Консультация для педагогов "Музейная педагогика"
консультация на тему

Степаненко Дарья Викторовна

Доклад на тему "Музейная педагогика"
Докладчик :Воспитатель Степаненко .Д.В.
Дата проведения :14.02.18 год


Многие из нас с детства помнят строки
С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу
тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в
воскресный день пойти в музей? Просто потому ,что в ближайших окрестностях его
нет. Или 
многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие
учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также , многим
папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Трудно
себе представить человека, который никогда не был в музее. Отсюда и
актуальность создание мини – музеев в  доу. Но  Что же такое музей?И вообще понятие музейная педагогика?
«Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.»
  «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.

 Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому необходимо  использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе  детского сада.

 Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея.

 Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших дошкольников, пополнять их своими рисунками.

       В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

⎫ Выявление творческих способностей детей;

⎫ Расширение представлений о содержании музейной культуры;

⎫ Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

⎫ Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

 Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, викторины, дидактические игры, творческие задания. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.

    Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

 Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини- музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

 Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:

 ⎫ Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

 ⎫ Кратковременность экскурсий.

⎫ Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

⎫ Доступность.

⎫ Наглядность.

⎫ Содержательность.

  ⎫ Гуманизм.

⎫ Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

        Цель создания мини-музея ДОУ: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение детей и родителей к музейному искусству.

алгоритм по созданию мини-музеев в группах таков :

1) выбор темы мини-музея

 2) определение места размещения мини-музея

3) планирование экспозиций

4) выбор дизайна оформления мини-музея

 5) подбор экспонатов

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини- музея

 10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ. 

В нашей группе были  организованы мини-музеи различной тематики:

Мини-музей «Каша всему голова»;Мини музей "Народные промыслы-Забавушка","Вернисаж детского творчества","Моя Родина-Донецк"
И хочеться привести примеры мини музеев ,которые можно создать для групп по возрастам:
ясельный возраст:
 Мини -музей "Погремушка-хохотушка",мини-музей о домашних животных ," Мини-музей «Курочка Рябушка» Можно сделать

макет курятника,который  поможет воспитателю рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики.Разной формы и текстуры игрушки -символа этого музея,для их изготовления можно привлечь родителей.

Коллекция разных яиц (деревянные, расписные и некрашеные, пластмассовые, оплетенные бисером и т.п.).Организовать пальчиковый и настольный театр по сказке "Курочка Ряба"

 младший  и средний возраст : Мини-музей «Буренушка»Можно сделать макет коровника с настоящим сеном,пастухом ,в руки которого можно дать дудочку,можно поставить игрушечные предметы или заменяющие их картинки, которые изображают предметы ухода за коровой: ведро с тряпкой или щеткой, вилы для уборки в коровникеРазместить  картиноки и фотографий профессии ветеринар.Воспитатель сможет  расскажет о труде ветеринара, который следит за здоровьем коров.

Так же рядом можно сделать стенд  в  котором представлены изображения растений, которые очень любят коровы. Самое любимое лаком­ство коровы — клевер. Еще корова любит пырей ползучий, тимо­феевку, ежу сборную. Опасный для человека борщевик не при­носит вреда корове. На последней странице альбома можно поместить рисунок хлебобулочного изделия. Для коровы горбуш­ка хлеба — большое лакомство.И  так же

К рассказу о пользе, которую приносит корова человеку, нуж­но подойти очень деликатно. В этом разделе выставляются экс­понаты, демонстрирующие только молочную продукцию. Это могут быть самые разные упаковки из-под молока, кефира, ря­женки, сыра, сметаны, иллюстрации или муляжи других про­дуктов, в состав которых входит молоко.В музее Коровушки может быть представлена и коллекция колокольчиков, которые привязывали на шею коровы, чтобы по звуку можно было легко отыскать беглянку.
старший возраст:
Палеонтологические мини-музеи В состав мини-музея войдут фигурки динозавров, макеты разных геологических эпох и с извергающими вулканами выполненные в технике папье-маше, Для того чтобы дети поняли, как палеонтологи восстанав­ливают облик древних животных, можно включить в состав мини-музея отдельные куриные косточки, скелеты рыб, рако­вины  с помощью которых дошкольники смогут сделать «древние» отпечатки на соленом тесте, гипсе, пласти­лине. Такие же отпечатки можно делать с помощью опавших листьев. Объемные кости можно за­капывать в песок, где дети, превращаясь в палеонтологов, будут осторожно раскапывать «древние» захоронения с помощью кисточек. В песке могут быть зарыты и «яйца динозавров» — специальные игрушечные яйца, из которых потом вылупятся настоящие динозаврики. (Для этого яйцо на некоторое время помещают в воду.)
 

Мини-музей астрономии

Для старших дошкольников будет интересен мини-музей астрономии (и астронавтики). Мини-музеи космоса существуют во многих дошкольных учреждениях. В них, как правило, пред­ставлены макеты солнечной системы, знаки Зодиака, экспонаты, рассказывающие об освоении космоса.

          Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. 

 Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники  могут выступать в мини-музее в роли экскурсоводов.

