Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Нина Сергеевна

Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 273.24

Кузнецова Н.С., ст. гр. ППО-13 (5)

Научный руководитель: к.п.н., доцент Мамедова Л.В.

ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия)

Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Главная роль в развитии ребенка дошкольного возраста отводится в игре, как ведущему виду деятельности в этом возрасте. В игре развивается личность ребенка, его морально-волевые качества, удовлетворяется потребность ребенка в общении со сверстниками.

Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. отмечают, что «большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, при чем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд» [1; с. 72].

В становлении игровой деятельности выделяют два этапа:

  1. Для первого этапа (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия;
  2. На втором этапе (5-7 лет) имитируются реальные отношения между людьми. Содержанием игры являются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Таким образом, в процессе игры ребенок принимает на себя определенную социальную роль (например, врача, продавца, водителя и др.) и воспроизводит действия взрослого человека, используя при этом игрушки и предметы-заместители.

В старшем дошкольном возрасте взаимодействие между детьми становится более продуктивным. Дети учатся договариваться друг с другом, распределять роли. В процессе игры дети общаются друг с другом. Если прекращается игровое взаимодействие, то прерывается и процесс общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует познанию окружающего мира, подразумевая активное участие ребенка в общественной и повседневной деятельности взрослых; помогает выстраивать социальные взаимоотношения между детьми и взрослыми, а так же детей друг с другом.

Межличностные отношения отражают положение ребенка в группе сверстников. От того, как зарождается межличностное общение со сверстниками, зависит эмоциональное благополучие, степень удовлетворенности потребностей ребенка в общении со сверстниками, что в свою очередь, отражает сплоченность или разрозненность детского коллектива.

В настоящее время существуют определенные методы и методики, которые помогают раскрыть особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Е. О. Смирнова отмечает, что «положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей» [3, с. 9].

На основе анализа психологической и методической литературы по теме исследования нами был составлен психодиагностический комплекс, направленный на выявление уровня развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста:

  1. «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова). Цель: оценка уровня комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативных умений детей, а также выявление степени удовлетворенности ребенка общением со сверстниками, выявление статуса ребенка в группе [3, с. 9];
  2. «Два домика» (Е. О. Смирнова). Цель: определение круга общения ребенка, выявление особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы [3, с. 9];
  3. Методика диагностики форм общения (М. И. Лисина). Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми [11].

Нами было проведено исследование межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ № 46 «Незабудка», п. Серебряный Бор, Нерюнгринского района, в подготовительной группе № 3 «Ежики». В исследовании принимало участие 11 человек в возрасте 6-7 лет. Результаты социометрического исследования по методикам «Два домика» (Е. О. Смирнова) и «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова) представлены в социометрической матрице.

Таблица 1

Социометрическая матрица результатов выборов по методикам «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова), «Два домика» (Е. О. Смирнова)

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Полина А.

+

+

+

+

  1. Снежана Б.

+

+

+

+

  1. Семен Б.

+

+

+

+

  1. Леша З.

+

+

  1. София К.

+

+

+

  1. Саша М.

+

+

  1. Степа Н.

+

+

+

+

+

  1. Олеся П.

+

+

+

  1. Матвей П.

+

+

  1. Артем С.

+

+

  1. Женя Ш.

+

+

Число полученных выборов

5

7

3

1

3

0

4

3

3

1

3

Число взаимных выборов

3

4

3

0

2

0

1

0

0

0

1

При использовании социометрических методик «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова) и «Два домика» (Е. О. Смирнова) нами были получены следующие результаты:

  1. к статусной группе «звезд» (С1) относится 2 человека (Полина А., Снежана Б.), что составляет 18%;
  2. к группе «предпочитаемых» (С2) относится 6 человек (Семен Б., София К., Степа Н., Матвей П., Олеся П., Женя Ш.), что составляет 55%;
  3. к группе «пренебрегаемых» (С3) относится 2 человека (Леша З., Артем С.) что составляет 18%;
  4. к группе «изолированных» (С4) относится 1 человек (Саша М.), что составляет 9%.

