Цель занятия: познакомить детей с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народн...