Мастер-класс для педагогов «Методика проведения тренировочного занятия по технологии А.И.Савенкова «Маленький исследователь»
методическая разработка на тему

Баженова Людмила Викторовна

Представленный мастер-класс для  педагогов  «Методика проведения тренировочного занятия по технологии А.И.Савенкова «Маленький исследователь» целью которого является развитие начальной компетенции у взрослых, исследовательских способностей и умений, ставит перед собой следующие задачи:

·         Познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности (с методикой проведения исследований в дошкольных учреждениях, разработанной А.И.Савенковым).

·         Познакомить с пиктографическим письмом, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов при помощи различных символов.

·         Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности. Учить ставить вопрос (выделять проблему).

·         Развивать мышление, творческие способности, речь.

·         Учить смело высказывать свои определения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для  педагогов

 «Методика проведения тренировочного занятия по технологии А.И.Савенкова «Маленький исследователь»

Цель:

 Развитие начальной компетенции у взрослых, исследовательских способностей и умений.

Задачи:

  • Познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности (с методикой проведения исследований в дошкольных учреждениях, разработанной А.И.Савенковым).
  • Познакомить с пиктографическим письмом, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов при помощи различных символов.
  • Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности. Учить ставить вопрос (выделять проблему).
  • Развивать мышление, творческие способности, речь.
  • Учить смело высказывать свои определения

 Оборудование:   папки юного исследователя (карточки с символическими изображением «методов исследования», листочки бумаги),  карточки с «темой» будущего исследования, ручки, карандаши, детские энциклопедии, компьютер с выходом в интернет, головной убор, мантия, халаты для исследователей, оборудование для опытов.

 

          Прежде чем мы начнем наш мастер – класс, позвольте вам зачитать целевые ориентиры ФГОС, на которые я опиралась при разработке данного мастер – класса:

- ребёнок обладает развитым воображением, творческими способностями.

- способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.

- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

- хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

- способен к волевым усилиям в разных видах деятельности.

- ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.

- ребёнок способен к принятию собственных решений.

Ход:   Стремительно меняющиеся требования современности заставляют пересматривать роль и  значение исследовательских способностей в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника.   Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

             С введением ФГОС ДО возникла необходимость в поиске новых путей полноценного развития познавательной активности детей.  В ФГОС большое значение придается  именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

          Следует  отметить, что к моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Большинство людей любят ясные и простые решения даже очень сложных проблем. У многих эти решения возникают сразу, как только они сталкиваются с проблемой:    ПРОБЛЕМА→РЕШЕНИЕ

  Но такое мышление не конструктивно. Так действует тот, кто руководствуется не логикой, а интуицией. А современная наука опирается, в первую очередь, на логику и строгие доказательства.

Поэтому гораздо более успешен тот, кто действует по такой схеме:

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ→ИССЛЕДОВАНИЕ→РЕШЕНИЕ

         При этом не так часто встречаются методические рекомендации, подкреплённые яркими, конкретными примерами. А.И.Савенков, доктор психологических наук,  доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета, академик, предлагает нам так называемые «инструменты», способные эффективно работать в условиях реального образовательного процесса. Автор более 150 публикаций по проблемам диагностики развития детской одарённости в образовательной среде. Среди них книги: «Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников», «Методика исследовательского обучения дошкольников». Он подчеркивает: «Ребенок не готовится жить, он уже живет, но, говоря о детстве, мы обычно забываем, что детство это не подготовка к жизни, а полноценный жизненный этап, наполненный собственными, радостями и горестями, достижениями, открытиями, сложностями и поражениями». 

           Предлагаемая им методика «Маленький исследователь» позволяет включить старшего  дошкольника в собственный исследовательский поиск во время различной образовательной деятельности. Она позволяет научить ребёнка наиболее рациональному варианту поиска необходимой информации.

         При этом следует разграничить такие понятия как исследование и  проект. Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества и самого исследователя, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет знаний. Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения.

Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

А.И.Савенков предлагает развивать исследовательские способности детей поэтапно: сначала – тренировочный этап.  Как только дети освоят общую схему деятельности, можно перейти к самостоятельной исследовательской практике детей.

Для того, чтобы познакомить детей с методикой сначала надо познакомить каждого ребёнка с «техникой» проведения исследования , затем провести  1-2 тренировочных занятия с 2 добровольцами. А потом дать возможность самостоятельно проводить исследования.

        Уважаемые коллеги, предлагаю Вам вместе со мной провести тренировочный этап по данной методике .Сегодня вы будете учеными, а я вашим консультантом. Как вы знаете, ученые проводят научные исследования и опыты. Мы с вами тоже будем проводить исследования и опыты. И по результатам  наших исследований вы выступите с сообщениями на нашем ученом совете. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  • Выделение и постановка проблемы.
  • Выработка гипотез.
  • Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение  материалов).
  • Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)
  • Представление результатов исследовательской деятельности.