         

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему "Музейная педагогика"
Докладчик :Воспитатель Степаненко .Д.В.
Дата проведения :14.02.18 год

Многие из нас с детства помнят строки
С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу
тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в
воскресный день пойти в музей? Просто потому ,что в ближайших окрестностях его
нет. Или 
многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие
учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также , многим
папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Трудно
себе представить человека, который никогда не был в музее. Отсюда и
актуальность создание мини – музеев в  доу. Но  Что же такое музей?И вообще понятие музейная педагогика?

«Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.»
  «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.

 Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому необходимо  использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе  детского сада.

 Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея.

 Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших дошкольников, пополнять их своими рисунками.

       В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

⎫ Выявление творческих способностей детей;

⎫ Расширение представлений о содержании музейной культуры;

⎫ Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

⎫ Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

 Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, викторины, дидактические игры, творческие задания. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.

    Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

 Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини- музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

 Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:

 ⎫ Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

 ⎫ Кратковременность экскурсий.

⎫ Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

⎫ Доступность.

⎫ Наглядность.

⎫ Содержательность.

  ⎫ Гуманизм.

⎫ Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

        Цель создания мини-музея ДОУ: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение детей и родителей к музейному искусству.

алгоритм по созданию мини-музеев в группах таков :

1) выбор темы мини-музея

 2) определение места размещения мини-музея

3) планирование экспозиций

4) выбор дизайна оформления мини-музея

 5) подбор экспонатов

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини- музея

 10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ. 

В нашей группе были  организованы мини-музеи различной тематики:

Мини-музей «Каша всему голова»;Мини музей "Народные промыслы-Забавушка","Вернисаж детского творчества","Моя Родина-Донецк"
И хочеться привести примеры мини музеев ,которые можно создать для групп по возрастам:
ясельный возраст:
Мини -музей "Погремушка-хохотушка",мини-музей о домашних животных ,"
 Мини-музей «Курочка Рябушка» Можно сделать

макет курятника,который  поможет воспитателю рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики.Разной формы и текстуры игрушки -символа этого музея,для их изготовления можно привлечь родителей.

Коллекция разных яиц (деревянные, расписные и некрашеные, пластмассовые, оплетенные бисером и т.п.).Организовать пальчиковый и настольный театр по сказке "Курочка Ряба"

 младший  и средний возраст : Мини-музей «Буренушка»Можно сделать макет коровника с настоящим сеном,пастухом ,в руки которого можно дать дудочку,можно поставить игрушечные предметы или заменяющие их картинки, которые изображают предметы ухода за коровой: ведро с тряпкой или щеткой, вилы для уборки в коровникеРазместить  картиноки и фотографий профессии ветеринар.Воспитатель сможет  расскажет о труде ветеринара, который следит за здоровьем коров.

Так же рядом можно сделать стенд  в  котором представлены изображения растений, которые очень любят коровы. Самое любимое лакомство коровы — клевер. Еще корова любит пырей ползучий, тимофеевку, ежу сборную. Опасный для человека борщевик не приносит вреда корове. На последней странице альбома можно поместить рисунок хлебобулочного изделия. Для коровы горбушка хлеба — большое лакомство.И  так же

К рассказу о пользе, которую приносит корова человеку, нужно подойти очень деликатно. В этом разделе выставляются экспонаты, демонстрирующие только молочную продукцию. Это могут быть самые разные упаковки из-под молока, кефира, ряженки, сыра, сметаны, иллюстрации или муляжи других продуктов, в состав которых входит молоко.В музее Коровушки может быть представлена и коллекция колокольчиков, которые привязывали на шею коровы, чтобы по звуку можно было легко отыскать беглянку.
старший возраст: 
Палеонтологические мини-музеи
 В состав мини-музея войдут фигурки динозавров, макеты разных геологических эпох и с извергающими вулканами выполненные в технике папье-маше, Для того чтобы дети поняли, как палеонтологи восстанавливают облик древних животных, можно включить в состав мини-музея отдельные куриные косточки, скелеты рыб, раковины  с помощью которых дошкольники смогут сделать «древние» отпечатки на соленом тесте, гипсе, пластилине. Такие же отпечатки можно делать с помощью опавших листьев. Объемные кости можно закапывать в песок, где дети, превращаясь в палеонтологов, будут осторожно раскапывать «древние» захоронения с помощью кисточек. В песке могут быть зарыты и «яйца динозавров» — специальные игрушечные яйца, из которых потом вылупятся настоящие динозаврики. (Для этого яйцо на некоторое время помещают в воду.)

Мини-музей астрономии

Для старших дошкольников будет интересен мини-музей астрономии (и астронавтики). Мини-музеи космоса существуют во многих дошкольных учреждениях. В них, как правило, представлены макеты солнечной системы, знаки Зодиака, экспонаты, рассказывающие об освоении космоса.

          Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. 

 Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники  могут выступать в мини-музее в роли экскурсоводов.

         

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

консультация для родителей "Педагогика семейного сотрудничества как залог счастливой семьи!

Вниманию родителей   представлены   советы   для  творческих  занятий  с детьми  в  домашних  условиях....

Консультация по коррекционной педагогике на тему: "Мнемотехника для детей дошкольного возраста".

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восприятие информации путём образования искусственных ассоциаций....

Консультация для педагогов "Педагогика здоровья и здоровьесберегающие технологии в летний оздоровительный период"

                        Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему    ...