Кейс-метод "Мостик между родителями и воспитателем ДОУ"
методическая разработка по теме

Кейс-метод «Мостик между родителями и воспитателя ДОУ»

1.     Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)

 

2.     Упражнение «Яблоко и червячок»

Цель: Обратить внимание на специфику диалогического высказывания в общении с родителями и на важность построения конструктивного диалога. Определить стили общения способствующие эффективному диалогу с родителями.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

3.  Наиболее частые претензии родителей к воспитателю.

1. Почему в детском саду мало занимаются с ребенком?

Как должен ответить воспитатель:

• Каждое дошкольное учреждение работает по той или иной образовательной программе, наш сад работает по программе «Развитие +» в соответствии с которой составляется "сетка" занятий на неделю. Время занятий зависит от возраста детей — в яслях обычно проводят 2 занятия по 10 минут, в подготовительной группе продолжительность занятий составляет уже 30 минут. Я могу вам рассказать о расписании занятий.

• Однако не стоит перекладывать всё на детский сад. Дома вам необходимо уделять время играм, чтению книг с ребенком, закреплять то, что дети проходят в садике. Тогда стоит рассчитывать на высокие результаты.

2. Почему моего ребёнка укусили? (ясельных и младших группах).

Как должен ответить воспитатель:

• Нужно объяснить родителям, что в этом возрасте дети еще плохо контролируют свою агрессивность. Ребенок кусается, или, не знает, что этого делать нельзя, или обороняясь, защищая свое кровное, или попадая в «дискомфортные» для него условии (при поступлении в сад).

• Воспитатель (Я) буду предотвращать нападение на детей «агрессора».

• Поговорить и дать рекомендации родителям "агрессора": скорее всего, их, тоже волнует эта проблема. Выясните причину подобного поведения.

3. Почему после прогулки плохо высушена одежда?

Как должен ответить воспитатель:

• К сожалению это случается, но очень редко из-за большого количества детской одежды. Вещи, после прогулки могут не успеть просохнуть к приходу родителей, а потому просим Вас вначале осеннего и зимнего сезона приносить запасной вариант, а так же если ребёнок потеет нужно иметь сменное бельё, чтобы воспитатель смог вовремя переодеть всех, кто в этом нуждается.

• Мы будем обучать, проверять и контролировать детей в старших и подготовительных групп самостоятельно развешивать вещи после прогулки.

4. Почему ребёнку не дают читать стихи на утреннике?

Как должен ответить воспитатель:

Да, к сожалению не всем детям дают стихи на утренник рассказывать. Конечно, я вас понимаю, что вам очень обидно, когда ребёнок не рассказывает стих. Сожалею, но утренник должен длиться максимум 40 минут. Он загружен: танцы, хоровод, приход сказочных персонажей, поэтому стихи выдаются на 7-9 детей. Если вы очень хотите, чтоб Ваш ребёнок рассказал стих, то выучите с ним дома и пусть после утренника ребёнок, подойдёт, и расскажет, его всем ребятам мы его обязательно выслушаем.

5. Ребёнок не ест в саду почему?

Как должен поступить воспитатель:

• Начать приучать ребёнка к режиму питания, который его ожидает в саду.

• Каждая мама любит побаловать свою кроху, готовит только всякие вкусные блюда, которые любит и предпочитает, есть малыш. Но родителям надо не забывать, что в детском саду нет такой возможности, и ребенка стоит к этому подготовить, хотя бы за пару месяцев до того как отдавать его в сад, начните его кормить теми блюдами, которыми кормят в детском саду. Готовить для ребёнка похожие блюда у себя дома, то в дальнейшем с едой проблем может и не возникнуть.

• Следует заранее научить ребёнка кушать самостоятельно ложкой.

• Чтобы ребёнку было не так трудно, придумайте такую игру, которая его наверняка заинтересует, например: поиграйте с ним в поваров, что-то приготовьте вместе, покажите и расскажите ему, как тяжело — готовить, что если он не ест в детском саду, он показывает свое неуважение к поварам, а они так стараются, чтобы было вкусно.

4.     Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение поможет вам настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

•необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

•подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

•показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

•Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

•Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

•Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена.

Конфликты между педагогом и родителем, во время которых возможны критические и недоброжелательные высказывания родителя в адрес педагога, могут потребовать от него владения технологией этической защиты.

5.     Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

6.     Упражнение «Мой враг, мой друг».

 Упражнение помогает изменить взгляд на другого человека, с которым у вас напряженные отношения. Представьте себе своего обидчика. Возьмите лист бумаги и попытайтесь описать его внешний вид, т. е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы отметили отрицательные внешние данные этого человека, вычеркните их. Затем опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, при повторном чтении вычеркните их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
    Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
    Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
    (Старинная народная мудрость)

  1. Упражнение «Яблоко и червячок»

Цель: Обратить внимание на специфику диалогического высказывания в общении с родителями и на важность построения конструктивного диалога. Определить стили общения способствующие эффективному диалогу с родителями.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

3.  Наиболее частые претензии родителей к воспитателю.