Итак: наша задача, получить как можно больше новых сведений о каком то предмете. Предлагаю организовать  рабочие группы. Каждая группа выбирает себе карточку с изображением темы будущих  исследований.

Нам надо собрать об этом предмете как можно больше разнообразной информации. Как это можно сделать? Из каких источников мы можем узнать, что нас интересует? (Идёт коллективное обсуждение, и выкладываются карточки с изображением этапов исследования – прочитать в книге, спросить у другого человека или специалиста, узнать из интернета, подумать самим, понаблюдать, провести эксперимент). Это будут наши пути исследования. Теперь определим последовательность нашего исследования. С чего начнём? А что потом? Какой будет следующий этап? И т.д.

Итак, на первое место кладём карточку с символом «подумать самостоятельно». Затем  - «спросить у другого человека», «посмотреть в книге», « позвонить», «посмотреть в интернете», «понаблюдать» (внешний вид, строение и т.п.), «провести эксперимент». Для удобства Савенков предложил все карточки-символы расположить в Папке юного исследователя, где собранный материал можно компактно разложить по кармашкам.

            Я буду вашим консультантом, а вы должны собрать как можно больше информации. Все необходимое расположено на столах.

         Для удобства запоминания всё, о чём вы узнаете, необходимо фиксировать на листках бумаги, которые находятся в отдельном кармашке Папки. Фиксировать полученную информацию можно с помощью условных обозначений  - пиктограмм. Это рисунки, значки, символы, несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также изобретенные «на ходу» значки и различные символы. Эти записи вам пригодятся при выступлении .

При этом следует учесть, что не все карточки-символы используются в ходе исследования, использование их зависит от предмета исследования. По количеству использованных методов и в зависимости от наличия технической базы краткосрочное исследование может стать долгосрочным. К такому исследованию можно привлечь и родителей.

Работаем по карточке «подумать самостоятельно». Необходимо вспомнить и зафиксировать все, что мы уже знаем об этом предмете. Важно выяснить первоначальные знания, на листочках создаем пиктограммы или пишем. Вкладываем в кармашек «Подумаем самостоятельно».

Спрашиваем у другого человека, фиксируем полученную информацию, вкладываем в соответствующий кармашек.

Добываем интересную и новую информацию с помощью научной литературы и также её фиксируем.

И так по всем карточкам-символам получаем информацию.

На получение  и фиксацию необходимой информации  отводится 10 – 15  мин.

Теперь предлагаю выбрать по одному докладчику от каждой группы, который выступит с коротким выступлением по теме исследования.

После каждого выступления даётся возможность задать вопросы и обсудить полученную информацию.

          Таким образом, организуя исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста, важно понимать, что качество выполненных творческих работ может быть довольно невысоким, содержательный материал защиты или исследования может выглядеть простым и примитивным, но сама исследовательская деятельность обязательно будет эмоционально окрашенной, значимой для ребёнка, внешне простое дело формирует качества творческой личности.

          Цель воспитателя в организации исследовательской деятельности – это создание поля, в котором ребёнок обнаружит противоречия, проявит высокую активность по анализу объектов, выдвинет гипотезы, увидит творческие пути разрешения противоречий или начнёт эксперимент. В детском экспериментировании важна не цель, а сам процесс, обеспечивающий смелость идей и свободу действий. При организации исследовательской деятельности с детьми важно развивать чувствительность к противоречиям, умение систематизировать объекты окружающего мира, стремление детей к новизне; поддерживать внутреннюю свободу, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность, рефлексию. Именно эти качества личности обеспечат раннюю самореализацию детей в различных видах деятельности.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила:

Всегда подходить к поведению этой работы творчески

Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций

Не сдерживайте инициативы детей

Не делайте за них то, что они могут сделать сами  или то, что они могут научиться делать самостоятельно ( зона ближайшего развития)

Не спешите с вынесением оценочных суждений

Помогайте детям управлять процессом усвоения знаний.

Ориентируйте детей на их собственные наблюдения и эксперименты

Учите прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.

Учите детей анализу, синтезу, классификации

Поощряйте стремление делать выводы и умозаключения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ (в соответствии с ФГОС ДО)

Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 1-2 занятия.Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования....

Семинар - практикум для педагогов «Технология А.И.Савенкова «Маленький исследователь»

Семинар - практикум «Технология А.И.Савенкова«Маленький исследователь»,как эффективный метод реализациисистемно-деятельностного подхода»...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития....

Методика А.И.Савенкова "Маленький исследователь"

Методика А.И.Савенкова "Маленький исследователь"...

« Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (по Савенкову А.И.)

Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления  фактов. (Научный метод изучения чего- либо)...