Разделение участников по статусным группам позволяет определить индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений между детьми старшего возраста:

  1. Коэффициент благополучия отношений (КБО) – это отношение суммы благоприятных статусных групп (С1-С2) к общему количеству детей в группе.

КБО=(С1+С2)/n*100%, где С1-количество «звезд», С2-количество «предпочитаемых», n-общее количество детей в группе.

КБО=2+6/11*100%=72%

Коэффициент благополучия взаимоотношений в группе характеризуется как высокий.

  1. Коэффициент оптимальности отношений (КОО) – это отношение суммы предпочитаемых и пренебрегаемых статусных групп (С2-С3) к общему количеству детей в группе.

КОО=(С2+С3)/n*100%, где С2-количество «предпочитаемых», С3-количество «пренебрегаемых», n-общее количество детей в группе.

КОО=2+1/11*100%=27%

Коэффициент оптимальности отношений характеризуется как низкий.

  1. Коэффициент «звездности» (КЗ) – это отношение количества детей в первой статусной группе «звезд» (С1) к общему количестве детей в группе.

КЗ=С1/n*100%, где С1-количество «звезд», n-общее количество детей в группе.

КЗ=2/11*100%=18%

Коэффициент «звездности» группы характеризуется как низкий.

  1. Коэффициент «изолированности» (КИ) - это отношение количества детей в четвертой статусной группе «изолированных» (С4) к общему количеству детей в группе.

КИ=С4/n*100%, где С4-количество «изолированных», n-общее количество детей в группе.

КИ=1/11*100%=9%

Коэффициент «изолированности» характеризуется как низкий.

  1. Коэффициент взаимности выборов (КВ) – это отношение суммы взаимных выборов (SBB) к сумме всех произведенных испытуемыми выборов (SB).

КВ=(14/33)*100%=42%

Коэффициент взаимности выборов группы характеризуется как средний.

Таким образом, анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрического обследования группы, показал, что выборы между детьми распределяются неравномерно.

В экспериментальной группе есть дети всех статусных групп. Дети, получившие наибольшее число выборов относятся к первой статусной группе (С1); дети, получившие среднее количество выборов относятся ко второй статусной группе (С2); дети, получившие наименьшее количество выборов относятся к третьей статусной группе (С3), а дети, не получившие ни единого выбора относятся к четвертой группе (С4).

По результатам социометрии в подготовительной группе №3 «Ежики» в первую группу входит 2 человека, что составляет 18% от общей численности группы, во вторую группу входит 6 человек и составляет 55% от общего количества детей, в третью группу входит 2человека, что составляет 18% от общей численности детей в группе, в четвертую группу вошел 1 человек, что составляет 9% от общей количества детей в группе.

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

Исследование проводилось на базе ДОУ № 46 «Незабудка» п. Серебряный Бор, Нерюнгринского района, в подготовительной группе № 3 «Ежики». В исследовании принимали участие дети в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты:

  1. у четверых детей в возрасте от 6 лет 11 месяцев до 7 лет ведущей формой общения со взрослыми является внеситуативно-личностное общение, что составляет 40 % от общего количества детей в группе;
  2. у двоих детей в возрасте от 6 лет 8 месяцев до 6 лет 9 месяцев ведущей формой общения со взрослыми является внеситуативно-познавательное общение, что составляет 20% от общей численности детей в группе;
  3. у четверых детей в возрасте от 6 лет 7 месяцев до 6 лет 11 месяцев ведущей формой общения является внеситуативно-деловое общение со взрослыми, что составляет 40% от общего количества детей в группе.

В ходе исследования у детей отмечалась застенчивость и замкнутость, которая проявлялась в неуверенности, напряженности, страхе перед взрослыми.

Итак, по результатам нашего исследования, можно сделать следующие выводы о том, что у 40% детей наблюдается внеситуативно-деловое общение, которое преобладает у детей в возрасте до двух лет; у 20% детей ведущей формой является внеситуативно-познавательное общение, которое преобладает у детей в возрасте 3-5 лет и у 40% детей ведущей формой является внеситуативно-личностное общение, которое является нормой для данного возраста.