1. Почему в детском саду мало занимаются с ребенком?

Как должен ответить воспитатель:

• Каждое дошкольное учреждение работает по той или иной образовательной программе, наш сад работает по программе «Развитие +» в соответствии с которой составляется "сетка" занятий на неделю. Время занятий зависит от возраста детей — в яслях обычно проводят 2 занятия по 10 минут, в подготовительной группе продолжительность занятий составляет уже 30 минут. Я могу вам рассказать о расписании занятий.

• Однако не стоит перекладывать всё на детский сад. Дома вам необходимо уделять время играм, чтению книг с ребенком, закреплять то, что дети проходят в садике. Тогда стоит рассчитывать на высокие результаты.

2. Почему моего ребёнка укусили? (ясельных и младших группах).

Как должен ответить воспитатель:

• Нужно объяснить родителям, что в этом возрасте дети еще плохо контролируют свою агрессивность. Ребенок кусается, или, не знает, что этого делать нельзя, или обороняясь, защищая свое кровное, или попадая в «дискомфортные» для него условии (при поступлении в сад).

• Воспитатель (Я) буду предотвращать нападение на детей «агрессора».

• Поговорить и дать рекомендации родителям "агрессора": скорее всего, их, тоже волнует эта проблема. Выясните причину подобного поведения.

3. Почему после прогулки плохо высушена одежда?

Как должен ответить воспитатель:

• К сожалению это случается, но очень редко из-за большого количества детской одежды. Вещи, после прогулки могут не успеть просохнуть к приходу родителей, а потому просим Вас вначале осеннего и зимнего сезона приносить запасной вариант, а так же если ребёнок потеет нужно иметь сменное бельё, чтобы воспитатель смог вовремя переодеть всех, кто в этом нуждается.

• Мы будем обучать, проверять и контролировать детей в старших и подготовительных групп самостоятельно развешивать вещи после прогулки.

4. Почему ребёнку не дают читать стихи на утреннике?

Как должен ответить воспитатель:

Да, к сожалению не всем детям дают стихи на утренник рассказывать. Конечно, я вас понимаю, что вам очень обидно, когда ребёнок не рассказывает стих. Сожалею, но утренник должен длиться максимум 40 минут. Он загружен: танцы, хоровод, приход сказочных персонажей, поэтому стихи выдаются на 7-9 детей. Если вы очень хотите, чтоб Ваш ребёнок рассказал стих, то выучите с ним дома и пусть после утренника ребёнок, подойдёт, и расскажет, его всем ребятам мы его обязательно выслушаем.

5. Ребёнок не ест в саду почему?

Как должен поступить воспитатель:

• Начать приучать ребёнка к режиму питания, который его ожидает в саду.

• Каждая мама любит побаловать свою кроху, готовит только всякие вкусные блюда, которые любит и предпочитает, есть малыш. Но родителям надо не забывать, что в детском саду нет такой возможности, и ребенка стоит к этому подготовить, хотя бы за пару месяцев до того как отдавать его в сад, начните его кормить теми блюдами, которыми кормят в детском саду. Готовить для ребёнка похожие блюда у себя дома, то в дальнейшем с едой проблем может и не возникнуть.

• Следует заранее научить ребёнка кушать самостоятельно ложкой.

• Чтобы ребёнку было не так трудно, придумайте такую игру, которая его наверняка заинтересует, например: поиграйте с ним в поваров, что-то приготовьте вместе, покажите и расскажите ему, как тяжело — готовить, что если он не ест в детском саду, он показывает свое неуважение к поварам, а они так стараются, чтобы было вкусно.

  1. Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение поможет вам настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

•необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

•подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

•показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

•Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

•Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

•Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена.

Конфликты между педагогом и родителем, во время которых возможны критические и недоброжелательные высказывания родителя в адрес педагога, могут потребовать от него владения технологией этической защиты.

  1. Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

  1. Упражнение «Мой враг, мой друг».

 Упражнение помогает изменить взгляд на другого человека, с которым у вас напряженные отношения. Представьте себе своего обидчика. Возьмите лист бумаги и попытайтесь описать его внешний вид, т. е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы отметили отрицательные внешние данные этого человека, вычеркните их. Затем опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, при повторном чтении вычеркните их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...

Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...

Почему возникают конфликты между родителями и воспитателем?

После летнего отпуска очень непросто влиться в рабочий процесс даже нам – взрослым людям, а детям тем более. Может быть,  поэтому в нашей группе возникли проблемы в общении друг с другом? Мы пере...

Консультация для родителей "8 правил взаимоотношений между родителями и воспитателями в детском саду"

Консультация для родителей "8 правил взаимоотношений между родителями и воспитателями в детском саду"...

Консультация для родителей "8 правил взаимоотношений между родителями и воспитателями"

Консультация для родителей "8 правил взаимоотношений между родителми и воспитателми"...