Проект «Дидактическая кукла в воспитании и развитии детей»
проект (старшая группа) на тему

Терентьева Ольга Михайловна

Проект для работы в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект14.41 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №4»

Проект

«Диактическая кукла  в воспитании и развитии детей»

Воспитатель: Терентьева О. М.

«Посещение музея русской матрешки»

Цель:

- продолжать знакомить с матрешкой как видом народной игрушки;

- показать характерные особенности  матрешки,

- воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России;

- развивать чувство цвета и эстетический вкус.

-обогащать словарный запас

Предварительная работа. Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Дидактические игры с матрешками. Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества.

 Оборудование и материалы: Матрешки, трафареты матрешек, фотографии, слайды, деревянные ложки, гуашь.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

На Руси всегда было много мастеров, которые своим мастерством и талантом прославляли русскую землю. Сегодня мы начинаем путешествовать по «Залу народной игрушки». Народную игрушку создают простые люди — народ. Изготавливают ее из природного материала.

- Назовите природные материалы.

Да, игрушки делают из дерева, соломы, глины. И сегодня мы посетим зал деревянной игрушки...   Отгадайте загадку...

Деревянные сестрицы,

Расписные молодицы,

Каждая девица

Для другой — темница.

Веселые подружки

Прячутся друг в дружке,

Надо их раскрутить,

Чтоб младшую добыть.

                                             (Вера Шипунова)

(Под тихую народную музыку дети входят в импровизированный музей)

  1. Мотивация. 

 Правильно, это матрешки. Русские матрешки — самые юные среди народных игрушек. Старинным куклам  уже больше тысячи лет, самым древним — три тысячи. А матрешке чуть больше ста лет. По одной из версий  дело было так. Токарь В. П. Звездочкин выточил необычную деревянную куколку, похожую на пасхальное яйцо. Известный художник С. В Малютин посмотрел на это  чудо, покрутил в руках, да недолго думая взял краски и «нарядил» куколку в русский сарафан с передником и яркий платочек, а в руки «посадил» петушка. И вышла девочка Матренушка — ни в сказке сказать, ни пером описать: яркая, красивая,  нарядная, веселая да румяная! (показ иллюстрации с изображением первой матрешки). С тех пор  повелось — Матрена, Матренушка, Матрешечка. Но самое удивительное в матрешечке — не ее наряд да веселый нрав (характер), а секрет!  Прячутся в матрешке сестрички — мал мала меньше. Думаешь, что держишь в руках одну матрешку, а оказывается, что их целых три или пять, а бывает еще пять и семь,и двенадцать. Вот такие дружные семейки.

Давайте посмотрим на эти чудо игрушки...

- Ребята, из какого материала делают матрешку?

- Да, делают матрешек из традиционного материала — дерева. Таким деревом была и остается липа. Мастерят матрешек мужчины. Вставляют в станки липовые длинные кругляшки, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки. (показ нерасписанной матрешки). Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтоб не было ни сучка, ни трещинки. Сначала точит самую маленькую матрешку. Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя. Зачем вытачивает матрешку побольше, еще больше. Иногда их число достигает пятидесяти. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрешек и покрывают несколько раз лаком (показ готовой игрушки).

(Педагог сопровождает свой рассказ показом иллюстраций и игрушек-матрешек)

Матрешки так всем полюбились, что их стали делать в разных городах России.. Матренушки из Сергиева Посада очень разные — каждый мастер старается нарядить ее на свой лад. Некоторые мастера украшают своих куколок выжженными узорами. А другие инкрустируют (украшают) золотой соломкой, покрывают лаком, позолотой. Матрешечки из Полхов-Майдана очень стройные и нарядные. Матрешки из Семенова всегда держат в руках пышные букеты цветов. Да и сами матрешки не всегда девочки-куколки. Бывают башни и грибы, витязи и богатыри, сказочные герои и цари. Бывают матрешки-крошки, а бывают и великанши — ростом с семилетнего ребенка. А свое первое путешествие за границу наша матрешка совершила в 1900 году. И отправилась она ни куда-нибудь на сельскую ярмарку, а центр мировой культуры и моды — в Париж, на Всемирную выставку и даже получила золотую медаль как «образец национального искусства». С тех пор русскую матрешку знают и любят во всем мире. Русская матрешка — наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Дарят ее на память о нашей стране. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.

-Как вы считаете, почему матрешка — это русская игрушка?

-Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки русские женщины носили очень длинные кофты, почти до пят, их называли рубахами, Поверх рубах женщины носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрешки ног не видно. Рубахи и сарафаны украшены различными узорами. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

 

(Педагог обращает внимание детей на головные уборы матрешек: их цвет и узоры)

- Как вы думаете, какой характер у наших матрешек?

-Да, каждая игрушка хороша по-своему: одна - веселая, другая — задумчивая, третья — озорная.

             

             Дуйте в дудки, бейте в ложки!

             В гости к нам пришли матрешки.

             Ложки деревянные,

             Матрешечки румяные.

             Весь народ глядит в окошки -

            Танцевать пошли матрешки.

            (Педагог приглашает детей на танец матрешек)

 -Наша экскурсия завершена.  А теперь я предлагаю вам самим расписать матрешек.

 (Педагог выставляет на наборное полотно образцы матрешек. Обращает внимание детей на то, как они расписаны: у каждой матрешки есть платочек, сарафан, на сарафане цветочки и т.д.  У матрешки круглое лицо в обрамлении платка. Дети расписывают заготовленные трафареты. Во время самостоятельной работы педагог помогает затрудняющимся в создании композиции)

  1. Рефлексия.

Всех расписанных матрешек вывешивают на стене, педагог вместе с ребятами полюбоваться ими.

Подводя итог, педагог предлагает выбрать самых  нарядных матрешек и ответить на вопросы:

1. Какая матрешка тебе больше всего понравилась, почему?

2. Что тебе больше всего понравилось?

 Все матрешки получились яркие, нарядные, красивые. Ребята, вы просто молодцы. Прямо настоящие мастера!)

           

           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль дидактических развивающих игр в воспитании и развитии детей

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста...

Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук

Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение...

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и собой.На свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...

"Роль куклы в воспитании и развитии детей"

Презентация к родительскому собранию "Роль куклы в воспитании и развитии детей"...

«Дидактические игры по сенсорному воспитанию в развитии детей раннего возраста»

Сенсорное развитие – одна из значимых задач педагогического процесса ДОУ. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. В п...

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание родителей к проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно - нравственное,  патриотическое воспитание, познавательное...

" Роль народной тряпичной куклы в воспитание и развитие детей"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа» М. Е. Салтыков – Щедрин...