Таким образом, составленный психодиагностический комплекс позволяет выявить уровень межличностных отношений между детьми дошкольного возраста.

По результатам диагностического обследования нами было разработано примерное тематическое планирование работы с детьми на год.

Таблица 2

Примерное тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми

месяц

Тема занятия

Цель занятия

Методы работы

Наименование игры, цель

Сентябрь

«Ты и я – друзья!»

Укрепление психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста;

снятие состояния закрытости от контактов;

стимулирование интереса и положительного отношения к членам группы, развитие эмоций, навыков вербального и невербального общения, сплочения группы.

  1. Игры;
  2. Этюды;
  3. Ролевые ситуации;
  4. Музыкотерапия
  1. Игра «Приветствие»

Цель: формировать у детей положительное отношение к другому ребенку, умение говорить ему добрые слова.

  1. Игра «Клубочек»

Цель: развивать умение вступать в контакт, рассказывать о себе, дать возможность детям приобрести опыт про чувствования сплоченности группы.

  1. Эмоциональный этюд «Кто пришел?»

Цель: идентификация эмоций удовольствия, радости от встречи с другом; печали, страдания от расставания.

  1. Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания (дружелюбие и враждебность); знакомить детей с конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию.

  1. Упражнение «Озеро»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развивать воображение.

Октябрь

«О дружбе и друзьях!»

Продолжать формировать представления о дружбе, учить выходить из конфликтных ситуаций;

учить снимать эмоциональное напряжение, используя рисование;

укреплять дружеские взаимоотношения.

  1. Игры и упражнения;
  2. Подвижные игры;
  3. Арт-терапия (рисование)
  1. Упражнение «Опиши друга»

Цель: учить детей обращать внимание на внешность и индивидуальные особенности другого человека, принимать его таким, какой он есть.

2.        Упражнение «Поссорились-помирились»

Цель: учить детей оценивать эффективность различных способов общения.

3.        Игра «Назови ласково»

Цель: формировать у детей положительное отношение к другому ребенку, умения говорить ему ласковые слова.

4.        Подвижная игра «Волшебные заросли»

Цель: продолжать учить детей говорить друг другу ласковые слова.

5.        Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

Ноябрь

«Живет ли дружба среди нас?»

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»;

добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения;

развивать сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанное доброжелательное отношение;

воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

  1. Игры и упражнения;
  2. Этюды;
  3. Психогимнастика
  1. Игра «Приветствие»

Цель: формировать у детей положительное отношение к другому ребенку, умение говорить ему добрые слова.

  1. Психогимнастика «Настроение»

Цель: упражнять детей в согласованности действий, развивать внимание.

3.        Игра «Ты мне нравишься!»

Цель: развивать умение вступать в контакт, рассказывать о себе, дать возможность детям приобрести опыт про чувствования сплоченности группы.

4.        Этюд «Живые картинки»

Цель: учить детей помогать друг другу, занимать определенные позы, тренировать выразительность поз.

5.        Упражнение «Дружба»

Цель: снятие психологического напряжения, совершенствование навыков группового взаимодействия.

Декабрь

«Мы – дружные ребята!»

Снятие у детей старшего дошкольного возраста агрессии, психомоторного напряжения и ослабления негативных эмоций.

  1. Игры и упражнения

1.        Упражнение «Ласковое имя»

Цель: формировать у детей положительное отношение к другому ребенку, умения говорить ему ласковые слова.

2.        Игра «Мы разные, но похожие»

Цель: упражнять детей в согласованности действий, развивать внимание.

3.        Упражнение «Ругаемся овощами»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания (дружелюбие и враждебность); знакомить детей с конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций. А также способствовать их усвоению и использованию.

4.        Упражнение «Накажи обидчика»

Цель: снизить уровень агрессивности у детей.

5.        Упражнение «Котенок спит»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Январь

«В стране Дружбы!»

Развивать умение слушать собеседника, содействовать дальнейшему развитию разных видов общения детей;

развивать умение применять конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций.

  1. Игры и упражнения;
  2. Подвижная игра;
  3. Этюд

1.        Этюд «Здравствуй носик!»

Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта.

