Консультация для воспитателей по проблеме игровой деятельности в подготовительной группе
консультация (подготовительная группа) на тему

Как уже известно, развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя – изучает цвет, форму, пространственные и числовые отношения между предметами.

В современной педагогике существует немалое количество игр для детей, которые способны развить сенсорные, двигательные и интеллектуальные способности ребенка.

Стоит помнить, что «развитие интеллекта» - это развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Сконцентрировав свое внимание только на одном аспекте, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по проблеме игровой деятельности в подготовительной группе

Тема: «Польза развивающих игр для детей»

Как уже известно, развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя – изучает цвет, форму, пространственные и числовые отношения между предметами.

В современной педагогике существует немалое количество игр для детей, которые способны развить сенсорные, двигательные и интеллектуальные способности ребенка.

Стоит помнить, что «развитие интеллекта» - это развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Сконцентрировав свое внимание только на одном аспекте, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Лучше всего проводить развивающие игры в детском саду в группе детей, так как коллективные занятия помогут развить в ребенке способности к взаимодействию с людьми и коллективный дух.

Игры для дошкольников делятся на:

настолько-печатные (лото, домино, шахматы, настольные игры и т. д.)

словесные (считалки, скороговорки, потешки и тд.)

творческие (волшебный экран, творческие наборы, картинки)

с игрушками и предметами

подвижные

Влияют:

на развитие речи

на развитие мышления

на развитие памяти, внимательности, умения сосредотачиваться на проблеме

на развитие воображения

Помните, что в «арсенале» должны присутствовать разнообразные развивающие игры. Но это совсем не означает, что нужно иметь их в большом количестве. Обилие игр в детском саду рассеивает внимание детей и не позволяет им хорошо овладеть правилами и содержанием. Если же развивающие игры для детей не соответствуют их возрасту, то дошкольники не смогут в них играть. А слишком простые игры не возбуждают у детей умственной активности. Будьте внимательны при подборе игр.

Новые игры для детей дошкольного возраста вводить нужно постепенно. Они должны быть доступными для детей, но вместе с тем требовать определенного напряжения сил и способствовать их развитию.

Важно помнить, что игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Малыш должен радоваться, что узнал что-то новое. Ведь эта радость является залогом успешного развития детей в раннем возрасте, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Польза развивающих игр для детей:

Прошли уже дни, когда учеба для ребенка начиналась с первым школьным звонком. Сейчас к поступлению в школу нужно начинать готовиться не за один год.

Помогают им в этом развивающие игры, призванные развить навыки и умения, которые необходимы для успешной учебы.

Стоит помнить, что заниматься с малышом-дошколенком – совсем не то же, что делать уроки с школьником. Чтоб занятия были в радость и от них была польза, необходимо соблюдать несколько правил.

Главный вид деятельности ребенка, который младше семи лет – творческая ролевая игра. То есть основную часть времени ребенок должен играть простыми игрушками: машинками, конструкторами, куклами.

Развивающие игры не должны занимать больше, чем один час в день для старшего дошкольного возраста (5–6 лет, в младшем же (до 4 лет) еще меньше – где-то пол часа. Чем младше ребенок, тем слабее его способность концентрировать внимание, а значит меньше времени он может заниматься одним видом работы.

Занятие с малышом должно продолжаться до десяти минут, после чего нужно кардинально поменять род деятельности.

Обязательно прекращайте занятие чуть раньше, чем оно надоест малышу. У дошкольника пока не сформировано произвольное внимание. Он сможет эффективно заниматься только тем, что ему будет интересно. Попытка "привить ребенку усидчивость", склоняя его делать что-то "через не хочу", может привести к противоположному результату: малыш вообще откажется от занятий.

Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

На занятиях используются игры и дидактические задания, которые учитывают следующие особенности умственного развития:

1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.

2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

На каждом занятии прелагается наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты не просто сопровождают, «обслуживают» иллюстрации, а создают игровую ситуацию, вызывают у ребенка интерес, эмоциональный отклик, активизируют его прошлый опыт. Зрительный ряд и слуховая наглядность выступают здесь в единстве.

Занятия должны проходить эмоционально, с опорой на настроение ребенка. Работа с настольными играми чередуется с подвижными, использованием физкультминуток.

Особые игры – соревновательные, в которых самое главное для ребенка – выигрыш и успех. Именно в таких играх дошкольники учатся достигать определенной цели.

Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении ребенка, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.

Если ребенок беспокойный, расторможенный, ему будут полезны игры по правилам.

Ребенку замкнутому, плохо вступающему в контакт, не умеющему дружить с другими детьми, полезно играть в игры, которые помогают детям сблизиться друг с другом. Это игры-хороводы, некоторые сюжетные игры, требующие взаимодействия.

В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. У таких детей полезно повышать их самооценку, уверенность в своих силах. Нужно постоянно отмечать успехи и достижения ребенка, даже незначительные«Смотри, каким ты стал ловким, как у тебя хорошо получается!».

В общем, развивающие игры для детей помогут им овладеть навыками, которые очень пригодятся им в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе....

Консультация для воспитателей детского сада Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру....

Консультация для воспитателей. Тема "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"

   В ФГОС дошкольного образования - разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации предметно-игровой деятельности в ДОУ, являю...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Роль театрализованной игровой деятельности в процессе обучения татарскому языку»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Роль театрализованной игровой деятельности в процессе обучения татарскому языку»...

Консультация для воспитателей на тему: "Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном ...

Консультация для воспитателей " Развитие театрализованной игровой деятельности в разных возрастных группах "

В консультации раскрывается развивающий и обучающий характер театральной деятельности, который и определяет ведущие и методические принципы....

Консультация для родителей: "Игровая деятельность в подготовительной группе"

В период 6–7 лет в жизнедеятельности дошкольника наступает период расцвета сюжетно-ролевых игр. Они приобретают более творческий характер, все сложнее и сложнее становятся сюжеты. Акти...