2.        Игра «Прикосновение»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

3.        Игра «Волшебный мешочек»

Цель: снятие психонапряжения у детей.

4.        Игра «Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

5.        Упражнение «Тихое озеро»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Февраль

«Искорки дружбы!»

Формирование понимания значимости доверия, взаимопомощи, уважения, положительных эмоций при взаимодействии со сверстниками.

  1. Упражнения и игры;
  2. Психогимнастика;
  3. Арт-терапия (лепка)

1.        Упражнение «Доброе утро!»

Цель: формировать у детей положительное отношение к другому ребенку, умение говорить ему добрые слова.

2.        Психогимнастика «Грусть-радость»

Цель: упражнять детей в согласованности действий, развивать внимание.

3.        Игра «Пирамида радости»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

4.        Упражнение «Протяни другу руку»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

5.        Упражнение «Путешествие на облако»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Март

«В дружбе наша сила!»

Продолжать знакомить детей с основными способами общения (жестами, мимикой, речью), учить слушать и понимать другого, контролировать свои действия.

  1. Игры и упражнения;
  2. Подвижная игра

1.        Игра «Дружба начинается с улыбки»

Цель: формировать у детей положительное отношение друг к другу.

2.        Игра «Волны»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

3.        Игра «Зеркало»

Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнёра.

4.        Подвижная игра «Головомяч»

Цель: упражнять детей в согласованности действий, развивать внимание.

5.        Упражнение «Тихое озеро»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Апрель

«Дружба – чудесное слово!»

развитие позитивной установки, утверждение своего «Я»;

содействие пониманию и эмоциональному переживанию ценности дружбы, развитие умения противостоять злобе.

  1. Игры и упражнения;
  2. Подвижная игра

1.        Упражнение «Приветствие»

Цель: формировать у детей положительное отношение к другому ребенку, умение говорить ему добрые слова.

2.        Игра «Комплимент»

Цель: научить детей находить друг в друге хорошие черты, говорить друг другу комплименты и приятные вещи.

3.        Игра «Солнечный зайчик»

Цель:  учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

4.        Подвижная игра «Паровозик»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

5.        Упражнение «Сон на берегу моря»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения.

Май

«Дружба начинается с улыбки!»

развитие умения определять свое и чужое эмоциональное состояние,

выражать это состояние;

согласовывать свое поведение с поведением сверстников; развитие чувства общности.

  1. Упражнение и игры;
  2. Подвижная игра;
  3. Этюд

1.        Этюд «Встреча с другом»

Цель: учить детей вступать в контакт.

2.        Игра «Цветик-семицветик»

Цель: определение направленности потребностей, устремлений ребенка по его заветным желаниям.

3.        Упражнение «На улице»

Цель: упражнять детей в согласовании действий, развивать внимание.

4.        Подвижная игра «Мышь и мышеловка»

Цель: развитие двигательной активности детей; развивать умение согласовывать свои действия.

5.        Упражнение «На полянке»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Данный комплекс способствует:

  1. снятию тревожного состояния;
  2. формированию умений согласовывать свои действия со сверстниками;
  3. снятию замкнутости в общении с другими детьми;
  4. способствует формированию интереса и положительного отношения друг к другу;
  5. способствует формированию навыков вербального и невербального общения;
  6. сплочению детского коллектива в группе.

Список использованной литературы:

  1. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология : курс лекций. – Ростов н/Д. : УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
  2. Лисина М. И. Методика диагностики форм общения. Режим доступа : http : www.google.ru/ur?sa=t&rct=j&q=&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwiz5Kvtnt7LAhWDmHIKHbq6AHMQFggbMAA&url=http%3A%2F%Fspezklynepsy.narod.ru%2Folderfiles%2F1%2FMETODIKA_DIAGNOSTIKI_FORM_OBSCHENIYA.doc&u
  3. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 158 с.

© Кузнецова Н. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимоде...

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...

Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»

Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....

"Игротерапия как метод развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста"

Успехи сверстников могут вызывать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ре...

развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

В данном материале рассматривается специфика межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, диагностический инструментарий межличностного общения, методы и приемы оптимизации межли...

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...